ЖАЛОБЫ КАК ИНДИКАТОР ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Мамута Михаил

Член Совета директоров Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг

Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута считает, что снижение числа жалоб не может быть целью работы его ведомства, ведь обращения потребителей помогают своевременно обнаружить и решить существующие проблемы. И чем действенней помощь регулятора или омбудсмена, тем больше доверяют им граждане и тем чаще будут жаловаться.

Современные страховые технологии: За последнее время ЦБ провел серьезную работу по повышению качества предоставляемых страховщиками услуг. Сколько жалоб на страховщиков поступило регулятору в 2018 году? Какую динамику Вы видите?

Михаил Мамута: Действительно, работа была проведена большая, и ее эффективность подтверждают статистические данные за 2018 год. Ранее мы наблюдали рост числа жалоб на страховые организации в среднем на 20–30 % в год. А в 2018 году впервые был отмечен обратный тренд: жалоб в этом сегменте стало на треть меньше, чем в 2017 году.

Потребители направили регулятору 54,3 тыс. обращений на страховщиков — значение практически вернулось к уровню 2015 года.

Самое большое снижение показали жалобы по теме ОСАГО. Таких мы получили 44,3 тыс. — что на 43 % меньше, чем в 2017 году (77,9 тыс.). Но вопросы по ОСАГО остаются самыми популярными среди обращений в страховом сегменте — в последние три года их доля в общем количестве жалоб на страховщиков не опускается ниже 80 %. Дело в том, что это один из самых массовых и социально значимых видов страхования. Самое большое снижение показали обращения по Е-ОСАГО, которые появились в 2017 году, когда был введен электронный полис. В течение первого года к нам поступило около 20 тыс. таких жалоб, а в 2018 году их количество сократилось более чем на 60 % и составило 7,3 тыс. На это повлияли требования регулятора к страховщикам поддерживать бесперебойную работу сайтов при оформлении ОСАГО в электронном виде, регламентация порядка заключения договоров, введение натурального возмещения ущерба и проведение надзорных мероприятий.

В 2018 году сохранились и другие положительные тренды. Продолжилось снижение количества жалоб по таким важным темам, как отказ в заключении договора ОСАГО (снижение на 36 %) и навязывание дополнительных услуг при оформлении полиса (на 42 % меньше, чем в 2017 году). Это связано с запуском системы «Единый агент» и появлением электронного полиса, а также с проведением ряда мероприятий по проверке обеспечения доступности оформления электронного ОСАГО в рамках поведенческого надзора. Снизилось и количество обращений, связанных с применением коэффициента бонус-малус — их поступило 22,7 тыс. (в 2017 году — 38,6 тыс.).

В то же время появились новые темы жалоб — например, на процедуру натурального возмещения ущерба по ОСАГО. Во втором полугодии 2017 года мы получили 300 таких обращений, а в 2018 году — уже 1,5 тыс.

В отношении добровольных видов страхования усилия регулятора концентрируются на обеспечении максимально полного информирования граждан для принятия ими взвешенных решений о приобретении страхового продукта.

ССТ: Насколько остро стоит проблема мисселинга? Она характерна исключительно для инвестиционного страхования жизни или наблюдается и в других страховых продуктах?

М. М.: Проблема мисселинга, действительно, актуальна.

Чаще всего таким образом продают полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), но этим дело не ограничивается: нередко в офисах банков так реализуют векселя и другие сложные и непривычные для инвестора финансовые инструменты.

Мы считаем, что борьба с мисселингом должна стать частью корпоративной культуры финансового посредника. Если регулятором установлен факт использования мисселинга как части бизнес-модели организации, то ответственность за это должны нести и менеджер, и его начальник, и член правления компании, отвечающий за продажи финансовых продуктов. Меры по предотвращению и наказанию за такие продажи должны быть закреплены во внутренних документах организации. Система нетерпимости к мисселингу, предполагающая как минимум депремирование, может стать эффективным инструментом противодействия мисселингу. Поможет борьбе с недобросовестными практиками продаж и ответственность для поставщиков инструментов на финансовом рынке, поэтому мы участвуем в работе над соответствующим законопроектом.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…