• 27 декабря, 2019
  • 161

МОШЕННИКОВ ПОБЕДИТ ДОВЕРИЕ

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

Активизация правоохранительных органов и собственные усилия страховщиков по борьбе со страховым мошенничеством дают положительные результаты. Но все же основной фактор, препятствующий росту преступности, злоупотреблению правом и иным негативным явлениям в сфере страхования, – это доверие страхователя к отрасли и понимание им принципов работы страхования. Об этом в своем интервью рассказал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов.

Современные страховые технологии: Какова текущая ситуация с мошенничеством в области страхования?

Сергей Ефремов: Страховое мошенничество очень тесно связано с доверием наших граждан к страховой отрасли. Насколько граждане нам доверяют, настолько они способны осознавать необходимость страхования, настолько меняется крен страхового мошенничества. Сегодня уровень доверия населения к страхованию падает.

Это говорит о низком уровне понимания роли страхования. Именно это непонимание порождает со стороны граждан попытки получить какую-то дополнительную выгоду к сумме возмещения ущерба, даже если страховая выплата его полностью покрывает. Это не считается в обществе зазорным. Бытует мнение, что страховщики сидят на мешках с деньгами и всеми силами стараются не заплатить, когда у людей горе.

ССТ: Центральный банк «вычистил» все компании, которые не могли отвечать по своим обязательствам. Почему это не способствовало повышению уровня доверия к страховщикам?

С. Е.: Да, действительно, достаточно большое количество компаний ушло с рынка. Доля обращения граждан в суды уменьшается, но все же она еще достаточно велика. Мы видим большое количество обращений к финансовому омбудсмену, когда страхователь не согласен с размером выплаты. Отдельная тема – повышение финансовой грамотности. Непонимание процессов урегулирования убытка порождает желание обратиться за помощью к посреднику, который зарабатывает на невежестве страхователей и несовершенстве определенных законов.

ССТ: То есть страховщикам нужно активнее бороться за финансовое просвещение клиентов?

С. Е.: Негативную ситуацию создает целый комплекс явлений. Существуют организованные преступные группы, которые зарабатывают в страховой сфере. При этом страховщики еще не научились урегулировать убыток непосредственно на месте дорожно-транспортного происшествия. Страхователь остается один на один со своим горем: повреждено дорогое транспортное средство, непонятно, как заполняется извещение о ДТП, «давит» другой участник происшествия… В этот критический момент появляется ангел-спаситель в лице «аварийного комиссара», который предлагает быстро и эффективно разобраться на месте – то есть сразу же взять деньги и подписать договор о переуступке прав требования. Участник ДТП в большинстве случаев с таким предложением соглашается.

К сожалению, у водителя редко возникает идея позвонить по мобильному в свою страховую компанию и узнать порядок действий. Это тоже недоработка страховщиков! Сейчас есть очень удобное мобильное приложение для заполнения европротокола. Это государственный сервис, но даже он не дает 100-процентной гарантии, что сработает на месте ДТП, если оно произошло где-то на трассе.

ССТ: Что говорит об уровне страхового мошенничества собранная статистика? 

С. Е.: Год назад мошенничество в области каско и ОСАГО составляло порядка 90 %. В первом полугодии 2019 года мы видим снижение доли этого сегмента до 85–86 %. Мошенничество начинает переходить в сферу страхования от несчастного случая и страхования имущества. В 2019 году заявленные убытки в полицию по всем видам страхования составят более 6 млрд рублей, из которых большая доля относится к страхованию имущества. В страховании имущества и страховании от несчастного случая средняя величина убытка существенно превышает убытки ОСАГО и каско. Если тенденция сохранится, потери страховщиков будут велики. Кстати, такое развитие ситуации подтверждается международной практикой: в Америке наибольшее количество случаев страхового мошенничества связано именно со страхованием жизни и здоровья.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…
ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

За годы работы Службы финансового уполномоченного проявились определенные нюансы, которые необходимо учитывать для исключения спорных ситуаций между страховщиками, потребителями страховых услуг…
НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

Нацеленность на достижение общего результата позволяют оперативно находить системные решения проблем с мошенничеством. О том, почему деятельность подразделений безопасности всех страховых…