- 11 декабря, 2022
- 146
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОДХОД. КАК ЭКОСТРАХОВАНИЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ КОМПАНИЯМ
Любому бизнесу, который хочет успешно и стабильно развиваться, нужно быть экологичным. Запрос на ответственное отношение компаний к окружающей среде идет как от общества, так и от государства. Одна из важных составляющих экологичного бизнеса — страхование возможного ущерба окружающей среде.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧНОСТИ
В последние годы все большее распространение получает понятие ESG. Его можно расшифровать, как «экология, социальное развитие и корпоративное управление». Мы обычно говорим про ESG, имея в виду только экологию — например, влияние бизнеса или предприятия на окружающую среду. На самом деле эта тема гораздо шире. Индекс ESG показывает, как компания заботится об условиях труда сотрудников, поддерживает ли социальные проекты и образование, как строится управление и распределение прибыли.
Сейчас мы наблюдаем определенную перестройку всего мирового экономического уклада под флагом «зеленой повестки». Раньше все думали: какая связь между экологией и бизнесом небольшого предприятия, которое, например, пирожки печет или производит одежду. Но уже через несколько лет каждое предприятие в любой сфере должно будет демонстрировать, что оно взвешенно и ответственно относится к окружающей среде, сотрудникам и клиентам. Без этого станет невозможно ни расширяться, ни открыть новое производство. Такое предприятие может не получить инвестиций.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
«Новый мир» приносит с собой новые понятия. Среди них — страхование экологической ответственности. Такая страховка позволяет покрыть возможный экологический ущерб.
Зачастую можно услышать возражение: если компания работает ответственно, с соблюдением всех правил и инструкций — никаких аварий с причинением экологического ущерба у нее не случится. К сожалению, любой риск можно лишь уменьшить до минимума, но не свести к нулю. Если бы кто-то знал стопроцентный способ, как избегать аварий и происшествий, то мы бы жили вообще без страхования.
Когда зарождалась «массовая» автомобильная индустрия после 1940-х годов, отрасль быстро пришла к простому выводу. Люди за рулем — это не только пользователи автомобиля, но и источники повышенной опасности. Причем как для других людей, так и машин. Сначала на них возложили финансовую ответственность в виде штрафов и обязанности оплатить ущерб. Потом появилось страхование автогражданской ответственности. Сейчас уже все водители знают, что это такое, и понимают, для чего оно нужно.
Мы находимся примерно в той же ситуации с экологическим страхованием, как когда-то со страхованием ответственности водителей. Все участники процесса только в начале пути: и бизнес, и органы регулирования, и надзорные органы. Общество приходит к пониманию, что окружающая среда нуждается в защите, требует особого режима контроля. Экологическая культура, как и осознание необходимости страхования, только зарождаются. И именно страхование вместе с аудитом экологических рисков может стать эффективным инструментом для защиты как окружающей среды, так и компаний.
ШТРАФЫ КАК СТИМУЛЫ
Экологическая ответственность связана для бизнеса с дополнительными расходами, но сэкономить на ней без ущерба для репутации уже не получится. А репутация влияет на прибыль.
Уже появляются кейсы, когда российские компании после серьезных экологических аварий на производстве выплачивают по решению суда огромные суммы. Даже для крупного бизнеса такие финансовые потери очень существенные, и для всех остальных это сигнал. Их ждет такое же суровое наказание в аналогичной ситуации.
Например, на обычной АЗС хранится несколько тонн бензина. И если топливо по каким-то причинам разольется в ближайший лес, для владельца колонки это может стать ударом по его финансам. Ущерб будет оцениваться принципиально и досконально. По итогам этой оценки выставят огромный штраф, который может серьезно сказаться на финансовой стабильности компании.
Штрафы — это один из стимулов, с помощью которых общество и государство подталкивают бизнес более ответственно относиться к окружающей среде. Получается, компании должны будут держать «в резерве» крупную сумму для погашения возможного ущерба. Экологическое страхование в данном случае — единственный инструмент, позволяющий избежать замораживания огромных сумм и выплат в случае аварий.
ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Сейчас рынок экологического страхования находится в стадии формирования. Как минимум у ведущих страховщиков России он задекларирован. Разработаны правила, по которым компании могут оценить экологические риски и выдать этот полис. Но подобные случаи пока единичные.
В России уже есть первые случаи с огромными штрафами в несколько десятков миллиардов рублей за экологический ущерб. А значит, потенциальный спрос со стороны крупнейших производителей есть. Он теперь не абстрактный. И мы предлагаем экологическое страхование как часть некоторых комплексных программ защиты предприятий.
Как это ни парадоксально, мы сфокусировались не на производственных гигантах, а пошли в сегмент как крупных, так и средних и малых предприятий. Наше предложение может быть актуально для АЗС, химчисток, типографий, бизнес по пошиву одежды и обуви. Мы уже видим первый интерес к этому предложению со стороны компаний, которые так или иначе связаны с производством и переработкой полезных ископаемых. Но среди покупателей экологической страховки СберСтрахования не только топливно-энергетический комплекс. Такие клиенты есть у нас и в других видах производств, и в пищевой промышленности, и даже в торговле. Подобная защита — один из элементов повышения устойчивости бизнеса.
Стоит отметить, что урон природе может нанести практически любое предприятие, а не только из наиболее опасных для окружающей среды отраслей, и любого масштаба — не только крупное. Экологические катастрофы невозможно предсказать, как и их последствия. Но ясно, что негативный эффект от аварии скажется как на окружающей среде, так и производстве.
Мы находимся примерно в той же ситуации с экологическим страхованием, как когда-то со страхованием ответственности водителей. Все участники процесса только в начале пути: и бизнес, и органы регулирования, и надзорные органы.
Если говорить про ESG и «экологичность бизнеса» в широком смысле слова, то речь не только о защите экологии. Здесь имеется в виду устойчивое ведение предпринимательской деятельности. Каждый владелец бизнеса должен думать о том, какими действиями он может обеспечить стабильность своего предприятия. И экологическое страхование здесь лишь одно из звеньев. Возьмем, например, медицинское страхование сотрудников: оно тоже относится к повестке ESG. Здоровые сотрудники — это более высокая производительность труда, а значит — более устойчивая работа предприятия, помимо ответственного отношения бизнеса к своим работникам.
Социальная ответственность в отношении сотрудников, забота об окружающей среде, экономическая устойчивость — вот признаки предприятия, которому будет легче получать и инвестиции, и кредиты. Одним из обязательных атрибутов таких компаний станет наличие полиса экологического страхования. Репутация ответственного бизнеса тоже выступит одним из мотиваторов развития данного сегмента страхования.
Если говорить про ESG и «экологичность бизнеса» в широком смысле слова, то речь не только о защите экологии. Здесь имеется в виду устойчивое ведение предпринимательской деятельности. Каждый владелец бизнеса должен думать о том, какими действиями он может обеспечить стабильность своего предприятия.
В будущем компромиссов в отношении «экологической повестки» уже не будет: компаниям, работающим «по-старому», тяжело будет оставаться на рынке, у них будет меньше возможностей развития.