- 3 сентября, 2020
- 146
СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЬЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ВЗГЛЯД ПЕРЕСТРАХОВЩИКА
Ещё 20 лет назад страховое сообщество не воспринимало Россию как страну, подверженную значительным катастрофическим рискам. Однако последние годы в России регулярно происходят масштабные катастрофические события, которые сопровождаются чрезвычайными ситуациями.
СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ
В результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий гибнет или повреждается имущество граждан. Так, наводнение в Иркутской области в 2019 году привело к повреждению более 10 тыс. домовладений.
Несмотря на сформированный рынок страховых услуг в стране, основная нагрузка по оказанию помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, лежит на стороне федеральных и региональных властей, а не на институте страхования.
4 августа 2019 года вступили в действие поправки в Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения от ЧС» (в ред. 320-ФЗ). Закон наделяет субъекты РФ правом разрабатывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования. АО РНПК, 100%-м акционером которого является Банк России, в соответствии с Законом является обязательным перестраховщиком. В случае гибели жилья, застрахованного в рамках условий региональных программ, после выплаты страхового возмещения страховой компанией АО РНПК должна возместить ей 95 %, а в случае частичной утраты — 60 % от объема обязательств страховщика по данному риску.
Проблема развития страхования жилья граждан связана, в первую очередь, с потребностью в получении услуги по страхованию именно тех граждан, которые проживают в местности, наиболее подверженной рискам воздействия природных стихий — весенние паводки, землетрясения, оползни, камнепады, лесные пожары и т. д. Чтобы максимизировать проникновение программ на всей территории РФ, крайне необходима совместная работа всех заинтересованных сторон — страховщиков, ВСС, региональных администраций, РНПК и пр. Сейчас процесс развивается — РНПК выступила с инициативой создания на базе ВСС кросс-функциональной группы, которая призвана проработать стратегию продвижения и меры, необходимые для процесса активизации страхования от ЧС.
Региональные власти, в свою очередь, должны разработать страховую программу, а потом быть активными участниками ее продвижения среди населения. Только с помощью вовлечения региональных властей можно будет ожидать положительных результатов от реализации программы. При создании системы страхования граждан от рисков природных катастроф необходимо обеспечить стимулирование и доступность продукта для людей любого уровня жизни, тем самым существенно повысив уровень проникновения страхования в этом сегменте. Достигается важная цель: происходит постепенное вовлечение граждан в страхование, увеличивается уровень охвата, снижается нагрузка на бюджеты различных уровней по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.
Крайне важно достичь равномерного участия всех жителей региона, обеспечив тем самым рост проникновения и равномерное распределение участников по регионам и зонам, подверженным ЧС. Тогда подобные действия могут стать залогом успешного старта и долгосрочного развития как региональных программ, так и страхования жилья в России в целом. Развитие закона принесет гражданам, в первую очередь, гарантии полного возмещения при гибели жилья при ЧС. Для субъектов РФ — это возможность участия в разработке региональной программы с учетом своих рисков и финансовых возможностей. Для страховщиков — привлечение новых клиентов и кросс-продажи.