• 3 декабря, 2019

ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ

Краевой Сергей

Заместитель Министра здравоохранения РФ

Возможность работы частных медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования закреплена законодательно. С вступлением в силу Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» созданы равные права медицинских организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой, в реализации программ ОМС: уведомительный характер включения медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (реестр), внедрение единой тарифной политики на всей территории страны. О том, как развивается частно-государственное партнерство в системе здравоохранения, рассказывает заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Сергей Александрович Краевой.

Современные страховые технологии: Сколько сейчас медицинских организаций негосударственной формы собственности участвуют в реализации территориальных программ ОМС?

Сергей Краевой: Последние годы число медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, постоянно увеличивается. В 2010 году работали по ОМС 618 негосударственных медицинских организация, или 7,6% от общего числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.

ССТ: Какие медицинские услуги оказывают частные медицинские организации по ОМС?

С.К.: Спектр медицинских услуг, оказываемых частными медицинскими организациями по ОМС, ежегодно расширяется. Если на начальном этапе частные медицинские организации оказывали в основном стоматологические и отдельные диагностические услуги, то в настоящее время спектр услуг расширился за счет офисов врачей общей практики, консультаций узких специалистов, услуг гемодиализа, экстракорпорального оплодотворения, позитронно-эмиссионной томографии и компьютерной томографии (ПЭТ/КТ), реабилитации в центрах восстановительной медицины и санаториях.

Реализуется проект по созданию сети центров позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии (ПЭТ/КТ). Частные ПЭТ–центры включены в реестр медицинских организаций и осуществляют деятельность в сфере ОМС в Республике Башкортостан, Белгородской, Курганской, Курской, Орловской, Тамбовской, Свердловской областях, Москве.

Значительно увеличилось число субъектов Российской Федерации, где медицинские организации частной системы здравоохранения оказывают по ОМС услуги ЭКО. Если в 2013 году процедура ЭКО осуществлялась частными медицинскими организациями в 17 субъектах Российской Федерации, то в 2018 году число таких субъектов составляло уже 75 и доля случаев применения ЭКО в медицинских организациях частной системы здравоохранения составила 56,5 % общего объема данных услуг, а их финансовое обеспечение – 56,3 %. Доля стоматологических поликлиник частной формы собственности в общем количестве стоматологических поликлиник, оказывающих медицинскую помощь по ОМС, увеличилась с 33,5 % в 2013 году до 50,0 % в 2018 году.

ССТ: Объем финансового обеспечения медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, тоже увеличивается?

С.К.: Если в 2012 году финансовое обеспечение частных медицинских организаций составляло 11,7 млрд рублей или 1,6 % от общего объема финансирования, то в 2018 году – 106,1 млрд рублей или 5,5 %.

ССТ: Какие меры стимулирования приняты государством для развития частного сектора?

С.К.: Прежде всего это льготы по налогу на прибыль для медицинских организаций, льготная ставка социальных взносов для организаций, которые находятся на упрощенной системе налогообложения. Указанные меры показали свою эффективность. И если первоначально льгота по налогу на прибыль для медицинских организаций была закреплена как временная с 2011 по 2020 годы, то в текущем году в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым медицинские организации получили право применять льготную ставку бессрочно.

ССТ: Здравоохранение – лидер в социальной сфере по количеству проектов государственно-частного партнерства. Насколько активно внедряются такие формы развития инфраструктуры?

С.К.: Количество проектов ГЧП в сфере здравоохранения неуклонно увеличивается. Растет количество поданных в официальном порядке и рассмотренных органами власти частных концессионных инициатив.

Направления проектов ГЧП постоянно расширяются. Сегодня есть небольшие проекты, например, в Ульяновской области 11 июля 2019 года заключено концессионное соглашение относительно реконструкции помещений в здании радиологического корпуса областного клинического онкологического диспансера на 10 лет с объемом инвестиций 347 млн рублей. Есть и более сложные, капиталоемкие, такие как заключенное Новосибирской областью 15 февраля 2019 года соглашение о ГЧП относительно строительства, финансирования и технического обслуживания объектов для оказания первичной медико-санитарной помощи в Новосибирске, тоже сроком реализации 10 лет, но с объемом инвестиций – 8889 млн рублей.

Механизмы ГЧП должны дополнить принимаемые сегодня общие усилия государства в направлении развития здравоохранения.

Если говорить об инвестиционном потенциале здравоохранения, то он высок и определяется, прежде всего, степенью износа основных фондов почти на 60 %. Мы прогнозируем повышение интереса представителей бизнеса и органов государственной власти субъектов Российской Федерации к такому способу развития медицинской инфраструктуры.

В субъектах России на различных этапах – от инициирования до эксплуатации – находится более 160 инфраструктурных проектов на принципах ГЧП, предусматривающих создание, реконструкцию или капитальный ремонт и последующую эксплуатацию объектов здравоохранения.

На федеральном уровне министерство реализует пилотные проекты, прорабатываются более 30 инвестиционных проектов с использованием различных механизмов привлечения внебюджетных инвестиций с планируемым объемом частных инвестиций более 20 млрд рублей, которые позволят сформировать на практической базе необходимые типовые решения и документы.

ССТ: Какими программными документами отрасли предусмотрено использование механизмов ГЧП в здравоохранении?

С.К.: Создание условий, необходимых для дополнительного финансирования и роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения, предусмотрено Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегией развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.

Утвержденной Минздравом России по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России ведомственной целевой программой «Развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусмотрено развитие инфраструктуры здравоохранения с использованием механизмов ГЧП (приказ от 01.02.2019 № 42).

Впервые показателем отраслевого программного документа (ВЦП) определен рост заключенных на территории Российской Федерации концессионных соглашений и соглашений о ГЧП в здравоохранении.

ССТ: Планируются ли Минздравом России дополнительные меры по развитию механизмов ГЧП для медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в реализации территориальных программ ОМС?

С.К.: Минздравом России утвержден и реализуется Комплекс мер, направленных на развитие ГЧП в здравоохранении на 2019-2020 годы, содержащий мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере ГЧП, организационные и практические меры по внедрению механизма ГЧП в здравоохранении (приказ от 18.04.2019 № 228).

Одним из ключевых мероприятий Комплекса мер является работа над поправками в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», которыми создаются правовые условия заключения концессионных соглашений без проведения конкурса с медицинскими организациями частной системы здравоохранения, которые одновременно осуществляют деятельность в сфере ОМС и используют государственную инфраструктуру для оказания медицинской помощи на протяжении длительного периода времени – более 5 лет. Изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» направлены на стимулирование привлечения частных инвестиций в государственную инфраструктуру здравоохранения с использованием механизма концессии, основанного на долгосрочном взаимодействии с медицинскими организациями частной системы здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, а также повышение эффективности в обеспечении интересов государства в отношениях с частными организациями – инвесторами, возникающих при необходимости модернизации инвесторами государственной инфраструктуры здравоохранения в процессе ее использования.

При этом такие изменения позволят не только привлечь частные инвестиции в государственную инфраструктуру здравоохранения, но и создадут условия для развития рынка ответственных эксплуататоров (операторов) государственной инфраструктуры здравоохранения, эффективного выполнения территориальных программ ОМС, повышения качества и доступности медицинской помощи.

ССТ: Есть опыт подобной трансформации в концессионные соглашения?

С.К.: Примером положительного опыта трансформации арендных отношений в концессию на федеральном уровне является реализуемый Минздравом России без софинансирования и государственной поддержки на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1859-р инвестиционный проект в Екатеринбурге (Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза») с объемом частных инвестиций более 2,3 млрд рублей и концессионной платой 10 500 000 рублей ежеквартально в течение срока концессионного соглашения – 25 лет.

ССТ: Когда планируете закончить работу над законопроектом?

С.К.: Законопроект уже разработан и проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…