- 30 октября, 2023
- 123
ЭКЗАМЕН НА ПОНИМАНИЕ
Через год каждый, кто захочет приобрести полис ИСЖ или НСЖ, если в нем предусмотрен дополнительный инвестиционных доход (ДИД) или изменяется страховая сумма, должен будет пройти тест, который покажет, насколько условия страхования жизни с инвестиционной составляющей ему понятны и соответствуют ожиданиям. Каким будет этот тест и как нововведение отразится на рынке, рассказал в своем интервью вице-президент ВСС Виктор Дубровин.
РССТ: Этим летом приняты изменения в закон о страховом деле, которые с октября 2024 года сделают обязательным тестирование клиентов перед покупкой накопительного (при наличии ДИД) или инвестиционного страхования жизни. Чем обусловлены эти изменения?
Виктор Дубровин: Наверное, важно начать с того, что накопительное страхование жизни существовало еще в дореволюционной России, а в Советском Союзе накопительный полис, который, как правило, также имел определенную доходность, был практически в каждой семье. Несмотря на такую длительную историю, потребитель, который захочет приобрести полис долгосрочного накопительного страхования жизни (если в нем предусмотрен ДИД), с октября 2024 года должен будет проходить тест. Тестирование покажет, насколько условия страхования жизни с инвестиционной составляющей ему понятны и соответствуют ожиданиям.
На рынке ценных бумаг подобное тестирование было введено несколько лет назад. И в какой-то мере было понятно, что данный институт контроля знаний получит распространение, хотя бы с той точки зрения, что Банку России нужно было устранить регуляторный арбитраж, поскольку инвестиционные продукты и многие продукты НСЖ и ИСЖ очень похожи.
Вторая причина связана с недобросовестными практиками при продаже страхования жизни, когда полисы продаются под видом других финансовых продуктов, например, вкладов. Безусловно, это вызывает желание регулятора защитить интересы клиента. На страховщиков, по сути, масштабируется практика рынка ценных бумаг, которая зарекомендовала себя положительно.
ССТ: Как будет выглядеть тестирование?
В. Д.: Прежде всего, тестирование с точки зрения формального оформления будет реализовано в виде базового стандарта Всероссийского союза страховщиков. Пока мы только приступаем к разработке тестов. Мы считаем, и очень надеемся, что Банк России разделяет наше мнение — тест не должен содержать какие-то вычислительные задачи и не нужно проверять знание клиентом математики или сложной финансовой терминологии. И нет необходимости в большом количестве вопросов, вполне достаточно порядка пяти.
На рынке ценных бумаг, где тестирование уже введено, тест смешанный — там нужно решать несложные задачи. Но в личном страховании все же меньше инвестиций, а больше страхования, больше страховой защиты, связанной с жизнью и здоровьем застрахованного, а не с получением инвестиционного дохода. Наша основная цель удостовериться — человек понимает, что именно он хочет приобрести, что это не депозит, а полис накопительного страхования жизни. Мы хотим избежать мисселинга.
ССТ: Тест должны будут сдавать все — и люди с высшим образованием, и бабушки, желающие накопить на подарок внуку?
В. Д.: Да, тест должны будут сдавать все, в том числе и условные пенсионеры. Но вопросы будут касаться не уровня образования человека, а понимания им сути той сделки, которую он заключил. Объясню проще: если человек вышел из магазина с продуктами, то он должен понимать, что купил не хлеб, а молоко, и какой жирности.
Было бы справедливо разделить вопросы на основные и вспомогательные. Если человек на первый вопрос отвечает, что он купил депозит, то ему нужно сразу отказать в оформлении страхового полиса и дать дополнительную информацию именно о страховом продукте. Если же он понимает, что приобретает полис страхования жизни, что должен платить регулярные взносы на протяжении 10 лет, что продукт не предусматривает гарантированной доходности, что в случае расторжения он получит не сумму внесенных взносов с доходностью, а некую выкупную сумму, значит, с ключевыми вопросами он справился. Если после этого клиент не сможет вспомнить, включен в договор риск смерти от несчастного случая или по любой причине, то это не будет критическим препятствия для заключения договора. Но такие ошибки требуют дополнительного пояснения.
В личном страховании все же меньше инвестиций, а больше страхования, больше страховой защиты, связанной с жизнью и здоровьем застрахованного, а не с получением инвестиционного дохода. Наша основная цель удостовериться — человек понимает, что именно он хочет приобрести, что это не депозит, а полис накопительного страхования жизни. Мы хотим избежать мисселинга.
ССТ: А если человек перепутал депозит и накопительное страхование, он теперь никогда не сможет приобрести полис НСЖ? Или можно пересдать тест?
В. Д.: Отказ в заключении договора не мешает клиенту на следующий день прийти и опять пройти тест в этой страховой компании или в какой-то другой. Здесь нет ограничений. Не прошедшего тестирование не заносят в «черный список».
ССТ: Достаточно ли такого механизма для защиты потребителя услуги?
В. Д.: Здесь нужно рассматривать всю картину в совокупности. У нас есть страховая документация, которая выдается человеку и которую он может прочитать. Уже внедрены КИДы — ключевые информационные документы, которые содержат наиболее важные моменты договора. Существуют личные кабинеты, Welcome SMS или звонок и т. д. Мы возвели систему как минимум из шести рубежей, чтобы человек понял, что он приобрел. Причем, все эти рубежи находятся внутри периода охлаждения, когда он может расторгнуть договор и полностью вернуть себе внесенный взнос.
Мы возвели систему как минимум из шести рубежей, чтобы человек понял, что он приобрел. Причем, все эти рубежи находятся внутри периода охлаждения, когда он может расторгнуть договор и полностью вернуть себе внесенный взнос.
Да, мы понимаем, что человек может не захотеть прочитать условия договора, не захотеть ознакомиться с КИДом. Но на каком-то из шести рубежей он все-таки должен задуматься, что именно он купил. Хотя бы просто потому, что к его покупке почему-то привлечено столько внимания. Должен сработать хоть какой-то триггер!
ССТ: Если человек прошел тест, то где хранится эта информация?
В. Д.: Тест будет заполняться на бумаге и храниться у страховщика. Если продажа осуществляется через банк, то банк аккумулирует заполненные тесты и передает их страховщику.
Будет существовать несколько систем контроля за прохождением теста. Прежде всего, это контроль Банка России во время контрольных закупок. Также мегарегулятор будет контролировать адекватность заполнения теста, наличие каких-то непредусмотренных подсказок.
Предполагаются камеральные проверки страховщиков. Банк России во время таких проверок может затребовать у страховой компании тест клиента при заключении договора. Наконец, поскольку речь идет о базовом стандарте ВСС, то ВСС обязан следить за исполнением своих базовых стандартов.
ССТ: Как эта новация может повлиять на рынок страхования жизни — есть какие-то ожидания и опасения?
В. Д.: Первое опасение — это отношение клиента к тестированию. Вот пришла условная бабушка заключить договор в пользу внука, и ей предложили пройти тест. Она может испугаться того, что не сможет пройти тестирование успешно. Ведь тестирование всегда связано с восприятием человеком его способностей, его знаний. Он может не захотеть проходить тестирование, просто боясь ошибиться и тем самым как-то «опозориться» в банке, в публичном месте. Поэтому необходимо очень тщательно проработать скрипты, чтобы они не вызывали негативных реакций у потенциального страхователя.
Опасения также касаются затрат времени. Мы все спешим и уже привыкли оформлять договоры онлайн. У нас нет лишнего времени для заполнения каких-то тестов. Клиент хочет зайти в банк, приобрести нужный продукт и быстро выйти. То есть необходимость дополнительного времени на прохождение теста также может отпугивать потребителя.
Наверное, через какое-то время менеджеры продающих подразделений научатся правильно объяснять потребителю ситуацию с тестированием. Но на начальном этапе, на этапе внедрения проекта возможно снижение продаж.
ССТ: А как отразилось введение тестирования на рынке инвестиционных продуктов?
В. Д.: Там другое дело — там тестирование осуществляется в электронном виде. Человек может пройти тест в своем телефоне или спокойно сидя за компьютером. Но у нас очень разные технологии продаж: если до 90 % брокерских счетов открываются онлайн, то 95 % договоров страхования жизни заключаются с непосредственным участием продавца и покупателя.
Но я не думаю, что ситуация будет развиваться слишком драматично. И страховщики, и банки научились вводить новые продукты. В течение ближайшего года нам нужно протестировать как правильнее, как удобнее предложить клиенту это нововведение. В добровольном порядке тестирование уже проводится в некоторых компаниях. Многие страховщики практику тестов используют уже года два. Когда история добровольная, то, конечно, она более простая. Если человек категорически не хочет проходить тест, насильно его заставлять не будут. Но в целом механизм тестирования так или иначе уже опробован и показал неплохой результат.