- 3 декабря, 2019
- 167
ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ
Возможность работы частных медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования закреплена законодательно. С вступлением в силу Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» созданы равные права медицинских организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой, в реализации программ ОМС: уведомительный характер включения медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (реестр), внедрение единой тарифной политики на всей территории страны. О том, как развивается частно-государственное партнерство в системе здравоохранения, рассказывает заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Сергей Александрович Краевой.
Современные страховые технологии: Сколько сейчас медицинских организаций негосударственной формы собственности участвуют в реализации территориальных программ ОМС?
Сергей Краевой: Последние годы число медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, постоянно увеличивается. В 2010 году работали по ОМС 618 негосударственных медицинских организация, или 7,6% от общего числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
ССТ: Какие медицинские услуги оказывают частные медицинские организации по ОМС?
С.К.: Спектр медицинских услуг, оказываемых частными медицинскими организациями по ОМС, ежегодно расширяется. Если на начальном этапе частные медицинские организации оказывали в основном стоматологические и отдельные диагностические услуги, то в настоящее время спектр услуг расширился за счет офисов врачей общей практики, консультаций узких специалистов, услуг гемодиализа, экстракорпорального оплодотворения, позитронно-эмиссионной томографии и компьютерной томографии (ПЭТ/КТ), реабилитации в центрах восстановительной медицины и санаториях.
Реализуется проект по созданию сети центров позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии (ПЭТ/КТ). Частные ПЭТ–центры включены в реестр медицинских организаций и осуществляют деятельность в сфере ОМС в Республике Башкортостан, Белгородской, Курганской, Курской, Орловской, Тамбовской, Свердловской областях, Москве.
Значительно увеличилось число субъектов Российской Федерации, где медицинские организации частной системы здравоохранения оказывают по ОМС услуги ЭКО. Если в 2013 году процедура ЭКО осуществлялась частными медицинскими организациями в 17 субъектах Российской Федерации, то в 2018 году число таких субъектов составляло уже 75 и доля случаев применения ЭКО в медицинских организациях частной системы здравоохранения составила 56,5 % общего объема данных услуг, а их финансовое обеспечение – 56,3 %. Доля стоматологических поликлиник частной формы собственности в общем количестве стоматологических поликлиник, оказывающих медицинскую помощь по ОМС, увеличилась с 33,5 % в 2013 году до 50,0 % в 2018 году.
ССТ: Объем финансового обеспечения медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, тоже увеличивается?
С.К.: Если в 2012 году финансовое обеспечение частных медицинских организаций составляло 11,7 млрд рублей или 1,6 % от общего объема финансирования, то в 2018 году – 106,1 млрд рублей или 5,5 %.
ССТ: Какие меры стимулирования приняты государством для развития частного сектора?
С.К.: Прежде всего это льготы по налогу на прибыль для медицинских организаций, льготная ставка социальных взносов для организаций, которые находятся на упрощенной системе налогообложения. Указанные меры показали свою эффективность. И если первоначально льгота по налогу на прибыль для медицинских организаций была закреплена как временная с 2011 по 2020 годы, то в текущем году в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым медицинские организации получили право применять льготную ставку бессрочно.
ССТ: Здравоохранение – лидер в социальной сфере по количеству проектов государственно-частного партнерства. Насколько активно внедряются такие формы развития инфраструктуры?
С.К.: Количество проектов ГЧП в сфере здравоохранения неуклонно увеличивается. Растет количество поданных в официальном порядке и рассмотренных органами власти частных концессионных инициатив.
Направления проектов ГЧП постоянно расширяются. Сегодня есть небольшие проекты, например, в Ульяновской области 11 июля 2019 года заключено концессионное соглашение относительно реконструкции помещений в здании радиологического корпуса областного клинического онкологического диспансера на 10 лет с объемом инвестиций 347 млн рублей. Есть и более сложные, капиталоемкие, такие как заключенное Новосибирской областью 15 февраля 2019 года соглашение о ГЧП относительно строительства, финансирования и технического обслуживания объектов для оказания первичной медико-санитарной помощи в Новосибирске, тоже сроком реализации 10 лет, но с объемом инвестиций – 8889 млн рублей.
Механизмы ГЧП должны дополнить принимаемые сегодня общие усилия государства в направлении развития здравоохранения.
Если говорить об инвестиционном потенциале здравоохранения, то он высок и определяется, прежде всего, степенью износа основных фондов почти на 60 %. Мы прогнозируем повышение интереса представителей бизнеса и органов государственной власти субъектов Российской Федерации к такому способу развития медицинской инфраструктуры.
В субъектах России на различных этапах – от инициирования до эксплуатации – находится более 160 инфраструктурных проектов на принципах ГЧП, предусматривающих создание, реконструкцию или капитальный ремонт и последующую эксплуатацию объектов здравоохранения.
На федеральном уровне министерство реализует пилотные проекты, прорабатываются более 30 инвестиционных проектов с использованием различных механизмов привлечения внебюджетных инвестиций с планируемым объемом частных инвестиций более 20 млрд рублей, которые позволят сформировать на практической базе необходимые типовые решения и документы.
ССТ: Какими программными документами отрасли предусмотрено использование механизмов ГЧП в здравоохранении?
С.К.: Создание условий, необходимых для дополнительного финансирования и роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения, предусмотрено Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегией развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
Утвержденной Минздравом России по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России ведомственной целевой программой «Развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусмотрено развитие инфраструктуры здравоохранения с использованием механизмов ГЧП (приказ от 01.02.2019 № 42).
Впервые показателем отраслевого программного документа (ВЦП) определен рост заключенных на территории Российской Федерации концессионных соглашений и соглашений о ГЧП в здравоохранении.
ССТ: Планируются ли Минздравом России дополнительные меры по развитию механизмов ГЧП для медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в реализации территориальных программ ОМС?
С.К.: Минздравом России утвержден и реализуется Комплекс мер, направленных на развитие ГЧП в здравоохранении на 2019-2020 годы, содержащий мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере ГЧП, организационные и практические меры по внедрению механизма ГЧП в здравоохранении (приказ от 18.04.2019 № 228).
Одним из ключевых мероприятий Комплекса мер является работа над поправками в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», которыми создаются правовые условия заключения концессионных соглашений без проведения конкурса с медицинскими организациями частной системы здравоохранения, которые одновременно осуществляют деятельность в сфере ОМС и используют государственную инфраструктуру для оказания медицинской помощи на протяжении длительного периода времени – более 5 лет. Изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» направлены на стимулирование привлечения частных инвестиций в государственную инфраструктуру здравоохранения с использованием механизма концессии, основанного на долгосрочном взаимодействии с медицинскими организациями частной системы здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, а также повышение эффективности в обеспечении интересов государства в отношениях с частными организациями – инвесторами, возникающих при необходимости модернизации инвесторами государственной инфраструктуры здравоохранения в процессе ее использования.
При этом такие изменения позволят не только привлечь частные инвестиции в государственную инфраструктуру здравоохранения, но и создадут условия для развития рынка ответственных эксплуататоров (операторов) государственной инфраструктуры здравоохранения, эффективного выполнения территориальных программ ОМС, повышения качества и доступности медицинской помощи.
ССТ: Есть опыт подобной трансформации в концессионные соглашения?
С.К.: Примером положительного опыта трансформации арендных отношений в концессию на федеральном уровне является реализуемый Минздравом России без софинансирования и государственной поддержки на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1859-р инвестиционный проект в Екатеринбурге (Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза») с объемом частных инвестиций более 2,3 млрд рублей и концессионной платой 10 500 000 рублей ежеквартально в течение срока концессионного соглашения – 25 лет.
ССТ: Когда планируете закончить работу над законопроектом?
С.К.: Законопроект уже разработан и проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.