• 16 ноября, 2022
  • 120

ДЕЛО О 40 СЛУЧАЙНОСТЯХ

Яненко-Базанов Михаил

Заместитель руководителя СЭБ СЗРЦ АО «АльфаСтрахование»

ДЕЛО О 40 СЛУЧАЙНОСТЯХ

В Санкт-Петербурге действует семья мошенников, которые промышляют на дорогах с помощью ловко организованных автоподстав.
К сожалению, из-за отсутствия доказательств и не слишком тесного контакта страховщиков с правоохранителями пресечь деятельность злоумышленников до сих пор не получилось. Однако косвенные меры воздействия все же существуют, рассуждает заместитель руководителя СЭБ СЗРЦ АО «АльфаСтрахование» Михаил Яненко-Базанов.

Современные страховые технологии: Давно ли Вы заметили работу этой мошеннической группы?

Михаил
Заместитель руководителя СЭБ СЗРЦ АО «АльфаСтрахование»

Михаил Яненко-Базанов: Мы совместно с другими страховыми компаниями всегда ведем серийные события. В данном случае одни и те же лица, муж с женой, несколько лет кошмарят страховые компании. На  самом деле они работают пять лет, но их более активные действия были выявлены за последние три года.

Сначала нам сообщили о них другие страховщики, к нам они зашли чуть позже, в этом году. Так как мошенники « гуляют» по страховым компаниям, то сейчас мы говорим не от имени «АльфаСтрахования», а от лица всех страховщиков.

У нас в Петербурге есть рабочая группа ВСС по противодействию мошенничеству. В рамках этой деятельности мы разрабатываем подозрительные события и обмениваемся информацией.

На встрече нашей  рабочей группы один из страховщиков рассказал, что он столкнулся с действиями «семейного подряда», спровоцировавшего уже порядка семи дорожно-транспортных происшествий по одной и той же схеме. Мы посмотрели нашу базу заявлений о страховых случаях, изучили свои базы и другие страховщики.

Совместно мы в ыявили более 40 случаев, когда именно эти люди заявляли в страховую компанию убыток — и все за последние три года.

Благодаря совместной работе страховщиков были выявлены и понесли наказание уже несколько мошеннических групп.

Но вот с этими непонятно, что делать.

ССТ: Почему именно с ними возникает проблема?

М. Я.-Б.: Они реально бьются! Одни и те же люди регулярно являются пострадавшими в очень похожих дорожно-транспортных происшествиях. Схема их работы понятна всем, но привлечь их к ответственности мы не можем.

Жена выступает как собственник транспортного средства, а муж является потерпевшим. Он выбирает ситуацию, когда человек не совсем правильно совершает маневр на круговом движении и подставляется под него, хотя имеет реальную  возможность предотвратить ДТП.

Как правило, у него подержанный автомобиль премиум класса, который в ремонте стоит дорого.

Всего в их распоряжении находятся три машины, и каждый раз одна из них фигурирует в деле как потерпевшая. Виновниками ДТП всегда оказываются случайные люди.

ССТ: Вы выявили районы, в которых они предпочтительно действуют?

М. Я.-Б.: Невозможно определить, где и когда мошенники будут проводить следующую операцию. Как правило, это зона кругового движения на севере города.

Причем злоумышленники выбирают такие участки, которые не оснащены камерами.

В Питере камер гораздо меньше, чем в Москве, и мошенники этим пользуются.

ССТ: Какой ущерб они уже нанесли страховщикам?

М. Я.-Б.: В настоящий момент ущерб оценивается суммой более 8 млн руб.

ССТ: В чем сложность борьбы с таким видом мошенничества?

М. Я.-Б.: По сути, если нет видеозаписи, сотрудники полиции однозначно выносят решение о виновности того водителя, который совершал маневр. А водитель практически никогда не видит, как двигается мошенник, и сотрудники ГИБДД, за отсутствием каких-либо доказательств, выносят однозначное решение о виновности. У них просто нет других вариантов!

Водитель перестраивался? Перестраивался. Должен был уступить дорогу нашему потерпевшему? Должен. Если не уступил, значит — виновник. А потерпевший на самом деле просто газку добавил, когда тот перестраивался, и совершил столкновение.

Конечно, можно сказать, что это случайно получилось. Но я не верю в 50 случайностей в течение трех лет.

Одно ДТП мошенника все-таки попало на камеру, да и то это была не городская, а частная камера. Тогда страховая компания провела видеотехническую экспертизу и отказала им в выплате. Но это был единственный случай. Во всех остальных случаях ДТП всегда происходило там, где камер нет.

ССТ: Могут ли страховые компании обратиться в правоохранительные органы в связи с выявлением большого количества однотипных происшествий, совершенных одними и теми же гражданами?

М. Я.-Б.: Мы с вами можем на кухне рассуждать о том, кто является мошенником, а кому просто так не везет. Но что делать прокуратуре или органам правоохраны, если какие-либо доказательства мошенничества отсутствуют? Да, виновный водитель говорит: «Когда перестраивался, этой машины не было, откуда она взялась — я не понимаю, так получилось». Но нет и свидетелей, которые могли бы подтвердить, что один из автомобилей нарочно создавал помеху, что он, вместо того чтобы затормозить, ускорился, что это привело к столкновению. Доказать умысел в таком случае практически невозможно.

Мы с вами можем на кухне рассуждать о том, кто является мошенником, а кому просто так не везет. Но что делать прокуратуре или органам правоохраны, если какие-либо доказательства мошенничества отсутствуют?

ССТ: Обсуждали ли вы на своей рабочей группе эту ситуацию с правоохраной?

М. Я.-Б.: К сожалению, в Санкт-Петербурге нет постоянно действующей межведомственной рабочей группы с участием страховщиков и представителей правоохранительных органов, где мы могли бы регулярно обсуждать проблемы мошенничества в страховании (у нашей рабочей группы нет такого тесного контакта с представителями правоохраны Санкт-Петербурга). Пока мы только смогли выяснить, где мошенники ремонтируют свои транспортные средства кустарным способом. Получили страховую выплату в 300 тыс. руб., а за ремонт заплатили 50 тыс. Остальные — себе в карман. Но это никого не касается: как ремонтировать машину — частное дело каждого.

ССТ: Что же нужно сделать, чтобы пресечь деятельность этой мошеннической группы?

М. Я.-Б.: Думаю, что правоохранительные органы должны проводить более качественную, длительную и тщательную проверку в подобных случаях. В том числе важно, чтобы сотрудники ГИБДД более тщательно проводили проверку при установлении виновности в дорожно-транспортных происшествиях, связанных с конкретными фамилиями этих мошенников.

Возможно, необходимо, чтобы к конкретному ДТП отношение было не как ко всем прочим. Чтобы была возможность поднять «красный флажок», если в ДТП попадают именно определенные люди.

Да, видеокамер там, где они организуют свои преступления, обычно нет. Но можно поискать видеозаписи у проезжающих мимо машин, например. У нас есть конкретные дислокации по району, где промышляет наша семейка. Нужно, чтобы все сотрудники ГИБДД данного района были оповещены о вероятности мошеннических действий этой группы, чтобы им были известны марки и номера машин, чтобы не быстро выносили решения по делам с участием мошенников, а для разбора ситуации проводили полноценную проверку и тем самым создавали определенные трудности.

Невозможно определить, где и когда мошенники будут проводить следующую операцию. Как правило, это зона кругового движения на севере города.
Причем злоумышленники выбирают такие участки, которые не оснащены камерами.
ССТ: Получается, вы предлагаете некие косвенные меры воздействия там, где нельзя просто привлечь к ответственности?

М. Я.-Б.: Есть разные варианты. Например, когда ДТП уже произошло, можно вызвать его участников и опросить, с какой скоростью они двигались, откуда и куда было движение, с какого расстояния они начали свои маневры. В рамках материала назначить автотехническую экспертизу и так далее. Если же выносить решение о том, что виноваты оба водителя, то после двух-трех таких решений, думаю, у него пропадет желание продолжать противоправную деятельность.

Кроме того, мошенник пользуется транспортными средствами, не имеющими страхового полиса. Может быть, начальнику ГИБДД установить район, где он проживает, и каждое утро его останавливать и проверять наличие страхового полиса.

Одним словом, способы блокировки его деятельности есть. Но если не привлекать внимание к противоправным действиям таких персон, то это только усиливает их осознание своей безнаказанности.

ССТ: А почему у мошенника нет полиса ОСАГО?

М. Я.-Б.: Потому что он в черных списках уже всех страховых компаний! Не имея страхового полиса, он идет в страховую компанию виновника. Это позволяло ему до поры скрывать свою преступную деятельность.

Как я уже говорил, серийного участника ДТП выявили именно по совокупности заявлений в разные страховые компании.

А в последнее время мошенник придумал новый способ — якобы разбивает телефон во время аварии. Наличие поврежденного имущества в рамках ОСАГО позволяет ему заявлять ущерб именно в страховую компанию виновника. Кроме того, это составляет еще и небольшой дополнительный заработок: замена стекла дорогого телефона стоит тысяч 20 руб. «Менять» же стекло можно хоть каждый день.

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ВСС: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на себестоимость

ВСС: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на…

Для развития страхования киберрисков необходимы ряд стимулирующих мер, таких, как законодательное регулирование, выработка общих стандартов по страхованию, информирование граждан и юрлиц…
ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

Строгий контроль со стороны работников страховой компании и постепенная цифровизация процессов позволяют эффективно бороться со злоупотреблениями со стороны страховых посредников. Однако…
«ОБЛОЖИТЬ ФЛАЖКАМИ»

«ОБЛОЖИТЬ ФЛАЖКАМИ»

Судебная практика наглядно демонстрирует, что системные превентивные меры по борьбе с мошенничеством среди агентов и посредников позитивно влияют на статистику преступлений.…