• 27 июня, 2021
  • 145

ТАРИФНЫЙ КОРИДОР ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

ТАРИФНЫЙ КОРИДОР ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА

В законодательстве, касающемся проведения технического осмотра (ТО) транспортного средства, произошли серьезные изменения. С 1 марта 2021 года к процедуре и состоянию самого транспортного средства будут предъявлять повышенные требования.
Чтобы операторы ТО могли подготовиться, Правительство РФ своим постановлением продлило срок действия диагностических карт, действие которых истекает c 1 февраля 2021 года, на 6 месяцев, но не позднее 1 октября этого года. Какие риски сегодня есть в организации техосмотров и что можно предпринять, чтобы их избежать, рассказывает Сергей Ефремов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков.

Современные страховые технологии: Что сейчас делается для реализации новой процедуры техосмотра без очередей и ажиотажа?

Сергей Ефремов
Фото: Вице-президент ВСС

Сергей Ефремов: Сейчас по Закону о техническом осмотре обязанности между ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков разделены: РСА занимается аккредитацией пунктов ТО, а ГИБДД осуществляет контроль за соблюдением правил проведения техосмотра и единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС ТО), которая формирует диагностические карты.

Требования новых положений  закона  о техническом осмотре уже вступили в силу.

Так, с 1 марта действуют требования об обязательном фотографировании процесса прохождения ТО. Данные геолокации, координаты ТС на пункте ТО, обязательно должны быть переданы в ЕАИС ТО, чтобы исключить прохождение осмотра вне пункта ТО.

Кроме того, по определенной методике идет расчет пропускной способности каждого пункта ТО: сколько транспортных средств он способен обслужить в течение рабочего дня с учетом исполнения всех требований закона. Это обязательное условие для получения оператором ТО разрешения на проведение работ.

Другое требование — эксперт, проводящий техосмотр, должен обладать необходимой квалификацией, утвержденной приказом Минпромторга, и обязательно быть штатным сотрудником конкретного пункта ТО. Теперь работа по совместительству на нескольких пунктах ТО не допускается, т. к. именно здесь мы выявляли большое количество злоупотреблений.

ССТ: Будут ли контролироваться такие злоупотребления? Например, если штатный эксперт ПТО работает круглосуточно и без выходных?

С. Е.: Расчет пропускной способности и призван искоренить такие злоупотребления. Один легковой автомобиль проходит техосмотр в среднем за 30 минут. Станция не может превысить расчетный норматив.

Если, например, пропускная способность ПТО утверждена в количестве 32 автомобилей в день, то 33-ю диагностическую карту система ЕАИС ТО просто не даст оформить или же такая карта будет недействительна.

Сегодня диагностические карты формируются в электронном виде, бумажный вариант нужен только для пересечения границы России. Каждый автовладелец легко может проверить в системе ЕАИС ТО свою диагностическую карту и в системе АИС ОСАГО полис ОСАГО — доступ свободный и бесплатный. Достаточно набрать VIN своего транспортного средства, чтобы убедиться, что в диагностической карте есть отметка о допуске автомобиля к эксплуатации.

Отдельная тема — техосмотр автобусного парка. С 1 марта 2021 года техосмотр автобусов должен проходить при непосредственном участии сотрудника ГИБДД, который своей электронной подписью подтверждает факт прохождения  ТО. Понятно, что предъявляются особые требования к размеру помещения, стенду, техническому оборудованию и подготовке экспертов.

Актуальная проблема — нехватка пунктов техобслуживания, преимущественно в регионах, особенно — в Крыму, на Камчатке, в Сибири и на Дальнем Востоке. Там есть районные центры, где нет возможности провести техосмотр автобуса или любой другой категории ТС в полном соответствии с новыми требованиями, а пройти ТО в другом регионе с учетом расстояний просто физически невозможно. В практике встречались явные фальсификации прохождения ТО, например,  автобусы с южных  регионов  России якобы проходили ТО в Якутии. Сегодня разрешено использование и передвижных технических линий, но только в границах региона, где зарегистрирован ее стационарный пункт ТО, а введение фотофиксации, геолокации и участие сотрудника ГИБДД в процессе проведения ТО призваны пресекать нарушения.

Постановление Правительства РФ № 275 продлило на 6 месяцев действие диагностических карт, что помогло избежать ажиотажа из-за нехватки пунктов ТО. Сегодня диагностические карты получают около 15 % транспортных средств, которые обязаны проходить  осмотр впервые, но проблема довольно острая.

ССТ: Как Вы оцениваете объем нехватки пунктов техосмотра?

С. Е.: Если учесть количество диагностических карт, которое выпускалось до 1 марта 2021 года, и пропускную способность пунктов ТО после 1 марта 2021 года, то количество ПТО должно увеличиться минимум в 2 раза.

ССТ: Где можно найти необходимый ресурс?

С. Е.: В соответствии с законом количество пунктов ТО должны регулировать местные власти. Мы пытаемся с ними взаимодействовать, чтобы оценить необходимое количество пунктов  для определенной территории, исходя из числа зарегистрированных ТС.

Один из барьеров для развития направления — стоимость технического осмотра.

Сейчас она в большинстве регионов составляет в среднем 400-500 руб., в Москве — 720 руб., в Санкт-Петербурге — 830 руб., а на Дальнем Востоке — 1000 руб. К сожалению, ФАС до сих пор не разработала по поручению правительства новую методику расчета стоимости ТО. Но все участники процесса понимают — стоимость техосмотра должна быть выше: в интернете диагностические карты продавали за 1,5–2 тыс. руб., и автовладельцы спокойно их покупали, чтобы избежать реального ТО. Народный расчет стоимости ТО должен находится в пределах стоимости одного бака топлива при заправке автомобиля, а это для легковых автомобилей экономкласса 2500 рублей.

ССТ: Остается ждать разработки этой методики?

С. Е.: Ждать или нет — открытый вопрос. Определение стоимости техосмотра в регионе возложено на губернаторов, но в пределах методики. Например, Москва и Дальний Восток установили цены в пределах существующей методики.

Понятно, что в техосмотрах есть социальный аспект: любое повышение цены вызывает недовольство людей, поэтому главы регионов стараются избегать непопулярных решений. С другой стороны, мы предъявляем требования к производственно-технической базе и оборудованию ПТО — они требуют вложений, затрат на содержание и в идеале должны быть окупаемы. Есть требования к материально-технической базе и ожидания, что автовладелец приедет в чистый, красивый, современно оборудованный пункт техосмотра, чтобы пройти ТО без очереди. Это тоже стоит денег.

С учетом всех требований, регионам стоит подумать о поддержке, которой сегодня у этого бизнеса нет, например, выдавать субсидии или специальные кредиты для предпринимателей, которые развивают ПТО.

Сейчас отсрочка, которую дало Правительство, всех спасла — очередей нет, потому что около 80 % автовладельцев могут пройти ТО позже. После 1 октября ситуация обострится. Не все действующие пункты техосмотра соответствуют необходимым требованиям — помещения и оборудование старые и не соответствуют требуемым размерам. Таким ПТО мы не можем подтвердить аккредитацию.

ССТ: Какие пути для поиска решений намечены?

С. Е.: По решению Правительства РФ создана специальная комиссия, в которую поступает много самых разных предложений, например — передать аккредитацию ПТО от РСА другой структуре. Но это решение не увеличит количество станций техобслуживания и не облегчит жизнь автомобилистам.

Есть другая, более важная проблема — диагностическая карта привязана к полису ОСАГО, из-за чего нельзя заключить договор ОСАГО, если нет диагностической карты. Мы поставили перед правительством вопрос о разделении двух документов, потому что проблемы с прохождением ТО в первую очередь ударят по полису ОСАГО. Раз купить полис будет невозможно, наступит коллапс — без ОСАГО автомобили не могут выехать на дорогу.

Вроде бы понимание необходимости такого решения есть — мы убедили правительство и соответствующие министерства, операторы ТО тоже понимают этот шаг.

Второй необходимый шаг — регулирование стоимости техосмотра, чтобы она была справедливой. Мы вносили свои предложения об установлении единой базовой цены для всех регионов и введение  тарифного коридора от 30 до 50 % вверх и вниз по аналогии с ОСАГО, а также возможность губернаторам регулировать цены в рамках коридора. ФАС вроде бы нас услышал, но окончательного решения мы пока не видим. Думаю, до 1 октября правительство должно принять какие-либо меры по ценообразованию ТО.

Третий предложенный нами шаг — упростить процедуру технического осмотра, предусмотреть смягчение требований к материально-технической базе, оборудованию и количеству операций, которые сегодня проверяются.

15 июня 2021 г. Госдума приняла в окончательном чтении закон, исключающий необходимость для автовладельцев предоставлять в момент заключения договора ОСАГО документ о прохождении ТО транспортного средства.

ССТ: Но ведь объем требований к оборудованию установлен не просто так они определяют безопасность транспортного средства, так?

С. Е.: Мы понимаем, что средний возраст транспортного средства в России выше 12 лет. Автопарк очень старый, за ним нужно следить. Мы обогнали Францию и Германию по количеству эксплуатируемых автомашин — у нас большая страна, нам нужно обеспечивать безопасную коммуникацию между регионами. Именно поэтому нельзя идти на поводу популизма некоторых депутатов, предлагающих оставить ТО только для автобусов, поскольку 80 % всего автопарка — легковые автомобили. За техническим состоянием старых машин и их безопасностью следить необходимо, а новые авто должны проходить техосмотр лишь после 4 лет эксплуатации. Если мы заботимся об экологии и хотим дышать свежим воздухом, нужно проверять состав выхлопа автомобилей.

Мы должны понимать, что государственные органы уже никогда не будут заниматься вопросами ТО — нигде в мире полиция или Минтранс не занимаются вопросами прохождения техосмотра. Технический осмотр необходим, но его надо организовать так, чтобы не создавать дополнительных проблем для автовладельцев.

ССТ: Как техосмотр проходит в Европе, как организован процесс?

С. Е.: Он привязан к оплате транспортного налога — это важно. Кроме того, техническое обслуживание и ремонт автомобиля  в Европе очень дорогая процедура, поэтому просто так туда не ездят. Автовладельцы на ПТО получают чек-лист, что в машине неисправно и что нужно отремонтировать, с ним едут на станцию технического ремонта, устраняют неисправности, после чего возвращаются на ПТО, проходят его вновь.

ССТ: Можно увеличить количество ПТО за счет официальных дилеров?

С. Е.: Теоретически — да, но захотят ли официальные дилеры этим заниматься, учитывая возникающие проблемы и, прежде всего, стоимости техосмотра? В этом случае тоже нужна ценовая «вилка».

Еще одна проблема дилеров — возможность проводить техосмотр только тех транспортных средств, которые они официально продают. Но с учетом развития трейд-ин, надеемся, подвижки будут. Мы должны сделать этот сегмент бизнеса для дилеров интересным.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

Чтобы качественно бороться со страховым мошенничеством и защищать законопослушных граждан, страховым компаниям не хватает прав и полномочий для проведения самостоятельных расследований. О том,…
НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

Историю рассмотрения различными инстанциями предложений страхового сообщества по конкретным мерам, направленным на борьбу со страховым мошенничеством, иначе как «хождением по мукам»…
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

Страховая защита строится на доверии: у страхователя — к страховщику, его возможности выплатить страховое возмещение в случае страхового события, а у…