- 6 декабря, 2020
- 152
КОГДА АВТОЮРИСТ СТАНЕТ НЕ НУЖЕН
Ситуация с использованием мошеннических схем в автостраховании остается сложной на юге России. Однако активная позиция Всероссийского союза страховщиков, продуктивное взаимодействие страховых компаний с региональными администрациями и развитие новых подходов и технологий, по мнению вице-президента ВСС Сергея Ефремова, способствуют поэтапному решению проблемы.
Современные страховые технологии: Юг России всегда отличался повышенным уровнем страхового мошенничества. Изменилась ли ситуация и какая она там сейчас?
Сергей Ефремов: Да, есть особенности, характерные именно для южных регионов России, и среди них выделяются Краснодарский край и Ростовская область.
В Краснодарском крае действует огромное количество автоюристов, и они всеми силами стараются выступать посредниками в судах и страховых компаниях от имени владельцев полисов ОСАГО и каско, попавших в ДТП. Через аварийных комиссаров или различных граждан, оказавшихся рядом в момент аварии, они предлагают пострадавшим не заморачиваться со страховой компанией, а выкупить долг на месте.
Активно начали действовать автоюристы и в Крыму, входящем в Южный федеральный округ, и это негативно отразилось на статистике региона. Более того, когда подняли и изучили большое количество судебных дел, были выявлены злоупотребления крымских судей.
Только по двум мошенническим схемам в 2018–2019 годах, включавшим около 400 дел, с крупного автостраховщика взыскано свыше 280 млн руб. Все решения принимал один судья районного суда Симферополя, причем все иски рассматривались без извещения страховщиков и решены в пользу автоюристов. Когда схема была раскрыта, тысячи дел, которые вел этот судья, были изучены, решения пересмотрены по апелляции и либо отменены, либо отправлены на новое рассмотрение.
Так как автоюристы представляли граждан в суде по доверенности, собственниками иска оставались сами страхователи. После пересмотра исков в пользу страховых компаний, получившие выплаты по первому решению судьи граждане вынуждены теперь возвращать деньги. Понятно, люди возмущены — были забастовки, обращения на имя Президента РФ.
ССТ: Расскажите подробнее о деле с неправомерными решениями судьи?
С. Е.: Все дела были связаны с ОСАГО. Первая группа связана с одним конкретным автоюристом — по договору цессии он выкупил права требования у автовладельцев к страховой компании и на этом основании подал 334 иска. В результате со счетов страховщика было списано в общей сложности 219,4 млн руб. Средняя сумма взыскания составила более 650 тыс. руб., в то время как по нашим делам в Крыму среднее взыскание по автоспорам составляет менее 80 тыс. руб.
Дела вообще не должны были попасть в суд Симферополя: рассмотрение дел по уступке права требований возможно только по месту нахождения ответчика, а автоюрист был зарегистрирован совсем в другом месте. Но он представил справку из хостела о том, что проживает в Симферополе. Кроме того, в материалах дела есть справка помощника судьи, что он выезжал в Краснодар, чтобы вручить страховщику повестку, но найти страховщика по каким-то причинам не смог. Но по закону такие справки не могут служить основанием для определения территориальной подсудности. Положенные в основу решений судьи экспертизы стоимости восстановительного ремонта автомобилей тоже проведены с многочисленными нарушениями закона. Все это сработало только потому, что страховщик не участвовал в судебных заседаниях и не мог защищаться — его просто не извещали о судебных заседаниях.
Было выявлено еще 97 решений того же судьи на общую сумму 60 млн руб., но иски подавали уже разные автоюристы. Де-юре они представляли интересы автовладельцев по доверенности, но де-факто действовали самостоятельно по схеме уступки прав требования. Автовладельцы получали вознаграждение 30–50 тыс. руб. и выдавали доверенности на представление интересов в суде, открытие счета в банке, получение денег от их имени.
По первой группе дел Верховный суд Республики Крым восстановил процессуальные сроки, все решения отменил, а дела переданы по подсудности в районный суд Краснодара по месту нахождения филиала страховщика.