- 3 сентября, 2020
- 146
СЕЛЬХОЗСТРАХОВАНИЕ ПОШЛО В РОСТ
Агрострахование переживает период восстановительного роста, и Национальный союз агростраховщиков ведет активную работу для реализации его потенциала.
Какие задачи еще предстоит решить для того, чтобы бизнес сельхозпроизводителей был защищен, рассказал президент НСА Корней Биждов.
Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете текущую ситуацию в агростраховании?
Корней Биждов: Нынешний этап развития сельхозстрахования с господдержкой можно охарактеризовать как период восстановительного роста. В последние два года мы видим очень серьезные позитивные изменения по сравнению с тяжелыми для нашего сегмента 2017–2018 годами. Об этом говорят и количественное увеличение страховых премий — более чем в 2 раза за 2019-й год, и, главное — сдвиги системного характера. В первом полугодии 2020 года, несмотря на эпидемию коронавируса, рост продолжился: объем рынка вырос на 26 %, при сопоставимом росте охвата страховой защитой посевных площадей и поголовья сельхозживотных.
Напомню: после изменений в 2017 году возникла так называемая проблема «единой субсидии», когда право выбора направлять субсидии на страхование или нет — было отдано региональным минсельхозам. При этом сами субсидии были существенно сокращены. Это привело к резко негативным последствиям: наше «страховое поле» сжалось до 1,5 % от посевной площади. Эту проблему НСА поднимал многократно, настаивая на отмене ошибочного решения на всех уровнях власти и в страховом сообществе. Сегодня это уже стало историей. «Единая субсидия» отменена, а к развитию агрострахования привлечено внимание на федеральном уровне. Сейчас застраховано около 8 %, и реализуются меры по дальнейшему расширению.
ССТ: Но ведь власти на местах всегда могут принять решение более оперативно, чем федеральный центр, лучше понять, куда нужно направлять поддержку в первую очередь — разве это не так?
К. Б.: Да, все верно. Закупка семян, техники и т. д. — это крайне актуальные задачи, а страхование на первый взгляд не представляется жизненно важным направлением расходования средств.
Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Ежегодно государство выделяет на поддержку сельского хозяйства более 200 млрд рублей, в 2019 году выделено более 311 млрд. Сельхозпроизводитель получает из бюджета субсидии для покупки семян, удобрений, проведения работ, привлекает на льготной основе инвестиции. При этом законодательство не предусматривает никакой обязательной меры по защите этих вложений. Государство щедро выделяет ресурсы, не обеспечивая их страховой защитой даже на случай чрезвычайных ситуаций. И когда такие ситуации происходят, на местах уже не могут самостоятельно решить связанные с этим проблемы — регионы снова приходят и обращаются к федеральному бюджету за помощью.
Решение о включении страхования в «единую субсидию» было ошибочным, и для преодоления этой ошибки НСА проводил сверхактивные действия.
Я неоднократно докладывал о ситуации в правительстве, лично премьер-министру, в Минсельхозе, в Банке России. И мы доказали, что включение расходов на страхование в единую субсидию неэффективно.