• 16 ноября, 2024

ОМС — ЭТО КАЧЕСТВО МЕДПОМОЩИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТА

Щеглеватых Роман

Вице-президент ВСС

ОМС — ЭТО КАЧЕСТВО МЕДПОМОЩИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТА

Главная задача, которую предстоит решить всем участникам и субъектам ОМС — это повышение продолжительности жизни населения России. Для достижения этой национальной цели страховщики готовы совершенствовать инструменты взаимодействия с пациентами и медицинскими организациями, отмечает вице-президент ВСС по медицинскому страхованию Роман Щеглеватых.

ССТ: Какие результаты достигнуты страховщиками в направлении развития пациент-ориентированного здравоохра­нения в 2024 году?

Роман Щеглеватых: Пациент-ориентиро­ванное здравоохранение ставит интересы граждан превыше любых барьеров, с ко­торыми сегодня сталкивается система ор­ганизации медицинской помощи. На пути к сохранению высшей ценности челове­ка — его жизни — наш пациент не должен оставаться один на один с болезнью.

С одной стороны, оказание медицинской помощи само по себе предполагает ко­нечный результат — выздоровление или, например, ремиссию с существенным улуч­шением самочувствия. С другой — предло­жение качественного страхового продукта означает своевременное информирование пациента о его правах и гарантиях, обе­спеченных полисом ОМС, сопровождение на всех этапах оказания медицинской помо­щи. Для этого в ОМС предусмотрена роль страховых представителей.

Кроме того, за последнее время прои­зошло существенное развитие института досудебного урегулирования претензий к медицинским организациям — медиации, которое позволило качественно повысить процесс защиты прав застрахованных лиц.

ССТ: В каких случаях страховые меди­цинские организации могут помогать в решении вопросов получения каче­ственной и доступной медицинской помощи?

Р. Щ.: Экспертный контроль доступности и качества медицинской помощи по ОМС со стороны страховых компаний проводит­ся, в основном, проактивно — на упрежде­ние. Таким образом, удается предотвращать некачественное оказание медицинской по­мощи и несоблюдение сроков ее ожидания.

Работа по устранению нарушений ведется по обязательным поводам для проведения экспертиз, среди которых — летальные исходы, жалобы граждан, запросы надзор­ных органов. Обращения могут поступать и через пациентские организации. Прове­дение медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи помогает на профессиональном уровне разобраться с уже случившимся наруше­нием. Экспертом также разрабатывается алгоритм устранения ошибок — наруше­ний норм порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций.

ССТ: Как должны разрешаться споры по методам и качеству медицинской помо­щи между пациентом и врачом или ЛПУ?

Р. Щ.: Страховые компании законом наделе­ны обязанностью взаимодействовать со все­ми субъектами ОМС, выступая связующим звеном между застрахованным гражданином, медицинской организацией и врачом. Неза­висимые от системы здравоохранения стра­ховые представители с навыками деловой и пациент-ориентированной коммуникации, по сути, являются отраслевыми медиато­рами, которые регулируют самые разнообразные конфликтные ситуации: сложности при записи к врачу, неудовлетворенность лечением, нарушения сроков ожидания по­ложенной помощи, неправильно выбранные методы диагностики и лечения.

ССТ: Как строится взаимодействие СМО и ТФОМС, если для какой-то кате­гории пациентов не хватает финансиро­вания по ОМС?

Р. Щ.: Система ОМС открыта для обсуж­дения текущих вопросов медицинского обеспечения — как на этапе планирования следующего года, так и в течение всего его периода. Все принимаемые участниками ОМС решения максимально прозрачны.

Часто медицинские организации само­стоятельно обращаются в СМО и ТФОМС за выделением дополнительных средств. Но и результаты экспертиз страховых компа­ний демонстрируют, особенно к концу года, ограничения доступности или отказы в ока­зании дорогостоящей медицинской помощи, в том числе по причине невозможности их возмещения из системы ОМС. В этом случае проблема обсуждается на координацион­ном совете по защите прав застрахованных граждан, и медицинской организации пред­лагается обращение в тарифную комиссию, где страховщик, имеющий право голоса, в таких случаях поддерживает свои же ре­комендации. Например, в начале 2024 году мы столкнулись с недостаточным выделе­нием объемов по гепатитам С и схемам лече­ния в онкологии.

ССТ: Решение каких задач при реализа­ции пациент-ориентированной модели вызывает сейчас наибольшую сложность?

Р. Щ.: В пациент-ориентированном здра­воохранении важна осведомленность само­го гражданина о своих правах и реальная возможность их реализации в комфортных условиях, установленных программой государственных гарантий и порядками оказания медицинской помощи — то есть, сочетание качества медицинской помощи и удовлетворенности пациента.

В 2025 году состоится окончательный пере­ход медицинских организаций системы ОМС на оказание медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, содержащих самые современные технологии профилак­тики, диагностики, лечения, реабилита­ции. А значит, перед страховщиками стоит задача создания нового, экспертного подхода к организации и контролю предоставления помощи на основе инновационных методов.

Но самая главная задача, которую необ­ходимо решить совместно всем участни­кам и субъектам ОМС — это повышение ожидаемой продолжительности жизни и снижение ее дифференциации между субъектами РФ. Сегодня это национальная цель, поставленная Президентом. Для ее достижения страховщики в ОМС готовы активно включаться в реализацию Нацпро­екта «Продолжительная и активная жизнь» путем совершенствования и модернизации инструментов взаимодействия с пациентом и медицинской организацией.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…