- 27 декабря, 2019
- 150
МОШЕННИКОВ ПОБЕДИТ ДОВЕРИЕ
Активизация правоохранительных органов и собственные усилия страховщиков по борьбе со страховым мошенничеством дают положительные результаты. Но все же основной фактор, препятствующий росту преступности, злоупотреблению правом и иным негативным явлениям в сфере страхования, – это доверие страхователя к отрасли и понимание им принципов работы страхования. Об этом в своем интервью рассказал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов.
Современные страховые технологии: Какова текущая ситуация с мошенничеством в области страхования?
Сергей Ефремов: Страховое мошенничество очень тесно связано с доверием наших граждан к страховой отрасли. Насколько граждане нам доверяют, настолько они способны осознавать необходимость страхования, настолько меняется крен страхового мошенничества. Сегодня уровень доверия населения к страхованию падает.
Это говорит о низком уровне понимания роли страхования. Именно это непонимание порождает со стороны граждан попытки получить какую-то дополнительную выгоду к сумме возмещения ущерба, даже если страховая выплата его полностью покрывает. Это не считается в обществе зазорным. Бытует мнение, что страховщики сидят на мешках с деньгами и всеми силами стараются не заплатить, когда у людей горе.
ССТ: Центральный банк «вычистил» все компании, которые не могли отвечать по своим обязательствам. Почему это не способствовало повышению уровня доверия к страховщикам?
С. Е.: Да, действительно, достаточно большое количество компаний ушло с рынка. Доля обращения граждан в суды уменьшается, но все же она еще достаточно велика. Мы видим большое количество обращений к финансовому омбудсмену, когда страхователь не согласен с размером выплаты. Отдельная тема – повышение финансовой грамотности. Непонимание процессов урегулирования убытка порождает желание обратиться за помощью к посреднику, который зарабатывает на невежестве страхователей и несовершенстве определенных законов.
ССТ: То есть страховщикам нужно активнее бороться за финансовое просвещение клиентов?
С. Е.: Негативную ситуацию создает целый комплекс явлений. Существуют организованные преступные группы, которые зарабатывают в страховой сфере. При этом страховщики еще не научились урегулировать убыток непосредственно на месте дорожно-транспортного происшествия. Страхователь остается один на один со своим горем: повреждено дорогое транспортное средство, непонятно, как заполняется извещение о ДТП, «давит» другой участник происшествия… В этот критический момент появляется ангел-спаситель в лице «аварийного комиссара», который предлагает быстро и эффективно разобраться на месте – то есть сразу же взять деньги и подписать договор о переуступке прав требования. Участник ДТП в большинстве случаев с таким предложением соглашается.
К сожалению, у водителя редко возникает идея позвонить по мобильному в свою страховую компанию и узнать порядок действий. Это тоже недоработка страховщиков! Сейчас есть очень удобное мобильное приложение для заполнения европротокола. Это государственный сервис, но даже он не дает 100-процентной гарантии, что сработает на месте ДТП, если оно произошло где-то на трассе.
ССТ: Что говорит об уровне страхового мошенничества собранная статистика?
С. Е.: Год назад мошенничество в области каско и ОСАГО составляло порядка 90 %. В первом полугодии 2019 года мы видим снижение доли этого сегмента до 85–86 %. Мошенничество начинает переходить в сферу страхования от несчастного случая и страхования имущества. В 2019 году заявленные убытки в полицию по всем видам страхования составят более 6 млрд рублей, из которых большая доля относится к страхованию имущества. В страховании имущества и страховании от несчастного случая средняя величина убытка существенно превышает убытки ОСАГО и каско. Если тенденция сохранится, потери страховщиков будут велики. Кстати, такое развитие ситуации подтверждается международной практикой: в Америке наибольшее количество случаев страхового мошенничества связано именно со страхованием жизни и здоровья.