• 24 октября, 2025

СИМ пока не хватает сознательности

Макаров Денис

Советник по связям с госорганами ООО «СК «Согласие»

СИМ пока не хватает сознательности

Средства индивидуальной мобильности давно стали привычными участниками движения в российских городах, но регулирование их эксплуатации пока только начинает формироваться. Советник по связям с госорганами ООО «СК «Согласие» Денис Макаров в своем интервью объяснил, почему уже на этом этапе важно предусмотреть страхование.

ССТ: Прежде всего, что такое средство индивидуальной мобиль­ности, и насколько его страхование актуально?

Денис Макаров: Средство индивиду­альной мобильности (СИМ) — транс­портное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и пред­назначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя. Иными словами, это электросамокаты, элек­троскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства. Велосипеды и электровело­сипеды к СИМ в настоящий момент не относятся.

Регулирование движения СИМ на сегодня не развито, не обеспечена безопасность окружающих при их эксплуатации. Повышенный риск вреда здоровью водителя СИМ под­держивается только в рамках ОМС, а повышенный риск вреда жизни ничем не обеспечен. Есть серьезная статистика о травмах, в том числе со смертельным исходом. В первую очередь в происшествиях с СИМ стра­дают дети и подростки.

Актуальность этой темы отмеча­ют не только страховщики. Мы уже видим появление регулирования на уровне исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федера­ции: там вводятся жесткие ограниче­ния по эксплуатации средств инди­видуальной мобильности. Без мер по контролю очень сложно предста­вить, каким образом можно добиться сознательного отношения к использо­ванию СИМ.

ССТ: Какую ответственность и кто несет сейчас при аварии с СИМ, на что могут рассчитывать пострадавшие?

Д. М.: Вся проблема как раз связана с идентификацией причинителя вреда. Возможно, существуют ситуации, в которых удалось привлечь виновни­ка к ответственности. Или человек настолько социально ответственный и чувствует свою вину, что сам возме­щает вред. Но это чудесные и очень редкие случаи. Подростку ведь легче сбежать, чем остаться на месте и раз­бирать ситуацию.

Актуальность этой темы отмечают не только стра­ховщики. Мы уже видим появление регулирова­ния на уровне исполни­тельной власти в ряде субъектов Российской Федерации.

ССТ: Как страхование может помочь в этой проблеме?

Д. М.: Страхование точно может брать на себя часть рисков, в том числе — защиту интересов третьих лиц при эксплуатации СИМ. Но чтобы все вокруг были защищены от этих рисков, нужно вводить тотальное страхование.

В первую очередь механизм страхо­вания и выплаты при страховом случае связан с идентификацией средств мобильности и допуском лиц к управ­лению этим средством. Сейчас мы зачастую видим, что на одном самокате ездят по трое подростков, и, конеч­но, аккаунт, в котором он активирован на период эксплуата­ции, не совпадает с водителем СИМ.

ССТ: Страхование при эксплуатации СИМ — это стопроцентное страхование ответственности?

Д. М.: В первую очередь, это страхо­вание риска ответственности перед третьими лицами. Но еще, конечно, будет очень важно и страхование от несчастного случая.

СИМ на сегодняшний момент не относится к средствам повышен­ной опасности. Это их значительное юридическое отличие от автомоби­лей. Поэтому здесь не происходит запуск страхования ответственности таким способом, как это произошло с ОСАГО. Но совершенно точно понятно, что прокатные «конторы» должны покрывать риски здоровья в тех случаях, когда несчастный слу­чай происходит в силу неисправности самого СИМ.

ССТ: Но здесь тоже тяжело доказывать неисправность СИМ?

Д. М.: Современный СИМ — это электронный гаджет. С ним связано достаточно много систем, которые можно использовать для сканирова­ния, диагностики неисправности.

ССТ: Как могло бы быть организовано такое страхование? Оно должно быть обязательным или может оставаться добровольным в какой-то части?

Д. М.: Оно должно быть обязатель­ным для всех владельцев в части от­ветственности перед третьими лицами и обязательным для юридических лиц в части несчастного случая перед тем, кто эксплуатирует СИМ.

Здесь очень важно, что сегодня элек­тровелосипеды не относятся к сред­ствам индивидуальной мобильности. В рамках решения проблемы СИМ нужно решать вопрос с включением их в этот перечень. Нередки случаи ответ­ственности при эксплуатации электро­велосипедов под управлением курье­ров, связанные с причинением вреда здоровью самого курьера, третьим лицам или ущерба имуществу третьих лиц. Эти риски ближе к корпоративно­му направлению.

Для решения проблемы регулирова­ния эксплуатации СИМ нужна иден­тификация и регистрация СИМ, в том числе и для владельцев частных гадже­тов. Важно поддержать электронный упрощенный путь клиента по покупке и регистрации СИМ.

Развитие направления страхования рисков при эксплуатации СИМ — это новый рынок для страховщиков, с расширением продуктовой линей­ки добровольных видов страхования и комплексных услуг, чему помогают такие неприятности, как поломки СИМ, повреждение других гаджетов при эксплуатации СИМ, каско на СИМ и пр.

ССТ: Какова позиция законодателя по этим вопросам?

Д. М.: Комитет по транспорту Госдумы рассматривает инициативу, которую сформулировали правоохра­нительные органы на базе статистики. При комитете создана рабочая груп­па по регулированию средств индивидуальной мобильности, в нее пла­нируется делегировать представителей ВСС.

Мы предложим свое видение того, как можно построить систему страхования ответствен­ности с учетом опыта развития ОСАГО. Далее будем отталкиваться от решений по тем зада­чам, которые уже есть сейчас у других ведомств: Минтранса, ГИБДД и пр.

Для решения проблемы регулирования экс­плуатации СИМ нужна идентификация и ре­гистрация СИМ, в том числе и для владельцев частных гаджетов. Важно поддержать электронный упрощенный путь клиен­та по покупке и регистра­ции СИМ.

ССТ: Какие сложности вы видите при внедрении этого вида страхования?

Д. М.: Страхование СИМ потребует создания системы маркировки и реги­страции. Это, пожалуй, самый глобаль­ный вопрос: как сделать так, чтобы все средства СИМ были промаркированы и зарегистрированы, и соотнести эти расходы с проблемой, которая на те­кущий момент создает социальную напряженность вокруг эксплуатации СИМ.

Страхование в этом регулировании эксплуатации выглядит вторич­ным элементом, но его надо заранее предусмотреть. При этом важно, чтобы необходимость страхования рисков не убивала желание покупки и эксплуатации СИМ. Чтобы это было комфортно всем: и участникам других процессов, которые не связаны с СИМ напрямую, а могут быть потерпевши­ми, и владельцам СИМ.

ССТ: А сколько такое страхование могло бы стоить?

Д. М.: Здесь вопрос в регулировании процедуры, начиная от выбора самого СИМ и заканчивая выбором страхов­щика, страхового продукта, получением страховой выплаты потерпевшими или самим владельцем СИМ. К сожале­нию, у нас нет статистики аварий и их последствий, особенно по тем СИМ, которые находятся во владении физлиц.

Вполне возможно, что первый подход будет схож с лимитами, соответству­ющими ОСАГО. Если говорить о цене страхования, то она должна находить­ся в диапазоне 2–3 тыс. руб. за год.

Сейчас в добровольном порядке та­кие продукты уже работают. За полис платит компания — владелец СИМ. Внутри их продукта кикшеринга есть опция, с помощью которой человек может включить страхование, может выключить, может купить расширен­ную страховку. То есть, стоимость страхования «растворяется» внутри поминутной тарификации эксплу­атации СИМ. Есть ряд продуктов, которые предусматривают ответ­ственность, и иногда даже несчастный случай.

С такими продуктами работают три основных оператора, занимающиеся прокатом самокатов. Продукты эти разные, условия и покрытия разные. По электровелосипедам существует страховка, но еще менее прозрач­ная. Про физиков нет почти никаких данных о том, что они задумываются о страховании, причем не только ответственности, но и самих себя.


Риски эксплуатации CИМ

  • Столкновение с пешеходами и другими транспортными средствами
  • Падение из-за технической неисправности или дорожных условий
  • Ущерб имуществу третьих лиц
  • Травмы пользователя
  • Угон или порча имущества в прокате

Предложения по идентификации СИМ

  1. Нанесение маркировочного обозна­чения на корпусе и фиксация номера в процессоре СИМ
  2. Запрет таможенного оформления без нанесения маркировочного обозначения
  3. Сквозная нумерация маркировочного обозначения (уникальный номер)
  4. Техническая невозможность корректировки маркировочного обозначения
  5. Уголовная/административная ответственность за корректировку маркировочного обозначения СИМ
  6. Выбор подрядчика, с потенциалом маркировки всех СИМ страны (заинтересованность подрядчика)

Похожие статьи

Рынку нужна возможность развиваться и адаптироваться

Рынку нужна возможность развиваться и адаптироваться

Нормативно-правовое регулирование страховой отрасли в России постоянно совершенствуется. По мнению депутата Государственной Думы, члена Комитета по финансовому рынку Николая Цеда предлагаемые…
Страховщики не одиноки

Страховщики не одиноки

Региональные рабочие группы — эффективный инструмент по противодействию страховому мошенничеству по месту совершения преступления. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов отмечает, что, если…
Двойной контроль

Двойной контроль

Комбинация регулирования и саморегулирования на российском рынке позволяет обеспечивать высокое качество работы актуариев. Председатель Гильдии актуариев Владимир Новиков рассказал, как эта…