- 31 января, 2023
- 132
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 26
Продолжилась работа над проектом федерального закона № 118994-8 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации. Внесен депутатом ГД А.Г. Аксаковым и сенатором РФ Н.А. Журавлевым 05.05.2022 г.
Законопроектом предлагается внесение следующих изменений в законодательство Российской Федерации:
1. Увеличение лимитов по операциям, в отношении которых идентификация не проводится. В целях развития электронного взаимодействия между клиентами и страховщиками, повышения удобства пользователей страховых продуктов, законопроектом предлагается увеличить с 15 000 рублей до 40 000 рублей минимальную сумму операций, при совершении которых не проводится идентификация по договорам страхования, попадающим под действие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ, за исключением отдельных видов договоров страхования жизни, по которым минимальная сумма операций в 15 000 рублей сохраняется.
В соответствии с публичным отчетом Росфинмониторинга «Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов» (2017-2018) в отношении страхового сектора сделаны выводы о высокой законопослушности и информированности о рисках в сфере ПОД/ФТ, отсутствии критических уязвимостей, установлен прогноз к дальнейшему снижению уровня риска. Кроме того, в прошлом году был принят Федеральный закон от 30.12.2021 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которым установлено повышение суммы лимитов для обязательной идентификации операций при приеме от клиентов – физических лиц страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств и договору добровольного страхования транспортного средства с 15 000 рублей до 40 000 рублей. Авторы данного законопроекта полагают целесообразным увеличить до 40 000 рублей и по указанным договорам страхования (за исключением отдельных видов договоров страхования жизни) по причине одинаковой оценки рисков в страховом секторе в сфере ПОД/ФТ, а также отсутствия дополнительных рисков.
Предлагаемые законопроектом изменения не окажут негативного влияния на качество системы ПОД/ФТ, поскольку для страховых организаций по-прежнему сохранится обязанность обращать внимание на любые подозрительные операции клиентов вне зависимости от суммы совершаемой операции. Более того, минимальная сумма операций, при совершении которых не проводится идентификация, не менялась длительное время. Принимая во внимание инфляционный фактор, принятие законопроекта позволит установить пороговое значение, соответствующее текущему уровню инфляции.
2. Проведение идентификации лица, в пользу которого заключен договор страхования, при осуществлении ему выплаты страхового возмещения. Отсутствие в страховой организации сведений о фактическом выгодоприобретателе на этапе принятия клиента на обслуживание не позволяет провести его идентификацию в этот момент. В этой связи законопроектом предлагается установить, что лицо, в пользу которого заключен договор страхования, подлежит идентификации в качестве клиента при осуществлении ему страхового возмещения и (или) страховой суммы. Кроме того, определение выгодоприобретателя по договору страхования является безусловным правом страхователя, и он может быть изменен страхователем в любое время на протяжении действия договора.
Предполагается, что при заключении договора страхования в пользу третьего лица в отношении выгодоприобретателя идентификация не проводится, за исключением случаев, если у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Предусматривается, документальное фиксирование организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о выгодоприобретателе, известных при заключении договора страхования (без проверки их достоверности). Передача уполномоченному органу имеющихся у организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о выгодоприобретателе будет осуществляться в рамках обязательного контроля, сообщений о подозрительных операциях и по запросу уполномоченного органа.
3. Законопроектом также предлагается реализовать возможность по проведению упрощенной идентификации в отношении договоров страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события, договора страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, договора пенсионного страхования при условии, что сумма страховых премий по указанным видам договоров страхования жизни не превышает 40 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей.
В действующей редакции пункта 1.12-2 статьи 7 № 115-ФЗ по указанным видам договоров страхования жизни проведение упрощенной идентификации клиента – физического лица не допускалось вне зависимости от суммы договора страхования. Наличие указанного запрета при заключении договоров страхования жизни ограничивает возможности дистанционной продажи страховых продуктов, что не соответствует стратегии развития информационного общества, с учетом необходимости расширения перечня финансовых услуг, предоставляемых клиентам удаленно.
По мнению авторов законопроекта, предлагаемое изменение позволит, с одной стороны, расширить возможности страховых организаций по заключению указанных видов договоров страхования в электронном виде, а с другой – сохранить баланс, обеспечивающий необходимый и достаточный уровень идентификации клиента – физического лица и безопасности проводимых сделок, в том числе с учетом рекомендаций ФАТФ, в соответствии с которыми в странах, в которых установлен низкий уровень риска, локальным законодательством могут устанавливаться соответствующие исключения.
ВСС своим письмом на имя председателя Комитета ГД по финансовому рынку А.Г. Аксакову от 03.06.2022 г. № И-1063-ВСС поддержал включение возможности проводить упрощенную идентификацию для отдельных договоров страхования жизни, а также позицию по увеличению «порога» при приеме страховых премий, при котором идентификация клиента-физического лица не проводится.
Также ВСС положительно оценил перенос момента идентификации выгодоприобретателя на момент страховой выплаты.
Вместе с тем, ВСС считает, что предложенное в предыдущей версии данного законопроекта более значимое увеличение «порога» страховой премии по договорам страхования с физическими лицами (70 тысяч рублей), при котором идентификация клиента – физического лица не проводится, в большей степени соответствует текущей ситуации с инфляцией и изменениями курса валют и позволило бы более существенно расширить возможности к заключению договоров страхования в цифровом формате.
Кроме того, в письме и прилагаемой к нему таблице поправок высказано мнение, что указанный законопроект нуждается в редакционной корректировке в целях систематизации его положений, исключения из него отдельных противоречивых норм и неверного их толкования.
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.