• 16 ноября, 2022
  • 157

ДЕЛО О 40 СЛУЧАЙНОСТЯХ

Яненко-Базанов Михаил

Заместитель руководителя СЭБ СЗРЦ АО «АльфаСтрахование»

ДЕЛО О 40 СЛУЧАЙНОСТЯХ

В Санкт-Петербурге действует семья мошенников, которые промышляют на дорогах с помощью ловко организованных автоподстав.
К сожалению, из-за отсутствия доказательств и не слишком тесного контакта страховщиков с правоохранителями пресечь деятельность злоумышленников до сих пор не получилось. Однако косвенные меры воздействия все же существуют, рассуждает заместитель руководителя СЭБ СЗРЦ АО «АльфаСтрахование» Михаил Яненко-Базанов.

Современные страховые технологии: Давно ли Вы заметили работу этой мошеннической группы?

Михаил
Заместитель руководителя СЭБ СЗРЦ АО «АльфаСтрахование»

Михаил Яненко-Базанов: Мы совместно с другими страховыми компаниями всегда ведем серийные события. В данном случае одни и те же лица, муж с женой, несколько лет кошмарят страховые компании. На  самом деле они работают пять лет, но их более активные действия были выявлены за последние три года.

Сначала нам сообщили о них другие страховщики, к нам они зашли чуть позже, в этом году. Так как мошенники « гуляют» по страховым компаниям, то сейчас мы говорим не от имени «АльфаСтрахования», а от лица всех страховщиков.

У нас в Петербурге есть рабочая группа ВСС по противодействию мошенничеству. В рамках этой деятельности мы разрабатываем подозрительные события и обмениваемся информацией.

На встрече нашей  рабочей группы один из страховщиков рассказал, что он столкнулся с действиями «семейного подряда», спровоцировавшего уже порядка семи дорожно-транспортных происшествий по одной и той же схеме. Мы посмотрели нашу базу заявлений о страховых случаях, изучили свои базы и другие страховщики.

Совместно мы в ыявили более 40 случаев, когда именно эти люди заявляли в страховую компанию убыток — и все за последние три года.

Благодаря совместной работе страховщиков были выявлены и понесли наказание уже несколько мошеннических групп.

Но вот с этими непонятно, что делать.

ССТ: Почему именно с ними возникает проблема?

М. Я.-Б.: Они реально бьются! Одни и те же люди регулярно являются пострадавшими в очень похожих дорожно-транспортных происшествиях. Схема их работы понятна всем, но привлечь их к ответственности мы не можем.

Жена выступает как собственник транспортного средства, а муж является потерпевшим. Он выбирает ситуацию, когда человек не совсем правильно совершает маневр на круговом движении и подставляется под него, хотя имеет реальную  возможность предотвратить ДТП.

Как правило, у него подержанный автомобиль премиум класса, который в ремонте стоит дорого.

Всего в их распоряжении находятся три машины, и каждый раз одна из них фигурирует в деле как потерпевшая. Виновниками ДТП всегда оказываются случайные люди.

ССТ: Вы выявили районы, в которых они предпочтительно действуют?

М. Я.-Б.: Невозможно определить, где и когда мошенники будут проводить следующую операцию. Как правило, это зона кругового движения на севере города.

Причем злоумышленники выбирают такие участки, которые не оснащены камерами.

В Питере камер гораздо меньше, чем в Москве, и мошенники этим пользуются.

ССТ: Какой ущерб они уже нанесли страховщикам?

М. Я.-Б.: В настоящий момент ущерб оценивается суммой более 8 млн руб.

ССТ: В чем сложность борьбы с таким видом мошенничества?

М. Я.-Б.: По сути, если нет видеозаписи, сотрудники полиции однозначно выносят решение о виновности того водителя, который совершал маневр. А водитель практически никогда не видит, как двигается мошенник, и сотрудники ГИБДД, за отсутствием каких-либо доказательств, выносят однозначное решение о виновности. У них просто нет других вариантов!

Водитель перестраивался? Перестраивался. Должен был уступить дорогу нашему потерпевшему? Должен. Если не уступил, значит — виновник. А потерпевший на самом деле просто газку добавил, когда тот перестраивался, и совершил столкновение.

Конечно, можно сказать, что это случайно получилось. Но я не верю в 50 случайностей в течение трех лет.

Одно ДТП мошенника все-таки попало на камеру, да и то это была не городская, а частная камера. Тогда страховая компания провела видеотехническую экспертизу и отказала им в выплате. Но это был единственный случай. Во всех остальных случаях ДТП всегда происходило там, где камер нет.

ССТ: Могут ли страховые компании обратиться в правоохранительные органы в связи с выявлением большого количества однотипных происшествий, совершенных одними и теми же гражданами?

М. Я.-Б.: Мы с вами можем на кухне рассуждать о том, кто является мошенником, а кому просто так не везет. Но что делать прокуратуре или органам правоохраны, если какие-либо доказательства мошенничества отсутствуют? Да, виновный водитель говорит: «Когда перестраивался, этой машины не было, откуда она взялась — я не понимаю, так получилось». Но нет и свидетелей, которые могли бы подтвердить, что один из автомобилей нарочно создавал помеху, что он, вместо того чтобы затормозить, ускорился, что это привело к столкновению. Доказать умысел в таком случае практически невозможно.

Мы с вами можем на кухне рассуждать о том, кто является мошенником, а кому просто так не везет. Но что делать прокуратуре или органам правоохраны, если какие-либо доказательства мошенничества отсутствуют?

ССТ: Обсуждали ли вы на своей рабочей группе эту ситуацию с правоохраной?

М. Я.-Б.: К сожалению, в Санкт-Петербурге нет постоянно действующей межведомственной рабочей группы с участием страховщиков и представителей правоохранительных органов, где мы могли бы регулярно обсуждать проблемы мошенничества в страховании (у нашей рабочей группы нет такого тесного контакта с представителями правоохраны Санкт-Петербурга). Пока мы только смогли выяснить, где мошенники ремонтируют свои транспортные средства кустарным способом. Получили страховую выплату в 300 тыс. руб., а за ремонт заплатили 50 тыс. Остальные — себе в карман. Но это никого не касается: как ремонтировать машину — частное дело каждого.

ССТ: Что же нужно сделать, чтобы пресечь деятельность этой мошеннической группы?

М. Я.-Б.: Думаю, что правоохранительные органы должны проводить более качественную, длительную и тщательную проверку в подобных случаях. В том числе важно, чтобы сотрудники ГИБДД более тщательно проводили проверку при установлении виновности в дорожно-транспортных происшествиях, связанных с конкретными фамилиями этих мошенников.

Возможно, необходимо, чтобы к конкретному ДТП отношение было не как ко всем прочим. Чтобы была возможность поднять «красный флажок», если в ДТП попадают именно определенные люди.

Да, видеокамер там, где они организуют свои преступления, обычно нет. Но можно поискать видеозаписи у проезжающих мимо машин, например. У нас есть конкретные дислокации по району, где промышляет наша семейка. Нужно, чтобы все сотрудники ГИБДД данного района были оповещены о вероятности мошеннических действий этой группы, чтобы им были известны марки и номера машин, чтобы не быстро выносили решения по делам с участием мошенников, а для разбора ситуации проводили полноценную проверку и тем самым создавали определенные трудности.

Невозможно определить, где и когда мошенники будут проводить следующую операцию. Как правило, это зона кругового движения на севере города.
Причем злоумышленники выбирают такие участки, которые не оснащены камерами.
ССТ: Получается, вы предлагаете некие косвенные меры воздействия там, где нельзя просто привлечь к ответственности?

М. Я.-Б.: Есть разные варианты. Например, когда ДТП уже произошло, можно вызвать его участников и опросить, с какой скоростью они двигались, откуда и куда было движение, с какого расстояния они начали свои маневры. В рамках материала назначить автотехническую экспертизу и так далее. Если же выносить решение о том, что виноваты оба водителя, то после двух-трех таких решений, думаю, у него пропадет желание продолжать противоправную деятельность.

Кроме того, мошенник пользуется транспортными средствами, не имеющими страхового полиса. Может быть, начальнику ГИБДД установить район, где он проживает, и каждое утро его останавливать и проверять наличие страхового полиса.

Одним словом, способы блокировки его деятельности есть. Но если не привлекать внимание к противоправным действиям таких персон, то это только усиливает их осознание своей безнаказанности.

ССТ: А почему у мошенника нет полиса ОСАГО?

М. Я.-Б.: Потому что он в черных списках уже всех страховых компаний! Не имея страхового полиса, он идет в страховую компанию виновника. Это позволяло ему до поры скрывать свою преступную деятельность.

Как я уже говорил, серийного участника ДТП выявили именно по совокупности заявлений в разные страховые компании.

А в последнее время мошенник придумал новый способ — якобы разбивает телефон во время аварии. Наличие поврежденного имущества в рамках ОСАГО позволяет ему заявлять ущерб именно в страховую компанию виновника. Кроме того, это составляет еще и небольшой дополнительный заработок: замена стекла дорогого телефона стоит тысяч 20 руб. «Менять» же стекло можно хоть каждый день.

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

Чтобы качественно бороться со страховым мошенничеством и защищать законопослушных граждан, страховым компаниям не хватает прав и полномочий для проведения самостоятельных расследований. О том,…
НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

Историю рассмотрения различными инстанциями предложений страхового сообщества по конкретным мерам, направленным на борьбу со страховым мошенничеством, иначе как «хождением по мукам»…
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

Страховая защита строится на доверии: у страхователя — к страховщику, его возможности выплатить страховое возмещение в случае страхового события, а у…