• 30 октября, 2023
  • 123

ЭКЗАМЕН НА ПОНИМАНИЕ

Дубровин Виктор

Вице-президент ВСС

ЭКЗАМЕН НА ПОНИМАНИЕ

Через год каждый, кто захочет приобрести полис ИСЖ или НСЖ, если в нем предусмотрен дополнительный инвестиционных доход (ДИД) или изменяется страховая сумма, должен будет пройти тест, который покажет, насколько условия страхования жизни с инвестиционной составляющей ему понятны и соответствуют ожиданиям. Каким будет этот тест и как нововведение отразится на рынке, рассказал в своем интервью вице-президент ВСС Виктор Дубровин.

РССТ: Этим летом приняты измене­ния в закон о страховом деле, которые с октября 2024 года сделают обязательным тестирование клиентов перед покупкой накопительного (при наличии ДИД) или инвестиционного страхования жизни. Чем обусловлены эти изменения?

Виктор Дубровин: Наверное, важно начать с того, что накопительное страхование жиз­ни существовало еще в дореволюционной России, а в Советском Союзе накопительный полис, который, как правило, также имел определенную доходность, был практически в каждой семье. Несмотря на такую длитель­ную историю, потребитель, который захочет приобрести полис долгосрочного накопи­тельного страхования жизни (если в нем предусмотрен ДИД), с октября 2024 года должен будет проходить тест. Тестирование покажет, насколько условия страхования жизни с инвестиционной составляющей ему понятны и соответствуют ожиданиям.

На рынке ценных бумаг подобное те­стирование было введено несколько лет назад. И в какой-то мере было понятно, что данный институт контроля знаний получит распространение, хотя бы с той точки зре­ния, что Банку России нужно было устра­нить регуляторный арбитраж, поскольку инвестиционные продукты и многие про­дукты НСЖ и ИСЖ очень похожи.

Вторая причина связана с недобросо­вестными практиками при продаже стра­хования жизни, когда полисы продаются под видом других финансовых продуктов, например, вкладов. Безусловно, это вызы­вает желание регулятора защитить инте­ресы клиента. На страховщиков, по сути, масштабируется практика рынка ценных бумаг, которая зарекомендовала себя поло­жительно.

ССТ: Как будет выглядеть тестирование?

В. Д.: Прежде всего, тестирование с точки зрения формального оформления будет реализовано в виде базового стандарта Всероссийского союза страховщиков. Пока мы только приступаем к разработке тестов. Мы считаем, и очень надеемся, что Банк России разделяет наше мнение — тест не должен содержать какие-то вычисли­тельные задачи и не нужно проверять знание клиентом математики или сложной финансовой терминологии. И нет необхо­димости в большом количестве вопросов, вполне достаточно порядка пяти.

На рынке ценных бумаг, где тестирование уже введено, тест смешанный — там нужно решать несложные задачи. Но в личном страховании все же меньше инвестиций, а больше страхования, больше страховой защиты, связанной с жизнью и здоровьем застрахованного, а не с получением инве­стиционного дохода. Наша основная цель удостовериться — человек понимает, что именно он хочет приобрести, что это не де­позит, а полис накопительного страхования жизни. Мы хотим избежать мисселинга.

ССТ: Тест должны будут сдавать все — и люди с высшим образованием, и ба­бушки, желающие накопить на подарок внуку?

В. Д.: Да, тест должны будут сдавать все, в том числе и условные пенсионеры. Но вопросы будут касаться не уровня образо­вания человека, а понимания им сути той сделки, которую он заключил. Объясню проще: если человек вышел из магазина с продуктами, то он должен понимать, что купил не хлеб, а молоко, и какой жирности.

Было бы справедливо разделить вопросы на основные и вспомогательные. Если чело­век на первый вопрос отвечает, что он ку­пил депозит, то ему нужно сразу отказать в оформлении страхового полиса и дать до­полнительную информацию именно о стра­ховом продукте. Если же он понимает, что приобретает полис страхования жизни, что должен платить регулярные взносы на про­тяжении 10 лет, что продукт не предусма­тривает гарантированной доходности, что в случае расторжения он получит не сумму внесенных взносов с доходностью, а некую выкупную сумму, значит, с ключевыми вопросами он справился. Если после этого клиент не сможет вспомнить, включен в договор риск смерти от несчастного слу­чая или по любой причине, то это не будет критическим препятствия для заключения договора. Но такие ошибки требуют допол­нительного пояснения.

В личном страховании все же меньше инвестиций, а больше страхования, больше страховой защиты, связанной с жизнью и здоровьем застрахованного, а не с получением инвестиционного дохода. Наша основная цель удостовериться — человек понимает, что именно он хочет приобрести, что это не депозит, а полис накопительного страхования жизни. Мы хотим избежать мисселинга.

ССТ: А если человек перепутал депозит и накопительное страхование, он теперь никогда не сможет приобрести полис НСЖ? Или можно пересдать тест?

В. Д.: Отказ в заключении договора не ме­шает клиенту на следующий день прийти и опять пройти тест в этой страховой компании или в какой-то другой. Здесь нет ограничений. Не прошедшего тестирование не заносят в «черный список».

ССТ: Достаточно ли такого механизма для защиты потребителя услуги?

В. Д.: Здесь нужно рассматривать всю картину в совокупности. У нас есть стра­ховая документация, которая выдается человеку и которую он может прочитать. Уже внедрены КИДы — ключевые инфор­мационные документы, которые содержат наиболее важные моменты договора. Существуют личные кабинеты, Welcome SMS или звонок и т. д. Мы возвели систему как минимум из шести рубежей, чтобы человек понял, что он приобрел. Причем, все эти рубежи находятся внутри периода охлаждения, когда он может расторгнуть договор и полностью вернуть себе внесен­ный взнос.

Мы возвели систему как минимум из шести рубежей, чтобы человек понял, что он приобрел. Причем, все эти рубежи находятся внутри периода охлаждения, когда он может расторгнуть договор и полностью вернуть себе внесенный взнос.

Да, мы понимаем, что человек может не захотеть прочитать условия договора, не захотеть ознакомиться с КИДом. Но на каком-то из шести рубежей он все-таки должен задуматься, что именно он купил. Хотя бы просто потому, что к его покупке почему-то привлечено столько внимания. Должен сработать хоть какой-то триггер!

ССТ: Если человек прошел тест, то где хранится эта информация?

В. Д.: Тест будет заполняться на бумаге и храниться у страховщика. Если продажа осуществляется через банк, то банк акку­мулирует заполненные тесты и передает их страховщику.

Будет существовать несколько систем контроля за прохождением теста. Прежде всего, это контроль Банка России во время контрольных закупок. Также мегарегулятор будет контролировать адекватность запол­нения теста, наличие каких-то непредусмо­тренных подсказок.

Предполагаются камеральные проверки страховщиков. Банк России во время таких проверок может затребовать у страховой компании тест клиента при заключении договора. Наконец, поскольку речь идет о базовом стандарте ВСС, то ВСС обязан следить за исполнением своих базовых стандартов.

ССТ: Как эта новация может повлиять на рынок страхования жизни — есть какие-то ожидания и опасения?

В. Д.: Первое опасение — это отноше­ние клиента к тестированию. Вот пришла условная бабушка заключить договор в пользу внука, и ей предложили прой­ти тест. Она может испугаться того, что не сможет пройти тестирование успешно. Ведь тестирование всегда связано с вос­приятием человеком его способностей, его знаний. Он может не захотеть проходить тестирование, просто боясь ошибиться и тем самым как-то «опозориться» в банке, в публичном месте. Поэтому необходимо очень тщательно проработать скрипты, чтобы они не вызывали негативных реак­ций у потенциального страхователя.

Опасения также касаются затрат времени. Мы все спешим и уже привыкли оформ­лять договоры онлайн. У нас нет лишнего времени для заполнения каких-то тестов. Клиент хочет зайти в банк, приобрести нужный продукт и быстро выйти. То есть необходимость дополнительного времени на прохождение теста также может отпуги­вать потребителя.

Наверное, через какое-то время менед­жеры продающих подразделений научат­ся правильно объяснять потребителю ситуацию с тестированием. Но на началь­ном этапе, на этапе внедрения проекта возможно снижение продаж.

ССТ: А как отразилось введение те­стирования на рынке инвестиционных продуктов?

В. Д.: Там другое дело — там тестирова­ние осуществляется в электронном виде. Человек может пройти тест в своем теле­фоне или спокойно сидя за компьютером. Но у нас очень разные технологии продаж: если до 90 % брокерских счетов открыва­ются онлайн, то 95 % договоров страхова­ния жизни заключаются с непосредствен­ным участием продавца и покупателя.

Но я не думаю, что ситуация будет раз­виваться слишком драматично. И страхов­щики, и банки научились вводить новые продукты. В течение ближайшего года нам нужно протестировать как правильнее, как удобнее предложить клиенту это нововве­дение. В добровольном порядке тестирова­ние уже проводится в некоторых компани­ях. Многие страховщики практику тестов используют уже года два. Когда история добровольная, то, конечно, она более про­стая. Если человек категорически не хочет проходить тест, насильно его заставлять не будут. Но в целом механизм тестирова­ния так или иначе уже опробован и пока­зал неплохой результат.

Похожие статьи

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

Чтобы качественно бороться со страховым мошенничеством и защищать законопослушных граждан, страховым компаниям не хватает прав и полномочий для проведения самостоятельных расследований. О том,…
НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

Историю рассмотрения различными инстанциями предложений страхового сообщества по конкретным мерам, направленным на борьбу со страховым мошенничеством, иначе как «хождением по мукам»…
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

Страховая защита строится на доверии: у страхователя — к страховщику, его возможности выплатить страховое возмещение в случае страхового события, а у…