• 3 декабря, 2019

СКОЛЬКО СТОИТ ИНФОРМАЦИЯ?

Кузнецов Дмитрий

Вице-президент ВСС

На вопросы журнала о том, как развивается информирование клиентов страховых медицинских организаций, отвечает Дмитрий Кузнецов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков.

Современные страховые технологии: Расскажите о состоянии рынка ОМС: сколько страховых медицинских организаций сейчас на рынке и все ли соответствуют предъявляемым требованиям?

Дмитрий Кузнецов: Сейчас на рынке 34 реально работающие страховые медицинские организации, среди которых примерно половина старается соответствовать всем запросам, предъявляемым медицинским страховщикам. Речь не о финансовой устойчивости – ею обладают все имеющие лицензии СМО, а о требованиях, запросах и рекомендациях, которые не фиксируют нормативные документы, но которые поступают в адрес медицинских страховщиков.

В частности, существует задача не только обеспечить граждан информацией о правах в системе ОМС, но и повысить их ответственность за состояние собственного здоровья, объяснить целесообразность этого, создать систему реальной связи со страховщиком, позволяющей получить ответы на все вопросы, возникающие в ходе получения лечебных, диагностических и профилактических мероприятий. И страховщики активно участвуют в реализации этой идеи, используя самые различные каналы информирования и методы взаимодействия с застрахованными, которые не регламентированы «методическими рекомендациями» или «приказами», но востребованы нашими соотечественниками.

Например, одна из СМО во взаимодействии с Минздравом и Федеральным фондом ОМС разработала интерактивную систему «Здравографика», устанавливаемую в медорганизации, которая позволяет человеку «пристальнее посмотреть на себя и осознать необходимость более пристального внимания к своему здоровью», получить рекомендации по режиму дня и питания. Невозможно принудить какую-либо СМО к обязательному участию в реализации проекта по распространению подобных систем, но оценив целесообразность и востребованность ее, примерно половина компаний проводит работу по разработке и распространению ее аналогов.

Другой пример. Работа страховых представителей. С учетом специфики региона и востребованности граждан одна из СМО использует метод «семейного подхода» – страховой представитель компании общается не с отдельным застрахованным, а с семьей, реально создавая имидж «семейного медицинского адвоката», доверие к которому однозначно повышается. Третий пример, тоже касающийся работы страховых представителей. Можно формально выполнить требование по обучению специалистов, а можно проводить дополнительные тренинги, позволяющие учитывать меняющуюся специфику обращений застрахованных граждан. Это выбор страховщика.

Все перечисленное – творческие подходы, которые невозможно и нецелесообразно регламентировать. Метод выполнения отдельных нормативно обозначенных задач должен, по моему мнению, выбираться СМО самостоятельно. Это позволяет каждой из компании создавать конкурентные преимущества, на которые может обращать внимание человек, задумываясь о выборе компании.

ССТ: Мы говорим об информировании, о каналах связи. Как изменилась интенсивность этого информирования, если изменилась? Каковы вообще ее масштабы?

Д. К.: В самом начале, с появлением Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, страховщики были обязаны информировать застрахованных о готовности их полиса. Согласно действующим нормативным актам в настоящее время СМО обязана проводить как первичное информирование застрахованных, подлежащих диспансеризации, профилактическим осмотрам и диспансерному наблюдению, так и повторное информирование в случае не прохождения ими указанных мероприятий. По данным экспертной оценки, страховыми медицинскими организациями за 2018 год и I полугодие 2019 года общее количество застрахованных лиц, проинформированных о проведении профилактических мероприятий, составило 80,5 млн чел. (54,8% застрахованного населения России). При этом расходы, связанные с информированием граждан в 2018 году, составили около 300 млн руб. С 2019 года число застрахованных граждан, подлежащих информированию, увеличилось в 1,27 раза за счет увеличения частоты прохождения диспансеризации граждан старше 39 лет и появления у СМО обязанности информирования и о диспансерном наблюдении.

Прогноз затрат денежных средств страховых медицинских организаций на 2020 год на информирование застрахованных и информационное сопровождение онкологических больных, что связано с реализацией национального проекта «Здравоохранение» – около 500 млн руб.

А к 2024 году страховщики должны добиться 100 % информированности граждан, причем расходы компаний на эту задачу возрастут фактически на 400 % (по сравнению с начальным периодом). По нашим расчетам, совокупные расходы страховых компаний на информирование населения к 2024 году составят 1,7 млрд рублей, что составит 8 % РВД всех компаний, работающих на рынке ОМС. И это без учета расходов на существенно возросшую экспертную деятельность.

ССТ: Кто-то контролирует, что страховщики действительно эти расходы понесли, письма и смс отправили?

Д. К.: Контроль достаточно серьезный. Страховщики должны предоставлять отчетность вплоть до финансовой документации, подтверждающей понесенные расходы. Есть еще один показатель – обратный отклик, явка пациента в поликлинику. Он разный: жители крупных городов часто относятся к СМС-оповещению как спаму, в некоторых регионах они информирование приветствуют, а в других вообще впервые узнают, что имеют право на те или иные медицинские услуги.

ФФОМС регулярно проводит совещания с участием регионов, где обсуждается результативность профилактической работы со стороны медицинских организаций и отклик граждан на приглашение пройти диспансеризацию. Сейчас мы получаем отклик значительно выше 20 % – стандартного показателя эффективной директ-рассылки с точки зрения классического маркетинга. Дальнейший рост доли проходящих диспансеризацию зависит и от работы лечебных учреждений, насколько неформально они к этому относятся. Информировать можно часто – важно, чтобы человек, придя в медицинскую организацию, получил необходимые диагностические консультации и обследования в полном объеме и в необходимые сроки.

ССТ: Страховым организациям хватает полномочий, чтобы этого добиться?

Д. К.: Вопрос не только в правах и полномочиях. Ситуации бывают самые разные. Понятно, что не имеет смысла возлагать все ожидания на страховщика, если в регионе нет необходимых специалистов. Вопросы могут решаться разными способами. 

В ряде субъектов в профосмотрах населения удаленных районов принимают участие выездные бригады, в том числе с привлечением врачей стационаров. Там страховщик информирует население о дате и месте, где можно пройти осмотр. В крупных городах предоставить медицинскую помощь проще, но предложить помощь в случае проблем страховщики стараются всегда. Насколько она удобна – зависит от конкретных обстоятельств и медицинской инфраструктуры.

Тот, кто решает проблему пациента, должен иметь информацию о наличии специалистов в медицинских учреждениях своей территории, графике их работы и возможности альтернативы. Поэтому очень многое зависит от информационного взаимодействия всех участников системы в конкретном регионе. В самом начале информационное взаимодействие было не высокого уровня, но сейчас ситуация выправляется, хотя пока далеко не везде идеальна. Но выстраивание информационных систем в здравоохранении, значимость реализуемого национального проекта в отрасли, оперативная реакция ФФОМС на все возникающие проблемы, о которых сигнализируют в том числе и страховые медицинские организации, а также организационные и методологические действия Минздрава России помогают оказывать воздействие, которое сложно переоценить.

ССТ: Насколько эффективно складываются отношения страховщиков и медицинских учреждений?

Д. К.: Медики сейчас находится не в самой простой ситуации – нагрузка на них возрастает, СМИ освещают зачастую их деятельность крайне субъективно, сохраняется кадровый дефицит, не везде реализованы меры для выполнения поручения Президента России в части приведения их уровня зарплат к необходимому, возрастает пристальное и откровенно стрессогенное внимание к работе медиков со стороны правоохранительных органов.

К сожалению, до сих пор рядовых медиков зачастую пугают претензиями со стороны страховой компании, штрафами и прочими претензиями, именно из-за которых «их жизнь становится тяжелее». Зачастую это делается с популистскими целями или с целью оправдать свое спорное умение руководить медорганизацией. Но напоминаю – пока ни одна страховая компания ни одного врача не оштрафовала: страховщик взаимодействует с учреждением и претензии его – к учреждению. Но удобно показать именно страховщика врагом, доводящим своими «придирками» медицинское учреждение до банкротства, а медиков до бедственно низких зарплат.

У главного врача работа экспертов страховой компании зачастую вызывает раздражение. Врачи -эксперты выявляют нарушения разных типов, зачастую – много и неоднократно повторяющихся. Например, отсутствие записей о назначении или проведении чего-либо, что потом предъявляется к оплате. Как такую ситуацию нужно воспринимать? Как минимум – не оплачивать. Или отсутствие показаний к назначенной манипуляции – как работать с этим?

А если выявляются нарушения, касающиеся назначения или не назначения лечебных и диагностических мероприятий, в результате которых состояние больного ухудшалось, – это оставлять без внимания? Чтобы такие нарушения не повторялись, главный врач должен анализировать результаты экспертиз, организовывать разборы сложных случаев в коллективе – проводить, что называется, работу над ошибками. Но всегда есть и второй вариант – сказать, что врачи загружены и про ошибки забыть. Часть руководителей считает, к сожалению, что проще заплатить штраф (причем неоднократно, если не реагировать на выявленные проблемы), а потом жаловаться на весь белый свет, что нелюди-страховщики его притесняют. Чтобы все руководители медорганизаций осознали, что страховщики – их союзники, должно пройти еще некоторое время и несколько измениться мировоззрение.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…