• 6 мая, 2024
  • 72

СТРАХОВАНИЕ НАДЕЖДЫ

Гусев Алексей

Начальник управления перестрахования СМР, буровых и оффшорных рисков РНПК

СТРАХОВАНИЕ НАДЕЖДЫ

Изменившиеся экономические условия диктуют новые подходы, в том числе — к страхованию от задержки сдачи строящегося объекта в эксплуатацию (DSU). Проблемы этого вида страхования находятся сегодня в фокусе внимания инвесторов, страхователей и страховщиков. Начальник управления перестрахования строительно-монтажных, буровых и оффшорных рисков РНПК Алексей Гусев рассказал в своем интервью, почему сегодня рынок находится в точке, где недопустим «местечковый волюнтаризм».

ССТ: Почему сейчас актуальна тема страхования рисков, связанных с задержкой ввода в эксплуатацию объектов?

Алексей Гусев: Инвестиционные проекты, которые в настоящее время осуществляют­ся в России, в основном, финансируются государством и банками с государствен­ным участием: ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк и др. Эти банки трепетно отно­сятся к вопросам страхования, и условия о наличии страхования от задержки сдачи строящегося объекта в эксплуатацию (DSU) являются обязательными. Ранее столь жестких требований не было, но их мотивация понятна.

ССТ: Если есть требования банка о не­обходимости страхования, то клиент за­ключает договор со страховщиком. В чем же проблема?

А. Г.: Риск задержки сдачи объекта в эксплуатацию не страхуется без строи­тельно-монтажных рисков — СМР. Триг­гером страхуемой задержки ввода объекта в эксплуатацию должен выступать именно страховой случай по СМР. DSU не работает в случаях, связанных с проблемами фи­нансирования, непоставкой оборудования и др. Например, если площадка готова, а оборудование не поставлено, то это не страховой случай.

Но рассмотрим иную ситуацию. Эксклю­зивное импортное оборудование, допу­стим, западноевропейского производства, закуплено и доставлено в условиях менее жесткого, чем сейчас, санкционного режи­ма, но уничтожено в результате аварии при пусконаладочных работах. Приобрести его заново невозможно. Поиск отечественных аналогов или аналогов, которые произво­дятся в дружественных странах, приводит к серьезному усложнению логистической составляющей. Соответственно, задерж­ка ввода в эксплуатацию увеличивается по сравнению с ситуацией, когда надле­жащее оборудование приобреталось бы у изначального поставщика или произво­дителя.

Таким образом, ситуация включает в себя как классически нестрахуемые, так и страхуемые задержки. Это одна из клю­чевых современных проблем, из-за ко­торой данный вид страхования попадает в фокус особого внимания страховщика и перестраховщика.

ССТ: Страховщики более пристально смотрят на эти риски?

А. Г.: Сейчас мы находимся в начальной точке пути формирования модели пере­страхования DSU в новых реалиях. Прора­батываются и обсуждаются самые разные варианты, которые позволят страховщи­кам разумно снизить экспозицию риска, и в то же время не брать на себя повышен­ных обязательств перед страхователем, ко­торые впоследствии будет затруднительно исполнить. Все должно быть честно: нельзя страховать то, за что ты потом не сможешь заплатить.

ССТ: Какие варианты могут быть пред­ложены?

А. Г.: Первое — это изменение подходов к андеррайтингу и финансовому модели­рованию. Ранее к задержке ввода в эксплу­атацию относились как к экзотическому придатку полиса СМР, разрабатывать особые подходы к этой составляющей было нецелесообразно. Сейчас же она представляется существенным риском, заслуживающим весьма щепетильного отношения. Возникает необходимость внимательного изучения страховщиком финансовых моделей клиентов, в том числе, с привлечением на первых порах сторонних экспертов, например, из ауди­торских компаний.

ССТ: В Вашем примере про поиск замены утраченному оборудованию — страховщик принимает участие в этом процессе?

А. Г.: Это должно быть двустороннее движение, совместная задача страхова­теля, страховщика и РНПК. Мы рассчи­тываем, что страхователи будут открыто обсуждать возможные аналоги в слу­чае гибели основного оборудования. Мы сами всегда уточняем у страхователя, есть ли у него «план Б», если что-то слу­чится с закупленным импортным обору­дованием производства недружественных стран.

На отечественном рынке аналогов сейчас стало больше, однако, к сожалению, они применимы не для всего оборудования. Также в случае выбора отечественного производителя мы всегда можем провести экспертизу на производстве и сделать вы­вод, почему именно этим оборудованием можно заменить зарубежное. В то время как для китайских аналогов сформировать детальное понимание зачастую не пред­ставляется возможным. Хотя, в целом, я не могу сказать ничего плохого об их производстве.

Именно поэтому я отметил важность встречного движения. Сторона, закупаю­щая оборудование в надежде проработать на нем много лет, должна проводить опре­деленные экспертизы. Мы, в свою очередь, тоже должны правильно оценить все воз­можные риски. Инженерный центр у нас есть, человеческие ресурсы позволяют.

Страхуя чистую прибыль, мы страхуем возлагаемые на проект надежды. В этом главное отличие от страхования перерывов производства (BI) в имуществе, где мы уже видим отчетность предприятия за несколько лет, или, если речь идет о новом предприятии, по крайней мере, готовую производственную мощность, способную генерировать доход.

ССТ: РНПК в этом направлении видит зону крупных убытков?

А. Г.: Мы не просто ее видим, мы уже находимся в ней. В конце прошлого года мы получили несколько крупных убытков на этапе пусконаладочных работ. Сумма каждого из них может составить десятки миллиардов рублей. Доля РНПК достаточ­но существенна.

Вызывает тревогу то, что убытки прои­зошли кучно и однотипно, именно в тех условиях, которые мешают урегулиро­ванию убытка и напрямую увеличивают его размер. Я говорил выше о логистике и подобной проблематике.

ССТ: Как еще можно снизить степень риска?

А. Г.: Это всевозможные оговорки к усло­виям страхования, которые ограничивают объем ответственности страховщика. Пер­вую оговорку, которая родилась в момент, когда мы столкнулись с новыми реалиями в 2022 году, мы так и назвали — оговорка об аналогах. Страховщик не будет платить за период простоя, в течение которого не производились активные поиски от­ечественного или дружественного ино­странного аналога оборудования. То есть мы покрываем только те затраты, которые страхователь понес в связи с задержкой в ус­ловиях эффективного поиска и «подгонки» аналога под проект, монтажа отечественного или «дружественного» оборудования.

Есть и другие оговорки, например, огра­ничение периода возмещения. Мы понима­ем, что, чем покрываемый период задерж­ки продолжительнее, тем больше может быть вероятность наложения различных событий из-за задержек по другим при­чинам, и, значит, процесс расследования будет сложнее. Резерв заявленного убытка в таких случаях станет колоссальным. Мы будем стремиться переходить к меньшим периодам возмещения.

ССТ: Планируется ли как-то работать с составом возмещаемых затрат?

А. Г.: Страховая сумма по DSU обычно состоит из чистой прибыли и условно постоянных расходов: аренда, зарплата, на­логи, расходы на обслуживание долга и т. д. Страхуя чистую прибыль, мы страхуем возлагаемые на проект надежды. В этом — главное отличие от страхования перерывов производства (BI) в имуществе, где мы уже видим отчетность предприятия за не­сколько лет или, если речь идет о новом предприятии, по крайней мере, готовую производственную мощность, способную генерировать доход.

При запуске строящего инвестпроекта у нас есть только финансовый план. Даже если финансовые модели обновляются каждый квартал (а именно так должно происходить до сдачи объекта в эксплуата­цию), по прошествии очередного трехме­сячного срока мы можем обнаружить, что финансовая модель изменилась коренным образом. Соответственно, это корректиру­ет размер затрат и чистой прибыли, кото­рую изначально предусматривал проект.

Повторю, что страхование DSU тесно связано со страховым случаем по СМР, за исключением страхования задержек, зависящих от трудностей финансирования проекта. Однако зачастую очень сложно понять, из-за воздействия какого фактора не получена чистая прибыль.

ССТ: Как можно разрешить эту ситуа­цию?

А. Г.: Мир изменился. Делать вид, что мы по-прежнему можем страховать риски DSU на тех же принципах, как делали рань­ше, невозможно.

Диалог на этот счет с банками нам еще только предстоит пройти. В текущей ситуации страхование видится идеальным вариантом хеджирования рисков. Одна­ко мы не можем страховать все риски, закрыв глаза и любой ценой. Возможно, сейчас мы находимся в той точке, когда допустить местечковый волюнтаризм невозможно. Мы открыты для диалога и рассчитываем, что все обсуждения будут проходить на базе взаимного уважения интересов инвесторов, страхователей и страховщиков.

В текущей ситуации страхование видится идеальным вариантом хеджирования рисков. Однако мы не можем страховать все риски, закрыв глаза и любой ценой. Мы открыты для диалога и рассчитываем, что все обсуждения будут проходить на базе взаимного уважения интересов инвесторов, страхователей и страховщиков.

Похожие статьи

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

Большинство россиян видят в страховщике эффективного помощника в области защиты здоровья, который может не только осуществить денежную выплату, но и, что…
ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Из всех участников финансового рынка на страховщиков приходится самый большой объем дел, рассматриваемых финансовым уполномоченным. Однако, судя по тому, как уменьшается…
17 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КОМПАНИИ «МАКС-М»

17 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КОМПАНИИ «МАКС-М»

Возраст, достигнутый компанией, убедительно свидетельствует о ее надежности, силе и стабильности.