- 11 мая, 2025
- 33
ИИ погружается в процессы

В последний год страховая отрасль пережила настоящий технологический прорыв, считает директор по рискам СберСтрахования Владимир Новиков. В интервью ССТ он рассказывает о том, как искусственный интеллект меняет подходы к страхованию и открывает новые возможности для бизнеса.
ССТ: Как вы оцениваете место и роль искусственного интеллекта в деятельности страховой компании?
Владимир Новиков: Традиционно лидируют по внедрению искусственного интеллекта в свои процессы компании из сектора финансов, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций. Страхование по сравнению с ними всегда выглядело более скромно. Но за последний год страховая отрасль пережила настоящий технологический прорыв, и сейчас ИИ становится неотъемлемой частью наших бизнес-процессов. Это не значит, что по коридорам компании у нас стали ходить человекоподобные
роботы. Но мы уже активно разрабатываем новые страховые продукты, риски по которым помогают оценивать технологии ИИ.
ССТ: В каких процессах задействован ИИ?
В. Н.: Первый пример — актуарий, который решает задачу тарификации по сложному виду страхования, где необходимо учитывать много факторов. Время подготовки данных сократилось в несколько раз за счет цифровизации задач по самым затратным по времени рутинным процедурам: выверка базы данных, проверка запросов. Это удалось сделать благодаря использованию ИИ-агента, который научился проверять информацию не хуже, чем это делалось вручную. Соответственно, ресурс специалистов освобождается для более высококвалифицированной работы и решения нетривиальных задач. Вместо подготовки данных — интерпретация моделей.
За последний год страховая отрасль пережила настоящий технологический прорыв, и сейчас ИИ становится неотъемлемой частью наших бизнес-процессов.
Вторая тема, я думаю, близка всем страховщикам. Огромные средства мы вкладываем в то, чтобы научить страхового агента или посредника правильно определять стоимость квартиры или любого другого объекта, который нужно застраховать. А самое главное, клиент не попадет в ситуацию, когда при наступлении страхового случая окажется, что покрытие по его полису недостаточно, и он не может получить полное возмещение.
Ну, и третий пример — кибербезопасность. Злоумышленники все чаще используют достижения ИИ для поиска уязвимостей в системах компаний. Поэтому для нас крайне важно применять ИИ для защиты наших систем и данных, чтобы опережать потенциальные угрозы и обеспечивать безопасность наших клиентов.
Вот три сферы, где искусственный интеллект реально становится частью бизнес-процесса.
ССТ: В России началось обязательное электронное урегулирование по ОСАГО. Можно ли использовать искусственный интеллект по урегулированию убытков, особенно в массовых видах страхования, в моторах и в ОСАГО?
В. Н.: На самом деле, существенная часть убытка в моторах достаточно быстро урегулируется. В каско, в принципе, нет смысла массово применять ИИ при урегулировании. Там человек получает направление на ремонт по телефону и долго ничего не ждет. Исключение составляют случаи, когда есть угроза повреждения внутренних механизмов транспортного средства.
В ОСАГО, напомню, существенная часть убытков урегулируется по процедуре прямого возмещения, поэтому там есть определенные нюансы. Здесь ИИ, в принципе, достаточно хорошо работает.
Но я бы, наверное, все-таки отделял собственно искусственный интеллект от любых моделей, которые можно применять для автоматизации каких-то рутинных функций. В страховании у нас есть значительное количество таких трудоемких операций, которые неэффективно поручать людям.
И здесь тоже надо различать: либо это просто ответ по заданным параметрам — такой процесс требует простой автоматизации, либо это применение обучаемых моделей, которые будут расти сами над собой и увеличивать объемы автоматизации. Мы сейчас применяем самообучаемые модели, которые помогают в той части операций, где на ручную работу требовалась бы просто масса людей. Нам хотелось бы иметь больше специалистов в области внутренней разработки, техподдержки, информационной безопасности, а не нанимать большое количество людей, которые будут отвечать на письма.
ССТ: Приведет ли внедрение искусственного интеллекта к появлению новых страховых продуктов?
Уже приводит! Совсем недавно мы запустили специальный продукт для страхования экранов мобильных телефонов как новых, так и уже бывших в употреблении. Раньше страховщики не брали их на страхование, потому что оценить целостность стекла было невозможно.
Однако сегодня мы применяем технологию искусственного интеллекта, и экран смартфона можно застраховать от трещин. Для этого вам понадобится только телефон и зеркало. Это только первые шаги.