• 23 сентября, 2024
  • 57

Водители грузовиков и складские работники вошли в число лидеров по темпам роста зарплат в России

Предприятиям логистической отрасли в 2024 году стало сложнее привлекать линейный персонал. В январе-августе спрос на самых востребованных сотрудников — водителей грузового транспорта — рос гораздо быстрее числа соискателей, количество вакансий превысило число резюме более чем вдвое. Немногим лучше обстоит с поиском складских работников. В целях привлечения персонала предприятия продолжают увеличивать зарплаты на десятки процентов. Обладатели линейных логистических профессий оказались в топ-30 профессий по приросту зарплат, свидетельствуют данные платформы онлайн-рекрутинга hh.ru.

За январь-август спрос на водителей грузового транспорта в отрасли вырос на 58% год к году — за этот период работодатели разместили 488 тыс. вакансий, тогда как число соискателей увеличилось всего на 6%.

Если в прошлом году ситуация с наймом водителей оценивалась как сложная (количество резюме на 36% превышало число вакансий), то сейчас проблема еще сильнее обострилась: в январе-августе число вакансий в 2,3 превысило количество резюме.

По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», дефицит водителей категории «CE» по итогам прошлого года увеличился с 21 до 25%. Профессия устаревает: средний возраст сотрудников за последние годы вырос с 48 до 54 лет.

В попытке привлечь и удержать водителей компании в январе-августе предлагали им уровень оплаты в полтора раза выше, чем годом ранее. Медианная зарплата этой категории сотрудников в январе-августе 2024 года составила 124 тыс. руб. и оказалась самой высокой в логистической отрасли — в том числе выше, чем у «белых воротничков»: например, менеджерам по логистике и ВЭД за аналогичный период предлагали в среднем 78 тыс. руб.

Виктория Цой, директор по персоналу ПЭК:

«Помимо повышения уровня оплаты важно обеспечить водителю грузовика комфортные условия труда: помощь в дороге, качественный отдых в период вахты, компенсацию затрат на выполнение смежных функций (погрузка, разгрузка и так далее), а также при простоях транспорта. Условия труда непростые, поэтому еще одна важная мера — страхование жизни и здоровья этой категории сотрудников».

Серьезные трудности наблюдаются с поиском грузчиков. В январе-августе ситуация с их подбором немного улучшилась — число вакансий увеличилось на 23%, а количество резюме — на 42%, — но до сих пор остается тревожной. Работников по-прежнему не хватает: количество вакансий в этом году более чем на треть превысило число резюме. Зарплаты грузчиков выросли на 27% год к году, до 53 тыс. руб.

Кроме того, сохраняются проблемы с подбором упаковщиков и комплектовщиков. Несмотря на то, что за январь-август число вакансий увеличилось на 23%, а количество резюме — на 41%, дефицит все еще наблюдается. Количество вакансий в этом году на 29% превысило число резюме, а зарплаты этой категории сотрудников выросли почти на треть (+31%), до 76 тыс. руб.

Ситуация с кладовщиками заметно хуже, чем с упаковщиками и комплектовщиками: за январь-август количество резюме в этой категории снизилось на 7% при росте числа вакансий на треть год к году.  И если год назад количество вакансий на треть превосходило число резюме, то сейчас — в 2,3 раза превышает этот показатель. Зарплаты кладовщиков увеличились на 29% год к году, до 65 тыс. руб.

В результате, по итогам 8 месяцев 2024 года водители грузовиков и складские работники вошли в топ-30 профессий по темпам прироста зарплат среди 174 изученных специальностей по всей России.

В логистических компаниях отметили, что повышение зарплаты — основной способ удержания складских работников, но этого недостаточно.

В СДЭК считают, что линейные сотрудники все чаще подходят к выбору места работы осознанно и избирательно, обращая внимание на условия труда, удобную локацию, надбавки, компенсации и льготы.

Удержать сотрудников помогает переход на сдельную оплату труда, а также внедрение лояльных KPI с системой премирования, подчеркнул Андрей Танаков, директор по складским операциям STS Logistics.

Виктория Цой, директор по персоналу ПЭК:

«Кроме того, важно предоставить сотрудникам гибкий график с возможностью самостоятельно выбирать рабочие смены, а также комфортные условия труда: корпоративный транспорт, питание, при необходимости — общежитие. Необходимо мотивировать и развивать работников, при необходимости — предлагая им возможность карьерного роста».

Например, сотрудники ПЭК каждый год проходят курсы повышения квалификации по базовым складским операциям на русском, узбекском и таджикском языках. Ежегодно компания проводит профессиональные конкурсы для работников склада, лучшие сотрудники получают денежные и другие призы.

До конца года средний уровень зарплаты линейного персонала в складской логистике может вырасти на 20% год к году, прогнозирует Ольга Чернова, HR BP производственного департамента Boxberry. По ее словам, дефицит этой категории сотрудников продолжит обостряться, в том числе из-за усиления контроля за въездом сотрудников из Средней Азии на территорию России. С одной стороны, благодаря введению данной меры повышается безопасность и прозрачность отрасли, а с другой — это приводит к снижению количества кандидатов на рынке труда.

Кроме того, рост зарплат стимулируют маркетплейсы и торговые сети, которые активно масштабируются и привлекают все больше новых сотрудников на складские площадки, рассказал Андрей Танаков.

Уже через шесть лет — к 2030 году — дефицит складской линейного персонала может достигнуть 50%, вслед за этим — существенно увеличится уровень оплаты труда, считает руководитель отдел персонала федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Ева Климентенко.

Виктория Цой, директор по персоналу ПЭК:

«Еще несколько лет назад сложно было представить, что водители грузового транспорта станут одними из самых востребованных специалистов на рынке и компании будут их переманивать. Вполне возможно, что быть через год-два грузчики, комплектовщики и кладовщики начнут зарабатывать на уровне опытных менеджеров по логистике и ВЭД».

Похожие статьи

Бренд «Росгосстраха» №1 по узнаваемости у россиян

«Росгосстрах» остается top of mind — самым узнаваемым страховым брендом страны. Это подтвердило исследование компании Khatutsky.

В СберИнвестициях назвали главные тренды первого полугодия на фондовом…

В первом полугодии 2025 года инвесторы предпочитали длинные облигации с фиксированным купоном. Доля акций в объёме нетто-покупок за второй квартал выросла…

155 выпускников Российской экономической школы получили офферы на работу…

Сбер пригласил на работу 155 талантливых выпускников Российской экономической школы (РЭШ). Ректор Российской экономической школы Антон Суворов вручил им дипломы и…