- 3 сентября, 2020
- 163
АИС 2.0: КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?
Новая версия информационной системы АИС — это возможность расширения сервисов для клиентов и возможностей для страховщиков. Какие барьеры стоят на пути цифровизации ОСАГО и соблюдения отведенного времени в 20 минут на оформление полисов? Рассказывает Евгений Владимирович Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков.
Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете текущее состояние рынка ОСАГО и влияние на него пандемии коронавируса?
Евгений Уфимцев: Пандемия, конечно, повлияла на рынок ОСАГО. Первое произошло снижение количества заключаемых договоров, но сейчас продажи идут активно: по количеству оформленных полисов мы вышли примерно на те же показатели, что и в докризисный период. Думаю, весенний провал летом будет полностью компенсирован.
Второй момент — снижение количества убытков, особенно в первые две недели после введения карантина. Количество заявленных убытков в первую неделю снизилось более чем на 50 %. На улицах Москвы практически не было машин и обычных пробок, но люди умудрялись попадать в ДТП. Возможно, свой вклад в статистику ДТП внесли регионы, где ограничения были не такие жесткие, как в столице.
В мае частотность аварий вернулась практически к своему прежнему уровню, а в июле полностью восстановилась. Но два месяца с невысокой аварийностью дали страховщикам передышку.
В конце 2019 года введены новые справочники по стоимости ремонта, где рост цен на запчасти составил почти 10 %. Однако роста средней премии по ОСАГО из-за снижения частоты страховых случаев не произошло, и ситуация для потребителя осталась благоприятной.
Третий фактор, повлиявший и на ОСАГО, и на всю экономику в целом — толчок в развитии цифровых технологий. До пандемии в каждом направлении цифровизация шла не очень активно, а в каких-то откровенно плохо. Поэтому в РСА появился комитет по цифровизации, задачами которого стало развитие мобильных приложений для урегулирования убытков и целого ряда других цифровых сервисов. Пандемия же дала очень серьезный толчок к пересмотру стратегии, подходов и принципов цифровизации. Кстати, как раз сейчас мы запускаем новую информационную систему — АИС 2.0.
ССТ: В чем значимость новой ITсистемы? Для кого она более важна — для потребителя, страховщиков или госорганов?
Е. У.: Система создана, в первую очередь, для страхователей, чтобы ГИБДД было проще защищать интересы добросовестных граждан, исполняющих все требова ния закона и имеющих полисы ОСАГО. Чтобы у таких людей в случае ДТП не было проблем с урегулированием убытков при наступлении страхового случая.
АИС 2.0 поможет нам решить несколько важных задач — избавиться от споров по КБМ, ускорить реакцию на обращения граждан, развивать дополнительные сервисы. Новая система мощнее, с более высоким быстродействием, в нее будут вноситься только «чистые» данные о страхователях, проверенные через базу ГИБДД при заключении договора ОСАГО. Пожалуй, главная задача — расширение возможностей самой системы за счет новых сервисов по урегулированию убытков, расширения бюро страховых историй и так далее.
ССТ: Будет ли миграция данных со старыми ошибками в новую базу?
Е. У.: Миграция данных осуществляется, но особым образом. Предположим, Иванов страховал автомобиль в пяти разных компаниях и в базе есть пять записей на Иванова, в каждой есть какая-то ошибка — неточно занесена информация по водительскому удостоверению, паспорту, аварийность и т. д. Так быть не должно. При миграции система автоматически по определенному алгоритму сведет информацию по каждому уникальному страхователю — в новой базе останется один Иванов с пятью историческими записями. Новые договоры будут заключаться с проверкой по единственной, так называемой «золотой записи», без прошлых ошибок. Вероятно, мы полностью не избавимся от ошибок, но максимально их сократим. Ошибок может не быть совсем, если мы сможем проверять данные по базам госорганов и в случае несоответствия — отказывать в заключении договора ОСАГО.
К сожалению, информационные системы некоторых ведомств не всегда или с задержкой отвечают на наши запросы. Срок заключения договора у нас 20 минут, а система Федеральной миграционной службы отвечает на наши запросы до 6 часов. Но мы не можем отказывать в заключении договоров и по объективным причинам какая-то часть ошибок останется. Надеюсь, это компенсирует качественный сервис для автовладельцев.