- 21 мая, 2024
- 52
«ЦИФРА» ПРОТИВ ЖУЛИКОВ
Активная работа по противодействию мошенничеству дает хорошие результаты, уверен вице-президент ВСС Сергей Ефремов. По его мнению, сейчас основными помощниками страховщиков в борьбе со страховыми преступлениями могут стать высокие технологии и цифровизация.
ССТ: Каких результатов в борьбе с мошенничеством удалось достичь в прошлом году?
Сергей Ефремов: В 2023 году мы провели большую работу по противодействию мошенничеству в страховании. В более чем 30 регионах прошли межведомственные совещания с правоохранительными органами. Это позволило нам повысить возбуждаемость уголовных дел с 19 % до 28 % от поданных заявлений — не только по ОСАГО и каско, но и по другим видам страхования. Благодаря активности страхового сообщества и деятельности профильных рабочих групп на местах правоохрана вынуждена обращать на нас внимание и принимать меры по предотвращению мошеннических действий.
Мы продолжаем делать упор на работу региональных подразделений страховщиков. Такие группы по противодействию страховому мошенничеству созданы сегодня в 68 субъектах Российской Федерации. Более эффективна их деятельность в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Волгограде. Также нужно отметить Красноярск, Владивосток. Хуже обстоят дела в регионах Северного Кавказа, где работа страховщиков складывается тяжело: Ингушетия, Чечня, Дагестан.
Остаются проблемы в Новосибирске, Марий Эл, Архангельске и Воронеже — там активизировались аварийные комиссары. В этих регионах мы собираемся проводить межведомственные совещание, чтобы купировать проблемы.
ССТ: В каких видах страхования преобладали мошеннические действия?
С. Е.: 2023 год «отличился» мошенничеством по двум видами страховых услуг. В первую очередь, это автострахование — ОСАГО и каско. Второй вид, «полюбившийся» мошенникам, это страхование жизни и здоровья. И если в противодействии мошенничеству в автостраховании мы продвинулись достаточно далеко, то со страхованием жизни все сложнее.
Порядка 20–30
межведомственных совещаний
планируется провести в 2024 году
ССТ: Как удается противостоять мошенничеству в моторных видах?
С. Е.: Внедрение современных технологий позволяет сделать оформление страхового случая комфортным для страхователя, и усложняет жизнь мошенников. Мы видим, что в связи с внедрением цифровых технологий ситуация с мошенничеством в ОСАГО и каско улучшилась.
В 2023 году вступил в силу № 327-ФЗ об удаленном урегулировании. В частности, его положения предусматривают, что осмотр поврежденного транспортного средства может осуществляться страховщиком путем получения от участников ДТП фото- и видеоматериалов в электронной форме. Эти материалы могут использоваться для проведения независимой технической экспертизы или оценки.
ССТ: Какие возможности в борьбе с мошенничеством дают высокие технологии?
С. Е.: Прежде всего, это возможность проведения различных видов экспертиз, в первую очередь, в автостраховании. Если раньше мы использовали только товароведческие экспертизы, то есть определение стоимости ущерба при ДТП, то сейчас активно применяется транспортно-трассологическая экспертиза. Она позволяет определить, произошли ли повреждения в результате конкретного страхового события, или нет.
Осмотр автомобиля сегодня уже в большинстве случаев проводится с использованием искусственного интеллекта. Даже если повреждения находятся под слоем грязи, ИИ может это выявить. Правильно сделанные фотографии позволяют воссоздавать целостность автомобиля в 3D. Если в конкретном месте есть вмятина, то она должна подтянуть за собой какие-то другие повреждения. Искусственный интеллект это просчитывает и сигнализирует, если есть нестыковки, то есть подозрения в мошенничестве.
ССТ: Помогает ли искусственный интеллект бороться с «подставами» на дорогах?
С. Е.: Как раз в 2023 году, когда стала активно распространяться схема «подстав» на кольцевых перекрестках, мы начали использовать экспертизу обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Доказать злой умысел всегда было достаточно сложно, даже с применением трассологии. Но автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, которая по данным камер определяет расположение транспортных средств и выявляет причинно-следственные связи между действиями участников происшествия, дала отличные результаты.
Также в 2022–2023 годах начала активно внедряться экспертиза технической неисправности или фальсификации на основании исследования технического состояния деталей автомобиля, их внешнего вида. Это не цифровая экспертиза, но она очень важна для выявления именно тех деталей, которые пострадали в конкретном ДТП.
ССТ: Помогает ли в выявлении мошенничества Бюро страховых историй?
С. Е.: БСИ работает с августа 2015 года, и туда заносятся все договоры страхования и сведения об урегулировании убытков. Благодаря этой базе можно выявлять двойное страхование и конструктивную гибель. Страховщики очень активно пользуются данными БСИ как для оценки клиента при заключении договора страхования, так и при оценке убытка для выявления мошенничества. Например, если у клиента в течение трех месяцев выплата по трем страховым случаям, это дает возможность поставить «красный флажок» и выявить страховое мошенничество.
ССТ: А по страхованию жизни информация также заносится в Бюро страховых историй?
С. Е.: Нет, пока по закону в БСИ заносятся только договоры каско и ДСАГО. Сегодня такая задача поставлена и по страхованию жизни, поэтому уже начинается практический сбор информации.
Как я уже сказал, по страхованию жизни и здоровья у нас есть проблема с мошенничеством. Закон защищает персональные данные, и это стимулирует злоупотребления со стороны лиц, которые хотят на этом заработать. Нам предстоит большая работа, в которой очень помогла бы цифровизация. Вся медицинская информация заносится в базу данных ОМС. Если ее можно будет получать страховщику, это позволит делать выводы о том, когда был поставлен диагноз, и к каким последствиям он привел. Для страховщиков очень важно, был ли диагноз установлен до заключения договора страхования или уже в течение его действия.
В страховании жизни и здоровья борьба с мошенничеством — это наша задача на 2024 год. Здесь работа идет в направлении создания каждой страховой компанией специальных подразделений по противодействию страховому мошенничеству и расследованию страховых случаев. Конечно, мы хотим, чтобы были внесены изменения в закон об организации страхового дела, позволяющие сотрудникам страховой компании, которые занимаются расследованием страховых случаев, проводить определенные действия: сбор информации со свидетелей, получение объяснений самого страхователя, осмотр и фотографирование объекта, назначение необходимых экспертных исследований и др.
ССТ: Какие еще информационные системы были бы полезным страховщикам?
С. Е.: Практически все автомобили выпуска после 2017 года в обязательном порядке должны быть оборудованы приборами Глонасс. Этот прибор фиксирует все удары в ДТП, также можно получить информацию о расположении транспортного средства на проезжей части и относительно другого автомобиля, координаты, время и место происшествия. Использование ГЛОНАСС — достаточно серьезное направление развития.
ССТ: Есть ли сейчас у страховщиков возможность получать данные с городских камер?
С. Е.: Постановление правительства № 523‑П дает нам право делать запросы в ГИБДД и получать административные и фотоматериалы. МВД России в ответ на наш запрос указало, что их должны предоставлять все региональные подразделения. Уже в более чем 30 субъектах РФ у страховщиков есть доступ к информации с видеокамер. В некоторых регионах информация предоставляется не только с «Безопасного города», но и с «Потока» и «Паутины», которые были рассчитаны на использование сотрудниками МВД. При наличии таких материалов хорошо видно, где и как произошло ДТП, были ли полученные повреждения на автомобиле ранее. Это тоже для нас очень активное направление.