• 16 ноября, 2022
  • 145

ПРОТИВ МОШЕННИКОВ ПОМОЖЕТ ОБЩИЙ ОПЫТ

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

ПРОТИВ МОШЕННИКОВ ПОМОЖЕТ ОБЩИЙ ОПЫТ

Динамика мошенничества в последнее время не меняется, но мошенники все время изобретают новые способы нажиться на гражданах и страховых компаниях. В этой ситуации очень важно использовать весь накопленный страховщиками опыт и применять все доступные средства доказательства злого умысла. Как сегодня обстоят дела по борьбе с мошенничеством в разных регионах, рассказал вице-президент ВСС Сергей Ефремов.

Современные страховые технологии: В связи с дефицитом автозапчастей многие опасаются всплеска угонов. Подтверждаются ли эти опасения?

Сергей Ефремов
Вице-президент ВСС

Сергей Ефремов: Мы анализируем ситуацию в течение года и на сегодняшний момент не видим, что количество угонов как-то растет. По итогам августа было выявлено даже некоторое снижение количества угонов по сравнению со вторым кварталом. И это процесс закономерный.

У угона обычно две цели — под заказ и под разборку. Дорогие автомобили европейских марок угоняли под заказ в Европу через Белоруссию, Прибалтику, Украину.

Этот путь теперь закрыт. По границам с Казахстаном и Таджикистаном тоже сейчас ограничено движение транспорта в связи со спецоперацией. Соответственно, угонять машины просто некуда.

Важным фактором стало и то, что правоохранительные органы научились эти угоны достаточно оперативно и эффективно выявлять. Появилось большое количество видеокамер на дорогах, системы «Безопасный город», «Поток» и «Паутина», которые выявляют угнанные автомобили в городском потоке транспорта. Случаи коррупции, когда в схемах угона были замешаны сотрудники ГИБДД, за счет усиления внутреннего контроля практически невозможны. Перебитые VIN-номера в базах ГИБДД тоже научились быстро выявлять, поэтому угнанные машины в большей своей части находятся.

Что касается угонов под разборку, то и тут все не так однозначно. Ремонт автомобилей происходит по каско и ОСАГО. Если не удается своевременно найти новую запчасть, то сейчас ее пытаются по возможности восстановить, отремонтировать. Мы возвращаемся к массовому ремонту, как в 1990-х. Для клиента лучше идти по такому пути, чем покупать «левую» запчасть и нарываться на неприятности. С другой стороны, хоть сроки логистики в поставках запчастей нарушились, нельзя сказать, что деталей совсем нет. Есть и российские аналоги. Учитывая все эти резоны, тенденция к росту угонов пока не прослеживается.


Автоподстава — умышленное (намеренное) совершение столкновения транспортных средств, может также характеризоваться как умышленное повреждение чужого имущества — автомобиля.

Возможна ситуация, когда один из участников (злоумышленник), двигаясь с соблюдением правил дорожного движения и обладающий преимуществом в момент движения на определенном участке дороги (перекрестки неравнозначных дорог, участки дороги с кольцевым движением и т. д.), намеренно не принимает возможных мер к остановке и (или) снижению скорости, подставляя свой автомобиль под удар другой машины, для дальнейшего получения выплаты за ущерб со страховой компании второго «виновного» участника. Как правило, такие ДТП оформляются по упрощенной схеме европротоколом без вызова сотрудников ГИБДД, а автомобиль «подставщика» может иметь следы нехарактерных повреждений и (или) следы спешного дешевого ремонта  (неаккуратная окраска деталей кузова, нештатное или кустарное крепление внешних деталей), так как ранее был уже неоднократно поврежден.

Инсценировка ДТП — намеренное столкновение автомобилей, ранее уже имеющих повреждения, часто нехарактерные для ДТП, по предварительному сговору обеих сторон.

Как правило, такие ДТП оформляются также по упрощенной схеме европротоколом без вызова сотрудников ГИБДД, после чего участники обращаются в страховые компании для возмещения ущерба. После подачи заявления о  возмещении ущерба выплата по ОСАГО компенсируется в течение 20 дней.


ССТ: Какие виды мошенничества выявляются сейчас на рынке?

С. Е.: Мошенничества, которые сейчас наиболее заметны, в основном связаны с автоподставами и инсценировкой ДТП. Они отличаются от тех форм мошенничества, которые были даже в прошлом году. Если раньше у нас были фальсификации повреждений (переставляли бамперы и т. п.), то сейчас, как правило, мошенник идет на реальное ДТП, на подставу или имитацию ДТП.

Подставные ДТП доказывать очень сложно. Сейчас есть два основных способа действий мошенников. Первый — это столкновение на неравнозначных перекрестках, особенно часто — на кольцевом движении. Вторая схема — движение задним ходом, когда старый грузовичок начинает сдавать назад и бьет дорогостоящую иномарку.

Причем удар приходится на то место, которое можно легко отремонтировать либо оно уже ранее было повреждено. Такие варианты мошенничества, как сговор водителей грузовика и дорогой иномарки, вскрываются благодаря сводной статистике, когда по данным из ряда компаний мы видим, что одни и те же машины попадают в ДТП слишком регулярно, причем с одними и теми же повреждениями.

ССТ: А в целом количество случаев мошенничества в страховании за текущий год увеличилось или уменьшилось?

С. Е.: Динамика определенная есть, но совсем небольшая. В среднем уже несколько лет уровень страхового мошенничества не меняется. Многое зависит от того, как работают регионы. Сейчас некоторые из них нас очень сильно беспокоят.

Но есть и положительный опыт. Так, прокуратура Красноярского края взяла кураторство над всеми поданными страховщиками заявлениями в правоохранительные органы. Там создана собственная методика обработки таких заявлений, которая ускоряет и улучшает качество процесса рассмотрения дела.

В Приморском крае кураторство по делам страхового мошенничества также взяла на себя прокуратура края и городская прокуратура Владивостока. В самом Владивостоке в полиции на базе дознавателей создано специальное подразделение, которое занимается только расследованием страхового мошенничества. Так они становятся профессионалами в этом направлении: четко понимают, какие бывают способы мошенничества и каким образом их можно расследовать, какие документы собирать, на что делать акценты. Скорость и эффективность процесса расследования повышаются, больше уголовных дел доходит до суда.

Хабаровская область и Приморский край пошли еще дальше. Там страховщикам предоставляют полную свободу при получении информации по видеокамерам, и количество устанавливаемых камер неуклонно растет. Часть мошеннических случаев отслеживается. Ситуация меняется просто на глазах.

ССТ: Дальний Восток отличается еще и большим количеством праворульных автомобилей…

С. Е.: После начала специальной военной операции количество поставляемых на Дальний Восток б/у автомобилей увеличилось, цены на них снизились. Проблем с запчастями здесь нет, но есть другая: мы не можем доказать регулятору, что в кузовном ремонте нужно разрешить использование б/у запчастей.

Все праворульные автомобили в течение последних 5 лет ремонтируются только б/у запчастями, так как новые никто не поставляет. Но по нашим справочникам страховщик может ставить только новые запчасти, то есть рассчитывается цена новой запчасти, а устанавливается б/у.

Разницу в стоимости кладет себе в карман пострадавшая сторона, а страховщик вынужден держать высокие тарифы, чтобы обеспечить оплату новых запчастей.

Такие варианты мошенничества, как сговор водителей грузовика и дорогой иномарки, вскрываются благодаря сводной статистике, когда по данным из ряда компаний мы видим, что одни и те же машины попадают в ДТП слишком регулярно, причем с одними и теми же повреждениями.

ССТ: А в каких регионах ситуация с мошенничеством остается сложной?

С. Е.: Сложной ситуация остается в Новосибирске. В 2021, а затем и в начале этого года мы проводили несколько встреч, но пока не нашли путей эффективного взаимодействия с МВД Новосибирской области и прокуратурой, чтобы коренным образом исправить ситуацию. Возможно, в регионе есть какие-то проблемы, о которых мы не знаем. Сейчас мы готовим новое совещание и намерены подключить к ситуации с мошенничеством губернатора.

Есть еще ряд тревожных регионов, прежде всего — Северный Кавказ. Для нас это традиционно сложный регион. Здесь работа проводится, но хотелось бы ее усилить.

Необходимо провести совещание по Северо-Кавказскому административному округу, чтобы акцентировать внимание на мошенничестве в сфере страхования. Нужно пройти еще раз по некоторым регионам, где уже были получены положительные сдвиги — успехи нужно закрепить. Один из таких регионов — Краснодарский край. Здесь в течение трех лет проводилась колоссальная работа с участием администрации края.

Тем не менее сейчас мы видим некоторое усиление негативных тенденций.

Также нас очень сильно беспокоит Нижний Новгород, где по уровню мошенничества сейчас худшая ситуация по сравнению со всеми другими субъектами этого федерального округа. Мы собрали и проанализировали статистику, информация в ближайшее время будет доведена до губернатора. Нужно принимать активные меры, мы также готовим там совещание.

ССТ: Какие варианты мошенничества характерны для Нижнего Новгорода?

С. Е.: В Нижнем Новгороде мы видим работу автоюристов, использование договоров цессии, самого разного рода подставы и т. д. Там есть проблемы с предоставлением информации с видеокамер. Нужно убедить администрацию, чтобы вся необходимая информация страховщикам предоставлялась.

Вообще проблемы с предоставлением видеоинформации пока есть в большинстве субъектов. Но некоторые регионы уже изменили свою позицию. Краснодар, Красноярск, Приморский край предоставляют информацию страховщикам без ограничений, недавно принято решение о предоставлении информации по Хабаровскому краю. Буквально на днях мы получили разрешение о предоставлении информации по Сахалину: губернатор проанализировал наши данные, и в результате Минцифры по Сахалинской области прислало нам информацию о том, что страховщики могут обращаться за получением любой необходимой информации.

ССТ: Есть ли возможность выпустить распоряжение о предоставлении данных страховщикам на федеральном уровне?

С. Е.: Такое федеральное распоряжение нам очень нужно, но Банк России его издать не может — нужно решение правительства.

До правительства наша озабоченность была доведена. Мы подготовили и направили обращение на имя премьер-министра. Центральный Банк нам в этом помогает.

Правительство должно внести изменения в законодательство. Закон «Об организации страхового дела» позволяет страховщикам делать запросы в любую организацию, но не предусмотрено никакой ответственности в случае, если эта организация не предоставляет данные страховщику.

Эту ситуацию необходимо изменить.

Никто не имеет права бездоказательно обвинять человека в мошенничестве.
Человек не должен сам доказывать свою невиновность.

Страховщики формируют базы данных и проводят их анализ. Но если по авто мы уже формируем единые базы данных, то по страхованию имущества, жизни и ответственности этого пока не происходит.

ССТ: Возвращаясь к автоподставам: если в результате анализа базы данных выясняется, что один и тот же автомобиль много раз в течение ограниченного периода времени попадал в ДТП, то может ли страховщик обращаться в полицию или ГИБДД, чтобы к владельцу машины было более пристальное внимание?

С. Е.: Нет, не может — никто не имеет права бездоказательно обвинять человека в мошенничестве. Человек не должен сам доказывать свою невиновность. Да, доказать мошенничество с подставой автомобиля сложно, но эти доказательства нужно искать.

Доказать подставу на перекрестке с круговым движением можно, проведя экспертизу обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Это абсолютно стандартная процедура, страховщик может ее заказать, когда видит часто встречающийся номер машины. С помощью экспертизы можно доказать, что мошенник в опасной ситуации имел техническую возможность предотвратить ДТП — тогда виноват будет он.

Именно благодаря такой экспертизе была доказана виновность мошенника-подставщика, который орудовал на Bentley в Москве. Причем стоило один раз провести такую экспертизу и доказать виновность водителя, как он тут же прекратил свою противоправную деятельность.

Нужно заказывать экспертизы, нужно искать методы доказывания виновности мошенника. Мы ведь научились уже доказывать фальсификацию поврежденных деталей! К сожалению, страховщики не всегда используют весь арсенал своих возможностей.

ССТ: Помогает ли ВСС страховщикам искать пути доказывания мошенничества?

С. Е.: Задачи комитета ВСС, задачи специальной рабочей группы — как раз довести до сведения страховщиков методы, позволяющие изобличать мошенников. Комитет по борьбе с мошенничеством ВСС и РСА совместно с МВД разработал методику расследования страховых событий. Проблема в том, что не все страховщики пользуются этими разработками ВСС.

Некоторые страховщики применяют свои собственные разработки. Я не против них, но в этом случае, возможно, может помешать неполный охват всего имеющегося в отрасли опыта. Именно работа комитета позволяет обмениваться практиками прео-

доления мошенничества в наиболее полном объеме.

Методы мошенничества постоянно обновляются. Кроме того в разных регионах мошенничество может иметь особые региональные черты.
Очень важно их учитывать на местах.

Сейчас требуется добавлять новые элементы в методику, обновлять ее — ведь и методы мошенничества постоянно обновляются. Кроме того, в разных регионах мошенничество может иметь особые региональные черты. Очень важно их учитывать на местах.

Важен вот какой момент. Когда головной офис страховой компании дает рекомендации для службы безопасности в регионах, он не всегда может учитывать региональные особенности мошенничества. Руководители филиалов лишены возможности предотвращать региональные варианты мошенничества, если они действуют в рамках общих федеральных инструкций. Вот, например, специалисты спрашивают: — В этом случае вы такие запросы делали? — Делали запросы в ГИБДД, делали запросы по видеокамерам. — А делали запрос в ГЛОНАСС? — Нет, не делали, а можно было? — Да, можно и нужно. ГЛОНАСС может предоставить время, дату и направление удара. — А мы не знали, а мы не подумали!

Мы в комитете сделали рекомендации по проведению обязательных действий при расследовании событий по автострахованию. Планируем разработать такие же рекомендации по страхованию имущества и ответственности, страхованию жизни и здоровья. Такие методики на 70 % позволят получить необходимую доказательную базу для изобличения мошенника, а 30 % могут составлять нюансы и региональные особенности.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

После изменений в порядке проведения техосмотров, вступивших в силу в 2021 году, продажа поддельных диагностических карт свелась к минимуму. Однако обеспечение…
СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

Чтобы качественно бороться со страховым мошенничеством и защищать законопослушных граждан, страховым компаниям не хватает прав и полномочий для проведения самостоятельных расследований. О том,…
НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

Историю рассмотрения различными инстанциями предложений страхового сообщества по конкретным мерам, направленным на борьбу со страховым мошенничеством, иначе как «хождением по мукам»…