- 11 июля, 2022
- 175
С ЗАБОТОЙ – НА ДОЛГИЙ СРОК
На фоне старения населения и постоянно растущей потребности в обеспечении долгосрочного ухода за отдельными категориями граждан только страховой механизм может обеспечить и потребности людей, и интересы работодателей, и решение глобальных задач государства по социальной защите населения.
Глава Ассоциации профессиональных участников системы долговременного ухода Александр Шкребело уверен, что сегодня и государство, и рынок, и общество ждут конкретных предложений от страховых компаний.
Современные страховые технологии: Мы с Вами разговаривали о проблемах организации долговременного ухода за нуждающимися в нем гражданами в прошлом году. Удалось ли реализовать намеченные планы?
Александр Шкребело: Начну с того, что внедряемая государством система долговременного ухода стала более масштабной: если год назад ее запускали у себя только 24 региона, то в этом году их уже 34. Система стала более формализованной: в регионах сейчас уже выпущено больше 600 нормативно-правовых актов, которые регулируют различные ее элементы и механизмы.
Полностью перестраивается система социального обслуживания. Работа с каждым пожилым человеком или человеком,
нуждающимся в постоянном уходе, индивидуализируется, запускаются механизмы оценки его состояния. На государственном уровне каждому человеку присваивается так называемая группа нуждаемости в долговременном уходе. Она определяет объем часов помощи, который предоставляется этому человеку за государственный счет.
Задачу по организации и предоставлению такой помощи решают региональные органы государственной власти в сфере социальной зашиты населения и территориальные организации социального обслуживания, в том числе коммерческие и некоммерческие организации. Именно этот механизм должен стать в будущем прототипом страховой системы. Фактически сейчас закрепляются обязательства субъекта региона по финансированию ухода за конкретным пожилым человеком в заранее согласованном объеме, достаточном для поддержания и, при возможности, улучшения его функционального состояния, с целью обеспечения качества жизни.
ССТ: Выделяется ли уже финансирование?
А. Ш.: Конечно, финансирование осуществляется. Сегодня только на часть этой работы — долговременный уход в наиболее тяжелых ситуациях — выделено более 2 млрд руб. Это помощь людям, отнесенным к третьему уровню нуждаемости — самой серьезной группе тяжести. По нашим данным, в России количество таких людей, тотально зависящих от чужой помощи, — 4–5 % от общего числа всех получателей социальных услуг на дому.
Сама работа по внедрению долговременного ухода как системы ведется уже не первый год: механизмы оценки отработаны, специалисты обучены, нормативные документы выпущены. Сейчас системой долговременного ухода уже охвачено порядка 113 тыс. человек — для каждого из которых проведена оценка функционального состояния, по результатам которой сделано заключение об отнесении человека к той или иной группе нуждаемости, людям, находящимся в наиболее тяжелом состоянии, предоставляется индивидуализированная помощь в объеме указанных выше часов.
ССТ: Как человеку заявить о своей нуждаемости в постоянном уходе?
А. Ш.: Если человек считает, что ему нужна такая помощь, он обращается в органы социальной защиты. Все необходимые экспертизы и исследования проводят органы социальной защиты, действуя по алгоритму, который разработан уже давно, в том числе и с нашим участием. На основании этой экспертизы устанавливается уровень нуждаемости в долговременном уходе — с 1-й по 3-ю. На основании этого уровня устанавливается объем часов помощи.
Далее специалисты организации, предоставляющей социальные услуги, оказывают помощь в соответствии с выявленными, очень конкретными дефицитами. Например, не может человек самостоятельно приготовить себе горячую еду. Эта услуга имеет норматив времени — 45 минут.
Значит, с необходимой частотой, например, 5 раз в неделю, соцработник будет в течение 45 минут и готовить еду для нуждающегося.
Постепенно все положенные часы заполнятся услугами, которые нужны именно этому конкретному человеку.
ССТ: Нуждаемость должна быть постоянной или может быть временной, например, после операции или после какой-то болезни?
А. Ш.: Речь идет только о долговременной нуждаемости, подтверждение которой осуществляется органами социальной защиты населения в соответствии с действующей нормативной документацией региона. Такие требования регулируется законодательством каждого отдельного региона.
ССТ: Достаточна ли та помощь, которая оказывается нуждающимся со стороны государства?
А. Ш.: В первую очередь, не хватает финансирования. Согласно исследованию, которое Ассоциация профессиональных участников системы долговременного ухода проводила совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ, количество людей, уже сейчас нуждающихся в таком обслуживании, — порядка 3,5 млн человек. На социальном обслуживании сейчас находятся 1,8 млн, остальные на данный момент остаются «за бортом».
Согласно демографическим прогнозам, количество пожилых людей в РФ увеличится в ближайшие 4 года больше, чем на 20 %. Эти люди сейчас работают, но через несколько лет они станут пенсионерами. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 60 % людей в пенсионном возрасте в России испытывают зависимость от посторонней помощи как минимум по одной из оцениваемых категорий. Если не начать с ними работать на ранних этапах, их функциональные способности начнут быстро снижаться и уже в ближайшем будущем мы увидим этих людей с высокой степенью нуждаемости в долговременном уходе, в это значит, как минимум, дополнительные расходы на медицинское обслуживание. Сейчас эти проблемы можно
предотвратить, своевременно организовав в рамках долговременного ухода небольшой объем помощи этим людям с целью снижения скорости снижения способности к самообслуживанию, вызванной естественным старением.
ССТ: Что мешает увеличить государственное финансирование? Может быть, целесообразно создать специализированный фонд по примеру фонда для лечения орфанных заболеваний?
А. Ш.: Потребность в финансировании крайне высокая. Сейчас государство выделяет каждый год на социальное обслуживание порядка 270–300 млрд руб., а требуется почти триллион! Но если даже сейчас этот вопрос будет решен, то через несколько лет проблема усугубится за счет выхода на пенсию тех людей, которые сейчас работают.
И здесь был бы крайне эффективен страховой механизм.
Нам видится многоканальное финансирование этого вопроса — опыт, который применяется во многих странах с развитой системой долговременного ухода, медицинского обслуживания и страхования.
Страхование, в том числе корпоративное страхование работников по риску инвалидности и долговременного ухода для членов семей, для самого работника — это хороший механизм финансирования будущих расходов. Во многих странах такая система применяется и показала себя очень неплохо.
ССТ: Вы проводили примерную оценку, сколько бы стоила такая программа в России?
А. Ш.: Если бы мы страховали расходы по долговременном уходу, предприятию по корпоративному договору это бы стоило порядка 17–20 тыс. руб. на каждого работника, предполагая консолидированную систему страхования семей работников предприятий. Этот расчет сделан с участием одной из страховых компаний — лидером рынка страхования в России.
ССТ: Для страховых компаний вкладываться в разработку нового продукта целесообразно только тогда, когда есть уверенность, что этот продукт найдет своего потребителя. Вы изучали опыт внедрения таких страховых продуктов?
А. Ш.: Мы надеемся в ближайшем году запустить продукт по страхованию крупными работодателями своих сотрудников и, самое главное, членов их семей. Это важно, ведь работники этих предприятий вынуждены отвлекаться на уход за своими пожилыми родственниками, брать отгулы и отпуска за свой счет. Наличие таких страховых программ должно помочь решить эти вопросы так, чтобы производство не страдало.
ССТ: Ведется ли практическая работа со страховыми компаниями?
А. Ш.: Мы вели предметную работу с одной из страховых компаний, но из-за тяжелых внешних обстоятельств ситуация поставлена на паузу. Однако актуальность такого рода программ остается высокой.
И мы искренне надеемся, что страховой рынок откликнется на потребности, в том числе, корпоративных клиентов. По состоянию на январь текущего года сразу несколько очень больших компаний были готовы выступить в качестве пилотных проектов для реализации этого продукта в своих коллективах, насчитывающих свыше 10 тыс. человек. Эти компании видят такого рода страховые программы серьезнейшим элементом мотивации персонала, а 17–20 тыс. руб. в год — это относительно небольшая сумма, которая позволит закрыть очень большое количество рисков.
В текущей ситуации, когда новостное поле переполнено различными сложными и не всегда позитивными новостями, уровень стресса пожилых родственников работников обычно зашкаливает — это ведет к резкому снижению уровня функционирования, возрастанию конфликтности в семьях и, как следствие, к обострению различных болезней и возникновению проблем, требующих отвлечение квалифицированного персонала предприятий для решения личных семейных проблем. Кроме того, с точки зрения социальной защищенности, страхование долговременного ухода семей работников предприятий — крайне эффективные социальные инвестиции с высокой степенью значимости как для самих работников, так и для регионов присутствия компаний!
Ведется работа с государственными структурами о предоставлении налоговых льгот и иных преференций для работодателей, которые используют такие программы для своих работников. И мы видим готовность государства рассматривать этот вопрос, но нужны конкретные готовые решения — мы видим возможность реализации таких кейсов со страховыми компаниями и крупнейшими корпоративными клиентами уже в ближайшее время!