• 13 февраля, 2016
  • 125

ВСС: Перезагрузка

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков


Президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса не удивляет, что страховщиков нигде в мире не любят. Однако сам он верит в возможность страхования с «человеческим лицом» и в интервью нашему журналу рассказывает о необходимых для этого институциональных реформах. По сути, речь идет о полной перезагрузке отрасли, в которой ВСС станет точкой сборки.

Президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса не удивляет, что страховщиков нигде в мире не любят. Однако сам он верит в возможность страхования с «человеческим лицом» и в интервью нашему журналу рассказывает о необходимых для этого институциональных реформах. По сути, речь идет о полной перезагрузке отрасли, в которой ВСС станет точкой сборки.

Современные страховые технологии: Игорь Юрьевич, почему у нас страховщиков не любят? Игорь Юргенс: А где в мире их любят?!

ССТ: Но почему?

И. Ю.: Это же нужно расставаться со своими деньгами! Деньги отдали, а в 90 % случаев обратно не получили ни копейки — просто ничего не случилось. И слава богу! Только в тех 10 % случаев, когда что-то произошло, от страховой компании можно ждать выплату. За редким исключением накопительного страхования вы страхуетесь от негативного случая, который, дай бог, не произойдет. Он в большинстве случаев и не происходит. Тогда человек думает, что он напрасно отдал деньги страховщикам.

ССТ: Полная иллюзия, что если ничего не происходит сейчас, то и в будущем ничего не случится. Вроде бы зачем зря платить деньги за страховку? Но есть народная мудрость: береженого бог бережет. Это о том, что нельзя быть беспечным…

И. Ю.: Я не знаю такой страны в мире, где страховщиков бы любили. Может быть, только в Германии, после 200 лет существования институтов страхования, при их огромных ресурсах, при реализации страховщиками больших филантропических проектов. Въезжаете в город Мюнхен, и первое, что бросается в глаза — огромный стадион, который опоясан 10-метровыми буквами Allianz. То есть компания вложила деньги в социальный объект и разместила рекламу. Наши не имеют таких возможностей. Конечно, где-то можно видеть рекламу, в основном, некоторых крупных компаний, есть и отдельные спонсорские проекты, например, в футболе и хоккее. Но это только реклама, без вложений в значимые социальные программы. Страхование нужно тем, кому есть что терять, и есть на что копить, что откладывать на обучение детей, здоровье, старость и т.д. Это люди, которые вошли в категорию очень маленького среднего класса России — у них совсем другой менталитет. А в США и развитых странах Европы средний класс составляет 50 % населения, и они сейчас очень переживают, что он сокращается в результате кризиса и миграционных процессов. Я помню, что в самые тучные времена, на пике экономики средний класс там доходил до 75 %!

ССТ: Обмануть страховщика, отсудить у него как можно больше — святое. Почему?

И. Ю.: Не только страховщика, такое же отношение и к банкам. Менталитет наш за 25 лет пореформенного существования пока остается левым. Предприниматель в целом не является другом народа. Предприниматель в сознании у многих в обществе — враг народа. Это я вынес еще из опыта работы в Российском союзе промышленников и предпринимателей.

 

Я не знаю такой
страны в мире,
где страховщиков
бы любили.

 

ССТ: То есть в народе до сих пор сохраняется революционная идеология?

И. Ю.: Свыше 70 лет в нас закладывали идеологию левизны, причем вспомните, насколько глубоко, с детского сада! Не одно поколение было воспитано на том, что бизнесмены — это мародеры, кровососы, жирные коты и так далее. Конечно, с 1991 года менталитет постепенно меняется. Многие молодые люди уже прекрасно понимают, что такое предпринимательский класс и что значит зарабатывать деньги, что такое бизнес вообще. Но в целом мы страна левая. Вы посмотрите, какие у нас «успешные» сериалы промывают мозги населению по телевидению! Вот сюжет: главный герой обижен крупным предпринимателем, который «сволочь» и который каждую секунду пьет Hennessy или что-то в этом роде. Человек проходит через все возможные кошмары, но правда побеждает, и он с любимой девушкой уезжает в деревню, в свой маленький честно заработанный домик от этого дикого капиталистического города. Всё – финал. Так что страховщики здесь не являются исключением: предпринимательский класс в целом не положительный герой. Причем нигде. Герои — это люди труда: простой американец, простой немец, простой француз… А предприниматели — антигерои. Но на Западе это намного более микшированная вещь, потому, что протестантская религия восхваляет труд, созидание, даже большое богатство, заработанное честным трудом. Однако такие богачи, исходя из идеологии, так же, как и наши Третьяков, Рябушинский, Мамонтов — вкладывали в обучение и поддержку своих рабочих, в их социальную жизнь, были меценатами и филантропами. У нас пока такого уклада не сложилось.

ССТ: Возможно ли появление страхования с «человеческим лицом»?

И. Ю.: Безусловно, мы идем к этому. Страховщики в 1998 году и сейчас — это совершенно две разные категории людей. И все же недокапитализация компаний, постоянно трясущаяся экономика не позволяют им сделать все идеально. Нужно время.

ССТ: Что должны делать в сегодняшних условиях страховщики?

И. Ю.: Нужны институциональные реформы, например, такие, как проходящая сейчас модернизация ОСАГО. Мы столкнулись с очень трудной ситуацией, когда все кляли невозможность купить полис ОСАГО, навязывание услуг и так далее. Центральный банк и РСА решили, как выходить из сложившейся ситуации: реформа ОСАГО, увеличение лимитов покрытия, полнота и своевременность выплат, электронный полис, т. е. доступность услуги, внедрение Бюро страховых историй, европротокола и правил профессиональной деятельности РСА, запрещающих навязывание услуги и т. д. На подобные изменения нужны время, средства, профессиональный регулятор рынка и подросший средний класс. В «боях» и в трудах делаем все возможное. Опросы общественного мнения показывают достигнутые результаты. Если людей учить вести себя финансово грамотно, если заниматься этим предметно и целенаправленно, что сейчас и делает мегарегулятор, то потихонечку все то, что вы вкладываете в понятие «человеческого лица», будет становиться реальностью.

 

Страхование нужно тем, кому есть
что терять, и есть на что копить.

 

ССТ: В чем состоит роль ВСС в текущем временном периоде?

И. Ю.: Я бы сказал так: союз страховщиков должен быть интегратором происходящих процессов. Потому что в отдельно взятой компании акционер ставит целью максимизацию прибыли. А руководитель регулятора ставит вопрос об исключительной защите прав потребителя. Оценка деятельности Э. С. Набиуллиной в меньшей степени связана с ощущениями банкиров и страховщиков, а в большей — с тем, не ухудшилась ли макроэкономическая ситуация в стране, нет ли безудержной инфляции. То есть защита прав народа и защита прав акционеров должны в какой-то точке сойтись. И этой точкой может стать такая общественно-бизнесовая саморегулируемая организация как Всероссийский союз страховщиков.

 

Менталитет наш за 25 лет
пореформенного существования
пока остается левым.

 

ССТ: Недаром создание саморегулируемой организации на базе ВСС стало самой обсуждаемой темой на страховом рынке в 2015 году. Когда по плану завершение регистрации СРО?

И. Ю.: Мы говорим сейчас о первом полугодии 2016 года. К этому сроку необходимо будет рассмотреть и согласовать в рамках ВСС Положения об органах управления СРО и специализированных органах, Устав, Положение о порядке финансирования деятельности, а также все внутренние стандарты, необходимые для регистрации СРО. Далее последуют регистрации в Минюсте и Банке России. Но подчеркиваю, что эти временные рамки — только плановые (ориентировочные) и зависят от множества внешних обстоятельств: принятия необходимых документов Банком России, рассмотрения и утверждения документов на общем собрании ВСС, своевременной регистрации документов в Минюсте и т. п.

ССТ: Но сначала Банк России должен выпустить требования к смете, на основании которой будет осуществляться деятельность СРО. Обсуждаются ли эти требования страховым сообществом? Какие настроения у страховщиков?

И. Ю.: Первая редакция требований к смете была подготовлена Банком России в начале октября 2015 года, после чего ВСС направил предложения по ее доработке. Доработанный проект был размещен на сайте Банка России. ВСС рассмотрел редакцию требований и направил новые предложения. Ожидаемая дата выхода документа — январь-февраль. Затем будет созвано общее собрание членов ВСС.

ССТ: Какие вопросы будут вынесены на съезд?

И. Ю.: Это будет внеочередное Общее собрание членов ВСС для рассмотрения и утверждения новой редакции Устава ВСС, приведенной в соответствие с требованиями закона № 223-ФЗ и необходимой для приобретения статуса СРО. Также будут обсуждаться приоритетные направления деятельности СРО. Кроме того, на рассмотрение и одобрение членов ВСС будут вынесены документы, обозначенные в законе, включая Порядок формирования и работы органов управления Союза, Положение о членстве и смету, которая отражает возможность осуществления СРО своих функций.

 

Союз страховщиков должен быть
интегратором происходящих процессов.

 

ССТ: Какие изменения будут внесены в Устав ВСС?

И. Ю.: Основные изменения в Устав связаны с приведением его в соответствие с Федеральным законом № 223-ФЗ. В новой редакции добавлен раздел «Стандарты Союза», где установлен перечень внутренних стандартов Союза, которые в обязательном порядке должны быть разработаны. Изменен перечень органов управления. К органам управления Союза отнесены: Общее собрание членов Союза; Президиум Союза — является постоянно действующим коллегиальным органом управления и формируется из числа представителей членов Союза, а также независимых членов — лиц, не связанных трудовыми отношениями с Союзом или его членами. Предусмотрено, что Президент Союза является лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа Союза. В Уставе также предусмотрено создание Правления – коллегиального рабочего органа Союза, осуществляющего координацию текущей деятельности в период между заседаниями Президиума Союза.

ССТ: Вступительный взнос в СРО планируется установить в размере 100 тыс. рублей. Какой порядок расчета будет использоваться для определения членских взносов?

И. Ю.: В настоящий момент Президиумом ВСС одобрен членский взнос страховой организации в СРО будет состоять из двух частей: первая — это участие страховой организации в общих расходах СРО, вторая — финансирование деятельности по видам страхования. Для обеих частей применяется общий принцип: взнос страховой организации зависит от ее доли в сборах по соответствующему виду страхования и ограничен минимальным и максимальным размерами. Для ассоциированных членов предполагается установить фиксированный членский взнос в пределах 100 тыс. рублей.

ССТ: Что при формировании СРО ожидает страховые союзы, созданные в силу законов?

И. Ю.: Что касается созданных в силу специальных федеральных законов РСА, НССО и НСА, они пока не присоединяются к СРО. Года через полтора начнется второй этап реорганизации, вот тогда они могут вступить в наши ряды. Естественно после того, как будут внесены соответствующие необходимые изменения в законодательные акты.

ССТ: Как строится взаимодействие ВСС с мегарегулятором?

И. Ю.: В настоящее время отношения с Центральным банком и его управленческой вертикалью — нормальные, деловые, конструктивные. У ВСС и у меня, как его руководителя, нет дефицита ни в получении необходимой информации, ни в возможности донести нашу точку зрения до регулятора. Пусть она не всегда воспринимается, как хотелось бы, но нас слушают и слышат, а это очень дорогого стоит. KPI ЦБ РФ разрабатывались с нашим участием, что тоже уникальнейший опыт. Так что сотрудничество с мегарегулятором весьма впечатляющее, надеюсь, что так будет и дальше.

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

СКОРОСТЬ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ

СКОРОСТЬ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ

Президент ВСС Евгений Уфимцев, понимая всю сложность и широту проблемы, уверен, что вмененное страхование киберрисков нужно запускать как можно скорее: количество…
НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Общество сегодня сталкивается с различными киберугрозами, каждая из которых может иметь серьезные последствия для организаций, государства и граждан, а потому требует…
КИБЕРСТРАХОВАНИЕ: НА РАЗВИЛКЕ

КИБЕРСТРАХОВАНИЕ: НА РАЗВИЛКЕ

Пока направление развития рынка киберстрахования не определено до конца, но страховщики уже хорошо понимают, какие факторы необходимо учитывать, чтобы принимать на…