• 11 декабря, 2022
  • 152

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОДХОД. КАК ЭКОСТРАХОВАНИЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ КОМПАНИЯМ

Новиков Владимир

Директор по рискам СберСтрахования, председатель рабочей группы ВСС по ESG

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОДХОД. КАК ЭКОСТРАХОВАНИЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ КОМПАНИЯМ

Любому бизнесу, который хочет успешно и стабильно развиваться, нужно быть экологичным. Запрос на ответственное отношение компаний к окружающей среде идет как от общества, так и от государства. Одна из важных составляющих экологичного бизнеса — страхование возможного ущерба окружающей среде.

Владимир Новиков
Директор по рискам СберСтрахования

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧНОСТИ

В последние годы все большее распростра­нение получает понятие ESG. Его можно расшифровать, как «экология, социальное развитие и корпоративное управление». Мы обычно говорим про ESG, имея в виду только экологию — например, влияние бизнеса или предприятия на окружающую среду. На самом деле эта тема гораздо шире. Индекс ESG показывает, как компания заботится об условиях труда сотрудников, поддерживает ли социальные проекты и образование, как строится управление и распределение прибыли.

Сейчас мы наблюдаем определенную перестройку всего мирового экономическо­го уклада под флагом «зеленой повестки». Раньше все думали: какая связь между эко­логией и бизнесом небольшого предприятия, которое, например, пирожки печет или про­изводит одежду. Но уже через несколько лет каждое предприятие в любой сфере должно будет демонстрировать, что оно взвешенно и ответственно относится к окружающей среде, сотрудникам и клиентам. Без этого станет невозможно ни расширяться, ни от­крыть новое производство. Такое предприя­тие может не получить инвестиций.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

«Новый мир» приносит с собой новые понятия. Среди них — страхование эколо­гической ответственности. Такая страховка позволяет покрыть возможный экологиче­ский ущерб.

Зачастую можно услышать возражение: если компания работает ответственно, с соблюдением всех правил и инструк­ций — никаких аварий с причинением экологического ущерба у нее не случится. К сожалению, любой риск можно лишь уменьшить до минимума, но не свести к нулю. Если бы кто-то знал стопроцентный способ, как избегать аварий и происше­ствий, то мы бы жили вообще без страхо­вания.

Когда зарождалась «массовая» автомо­бильная индустрия после 1940-х годов, отрасль быстро пришла к простому выводу. Люди за рулем — это не только пользова­тели автомобиля, но и источники повы­шенной опасности. Причем как для других людей, так и машин. Сначала на них возло­жили финансовую ответственность в виде штрафов и обязанности оплатить ущерб. Потом появилось страхование автограж­данской ответственности. Сейчас уже все водители знают, что это такое, и понимают, для чего оно нужно.

Мы находимся примерно в той же ситу­ации с экологическим страхованием, как когда-то со страхованием ответственности водителей. Все участники процесса только в начале пути: и бизнес, и органы регулиро­вания, и надзорные органы. Общество при­ходит к пониманию, что окружающая среда нуждается в защите, требует особого режи­ма контроля. Экологическая культура, как и осознание необходимости страхования, только зарождаются. И именно страхова­ние вместе с аудитом экологических рисков может стать эффективным инструментом для защиты как окружающей среды, так и компаний.

ШТРАФЫ КАК СТИМУЛЫ

Экологическая ответственность связана для бизнеса с дополнительными расхода­ми, но сэкономить на ней без ущерба для репутации уже не получится. А репутация влияет на прибыль.

Уже появляются кейсы, когда российские компании после серьезных экологических аварий на производстве выплачивают по решению суда огромные суммы. Даже для крупного бизнеса такие финансовые потери очень существенные, и для всех остальных это сигнал. Их ждет такое же суровое наказание в аналогичной ситуации.

Например, на обычной АЗС хранится несколько тонн бензина. И если топли­во по каким-то причинам разольется в ближайший лес, для владельца колонки это может стать ударом по его финансам. Ущерб будет оцениваться принципиаль­но и досконально. По итогам этой оценки выставят огромный штраф, который может серьезно сказаться на финансовой стабиль­ности компании.

Штрафы — это один из стимулов, с по­мощью которых общество и государство подталкивают бизнес более ответственно относиться к окружающей среде. Полу­чается, компании должны будут держать «в резерве» крупную сумму для погаше­ния возможного ущерба. Экологическое страхование в данном случае — единствен­ный инструмент, позволяющий избежать замораживания огромных сумм и выплат в случае аварий.

ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Сейчас рынок экологического страхова­ния находится в стадии формирования. Как минимум у ведущих страховщиков России он задекларирован. Разработаны правила, по которым компании могут оценить эко­логические риски и выдать этот полис. Но подобные случаи пока единичные.

В России уже есть первые случаи с огром­ными штрафами в несколько десятков миллиардов рублей за экологический ущерб. А значит, потенциальный спрос со стороны крупнейших производителей есть. Он теперь не абстрактный. И мы пред­лагаем экологическое страхование как часть некоторых комплексных программ защиты предприятий.

Как это ни парадоксально, мы сфокусиро­вались не на производственных гигантах, а пошли в сегмент как крупных, так и сред­них и малых предприятий. Наше пред­ложение может быть актуально для АЗС, химчисток, типографий, бизнес по пошиву одежды и обуви. Мы уже видим первый интерес к этому предложению со стороны компаний, которые так или иначе связаны с производством и переработкой полез­ных ископаемых. Но среди покупателей экологической страховки СберСтрахования не только топливно-энергетический ком­плекс. Такие клиенты есть у нас и в других видах производств, и в пищевой промыш­ленности, и даже в торговле. Подобная защита — один из элементов повышения устойчивости бизнеса.

Стоит отметить, что урон природе может нанести практически любое предприятие, а не только из наиболее опасных для окру­жающей среды отраслей, и любого масшта­ба — не только крупное. Экологические катастрофы невозможно предсказать, как и их последствия. Но ясно, что негативный эффект от аварии скажется как на окружа­ющей среде, так и производстве.

Мы находимся примерно в той же ситуации с экологическим страхованием, как когда-то со страхованием ответственности водителей. Все участники процесса только в начале пути: и бизнес, и органы регулирования, и надзорные органы.

Если говорить про ESG и «экологичность бизнеса» в широком смысле слова, то речь не только о защите экологии. Здесь име­ется в виду устойчивое ведение пред­принимательской деятельности. Каждый владелец бизнеса должен думать о том, какими действиями он может обеспе­чить стабильность своего предприятия. И экологическое страхование здесь лишь одно из звеньев. Возьмем, например, ме­дицинское страхование сотрудников: оно тоже относится к повестке ESG. Здоровые сотрудники — это более высокая произ­водительность труда, а значит — более устойчивая работа предприятия, помимо ответственного отношения бизнеса к сво­им работникам.

Социальная ответственность в отношении сотрудников, забота об окружающей среде, экономическая устойчивость — вот при­знаки предприятия, которому будет легче получать и инвестиции, и кредиты. Одним из обязательных атрибутов таких компаний станет наличие полиса экологического стра­хования. Репутация ответственного бизнеса тоже выступит одним из мотиваторов разви­тия данного сегмента страхования.

Если говорить про ESG и «экологичность бизнеса» в широком смысле слова, то речь не только о защите экологии. Здесь имеется в виду устойчивое ведение предпринимательской деятельности. Каждый владелец бизнеса должен думать о том, какими действиями он может обеспечить стабильность своего предприятия.

В будущем компромиссов в отношении «экологической повестки» уже не будет: компаниям, работающим «по-старому», тяжело будет оставаться на рынке, у них будет меньше возможностей развития.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ESG ТРЕБУЕТ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ

ESG ТРЕБУЕТ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ

В продвижении ESG-повестки важно фокусироваться не на принципах и лозунгах, а на практических шагах. Нужно, чтобы мероприятия в сфере устойчивого развития…

Сигнал бизнесу: почти половина россиян готова отказаться от продукции…

Почти каждый второй россиянин (45%) готов снизить потребление продукции или вовсе отказаться от неё, если узнает, что производитель негативно влияет на…

При поддержке Сбера в Подмосковье прошли Чистые Игры

Жители Москвы и Подмосковья приняли участие в Чистых Играх — соревновании по сбору и сортировке отходов. Одно из мероприятий Игр прошло…