- 5 июня, 2018
- 162
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ФУНДАМЕНТ СТРАХОВОГО РЫНКА
Защита прав потребителей страховых услуг — это основа эффективного, конкурентного и справедливого страхового рынка. И поведение страховых организаций по отношению к потребителям страховых услуг, и действия самих потребителей являются значимыми факторами, влияющими на развитие этого рынка
Хотелось бы начать с самого важного: потребитель должен получать всю информацию о приобретаемом страховом продукте до принятия решения о его приобретении. Потому что одна из основных причин недоверия граждан к рынку страхования обусловлена формированием у них неоправданных ожиданий от страхового продукта. Причем в основе этих неоправданных ожиданий чаще всего лежит отсутствие полной, точной и подробной информации о характеристиках этого продукта.
Так, например, Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России выявляла случаи введения потребителя в заблуждение относительно доходности по договорам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).
Такое страхование предлагалось гражданину под видом высокодоходной инвестиции и в качестве альтернативы банковскому вкладу. При этом страховая компания не сообщала потребителям о важных особенностях продукта, отличающих его от банковского вклада:
ПРОЗРАЧНОСТЬ И ДОВЕРИЕ
Еще одной острой проблемой, которую мы выявляем, анализируя жалобы потребителей, стало навязывание страхования при заключении кредитных договоров. В подобном случае клиент, как правило, не располагает информацией о возможности или невозможности получения части страховой премии при досрочном погашении кредита, о возможности получения кредита на тех же условиях, но без заключения договора страхования, наконец, о возможности отказаться от страховки в «период охлаждения».
Служба по защите правпотребителей и обеспечению доступности финансовыхуслуг Банка России выявляла случаи введения потребителяв заблуждение относительнодоходности по договорам инвестиционного страхования жизни.
Кроме того, при оформлении кредита потребителя могут подключить к договору коллективного страхования, по которому страхователем является банк, и нередко в случае досрочного погашения долговых обязательств потребитель оказывается не в состоянии получить обратно уплаченные за страховку средства. При этом информация об условиях расторжения и отказа от участия в договоре коллективного страхования потребителю не предоставляется.
Введение потребителей в заблуждение при заключении договоров страхования, недостаточное их информирование об условиях и свойствах предлагаемых страховых продуктов, а также присущих этим продуктам рисках в совокупности формируют недоверие населения к страховому рынку, а значит, влекут за собой снижение интереса к страховым продуктам и, как следствие, негативно отражаются на развитии страхового рынка в целом.