• 18 декабря, 2024
  • 4

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

Чуб Алексей

Старший вице-президент САО «ВСК»

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными органами государственной власти. Целый ряд вопросов по различным аспектам осуществления страховой деятельности нуждается в урегулировании и закреплении на законодательном уровне. Прежде всего, речь идет о законопроектных инициативах в сфере ОСАГО как социально значимого вида страхования.

ФИКСАЦИЯ НАЛИЧИЯ ПОЛИСА ОСАГО КАМЕРАМИ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ

С 1 марта 2025 года планируется запу­стить эксперимент по фиксации нали­чия полисов ДТкамерами видеонаблюдения.

Предполагается, что эксперимент будет проходить в течение одного года без на­ложения штрафных санкций, но с уведом­лением автовладельцев о фиксации факта управления транспортным средством (далее — ТС) без полиса ОСАГО.

Если этот этап будет проходить в штатном режиме, то срок эксперимента может быть сокращен. Крайне важно, чтобы к завер­шению эксперимента вопрос о фиксации отсутствия полиса ОСАГО был закреплен на законодательном уровне, путем внесения соответствующих изменений в КоАП РФ.

В противном случае поставленные цели по защите имущественных интересов законопослушных автовладельцев не будут реализованы в полной мере.

В этом контексте важно отметить по­зицию Верховного суда РФ по делу № 5-АД24-93-К2 от 16.09.2024 г., суть которой заключается в том, что обязан­ность по страхованию своей гражданской ответственностью связана не с фактом приобретения и (или) регистрации ТС, а непосредственно с фактом управления таким ТС. Т.е. использование ТС без полиса ОСАГО запрещено при любых обстоятель­ствах, каких-либо исключений из данной нормы закон не предусматривает.

В тестовом режиме проверка наличия полисов ОСАГО с помощью дорожных камер началась уже в начале декабря теку­щего года.

УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА РЕМОНТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДО 45 ДНЕЙ

Необходимость увеличения срока проведения восстановительного ремонта связана с проблемой отсутствия запасных частей, разрывом логистических цепо­чек, обеспечивающих их своевременную поставку и рядом других объективных факторов.

Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму, и его оперативное принятие позволит повы­сить защищенность имущественных прав потерпевших, а самое главное — повысить качество проведения восстановительного ремонта поврежденных ТС.

Важно подчеркнуть, что речь не идет об автоматическом увеличении сроков проведения восстановительного ремон­та. Он может быть продлен только в тех случаях, когда в течение 30 дней отремон­тировать ТС в силу объективных причин невозможно.

ОГРАНИЧЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ РАСХОДОВ НА РЕМОНТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

На практике страховые компании стол­кнулись с тем, что ряд региональных судов рассматривают данные правоотношения с позиций полного возмещения страхов­щиком убытков в размере стоимости про­веденного восстановительного ремонта игнорируя при этом специальные нормы страхового законодательства.

Безусловно, интересы потерпевших должны быть защищены в полном объ­еме. Однако, исходя из сути страховых правоотношений необходимо понимать, что сумма возмещаемых страховщиком убытков не может превышать установлен­ную законом страховую сумму (400 тыс. руб.) независимо от реальной стоимости восстановительного ремонта.

В части превышения потерпевший вправе обратиться к причинителю вреда за возме­щением оставшейся части ущерба.

В рамках предварительного рассмотре­ния данной инициативы Министерство финансов, а также ряд других профиль­ных органов власти полностью согласны с данным подходом и готовы поддержать точечную донастройку этого механизма на законодательном уровне, чтобы исклю­чить различное толкование и применение судами соответствующих правовых норм.

ВВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА «ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ»

Инициатива напрямую связана с вопро­сами противодействия страховому мо­шенничеству и повышения дисциплины водителей.

В соответствии с законопроектом, который уже принят в первом чтении, предполагается предусмотреть самосто­ятельный состав административного правонарушения за «опасное вождение».

Речь идет о несоблюдении ПДД, что в большинстве случаев как раз и являет­ся причиной наступления ДТП: резкое торможение, несоблюдение безопасной дистанции, перестроение при интенсив­ном движении и др.

Правительство РФ, а также профильные ведомства концептуально поддержали эту инициативу. Мы надеемся, что в ближай­шее время соответствующий законопроект будет принят.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ С КАМЕР ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ О ПЕРЕДВИЖЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ УЧАСТНИКОВ ДТП

С вопросом противодействия страхо­вому мошенничеству на дорогах тесно связано еще одно предложение. Предо­ставление страховщикам данных с камер видеонаблюдения о передвижении ТС участников ДТП является необходимым условием для обеспечения возможности подтверждения заявляемых обстоятельств ДТП и причиненных повреждений. В свою очередь это будет способствовать сокра­щению количества мошеннических дей­ствий и снижению убыточности в сфере автострахования.

УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ЗА ПОВТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ БЕЗ ПОЛИСА ОСАГО

В соответствии с данной инициати­вой предлагается предусмотреть размер штрафных санкций от 3 до 5 тыс. руб. Действующие размеры штрафов (800 руб. или 400 руб. при оплате штрафа в течение 20 дней) уже не актуальны и требуют свое­го пересмотра.

Эта инициатива поддержана Прави­тельством РФ, поскольку предлагаемые изменения направлены на защиту прав потерпевших и возмещение вреда, причи­ненного их жизни, здоровью или имуще­ству в результате ДТП.

ПОВЫШЕНИЕ ЛИМИТОВ ПО ЕВРОПРОТОКОЛУ

Законодательная инициатива в сфере ОСАГО, на которую необходимо обратить внимание, связана с повышением лимитов по Европротоколу до 200 тыс. руб.

Страховщики инициативу в целом под­держали, но отдельно указали, что такое увеличение лимитов допустимо только при условии фото-видеофиксации ДТП. В про­тивном случае оформление документов без участия сотрудников полиции и без фикса­ции его обстоятельств несет повышенные риски мошеннических действий. Надеемся, что доводы и аргументы страховщиков будут услышаны и учтены при доработке законопроекта в рамках второго чтения.

СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОТ ЧС

По другим вопросам в сфере страхования в первую очередь необходимо остановиться на реализации механизма страхования жи­лых помещений от чрезвычайных ситуаций.

С момента вступления закона в силу прошло уже более 5 лет. За это время ни в одном регионе программа возмещения ущерба через механизм добровольного страхования так и не заработала.

Весной этого года в Госдуму внесен зако­нопроект, суть которого заключается в том, чтобы на уровне субъектов РФ разработка региональных программ возмещения вреда при чрезвычайных ситуациях осуществля­лась в обязательном порядке.

Важно на законодательном уровне закре­пить механизм, который позволит владель­цам жилых помещений обеспечить защиту своих имущественных интересов при ЧС. При этом сам вопрос о необходимости заключения договора страхования будет решаться владельцами жилых помещений самостоятельно, в добровольном порядке.

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СТ. 330 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

Один из актуальных вопросов, который стоит сейчас на повестке дня перед страхо­вым сообществом, связан с инициативой о внесении изменений в ст. 330 Налогового кодекса.

Речь идет о том, чтобы на законодатель­ном уровне закрепить единообразный порядок признания доходов страховых компаний. В настоящее время, в сегментах life и non-life он различается.

Реализация этого предложения может позитивно повлиять на финансовую устой­чивость рынка страхования в целом, в т.ч. за счет возможности получения страхов­щиками дополнительного инвестиционно­го дохода.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Еще один актуальный вопрос, связан с введением механизма обязательного стра­хования за утечки персональных данных и усилением административной ответ­ственности за подобные инциденты.

Суть предложения заключается в том, что­бы в качестве механизма для возмещения вреда, причиненного субъектам персональ­ных данных в случае их неправомерного разглашения, предусмотреть финансовое обеспечение, которое должен иметь опера­тор на постоянной основе при осуществле­нии обработки персональных данных.

Наряду с банковской гарантией и ре­зервным фондом это может быть договор страхования ответственности за вред, при­чиненный третьим лицам при обработке персональных данных.

В настоящее время эта инициатива прора­батывается в рамках Совета по цифровой экономике при Совете Федерации. Мы надеемся, что в обозримой перспективе удастся согласовать не только концептуаль­ные подходы по этому вопросу, но и выйти на подготовку проекта федерального закона.

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ И СТРАХОВЩИКОВ

Нельзя обойти вниманием вопросы, связанные с оптимизацией взаимодействия банков и страховщиков.

Необходимость внесения поправок в действующее законодательство связана с истечением с 1 сентября 2025 года срока действия Постановления Правительства РФ № 39 от 18.01.2023 «О случаях допу­стимости соглашений между кредитными и страховыми организациями…».

Важно приступить к этой работе сво­евременно, и на законодательном уровне урегулировать вопросы, направленные на пресечение практики банков по навязы­ванию услуг определенного страховщика.


Перед страховым сообществом стоит много других задач, направленных на развитие отечественного страхового рынка, повышение защищенности имущественных интересов граждан и предприятий, законодательное закрепле­ние новых видов страхования и развитие инфраструктуры страхового рынка.

Успешная реализация задач, которые ставит перед собой страховое сооб­щество, во многом зависит от профессионального диалога и продуктивного взаимодействия со всеми ключевыми органами государственной власти.

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская…
ИНФОРМАЦИЯ — В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

ИНФОРМАЦИЯ — В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

С 1 октября в России заработала АИС страхования. Уже первые недели показали ее востребованность гражданами. Генеральный директор оператора системы — АО…