• 16 ноября, 2022
  • 295

ОЦЕНКА РИСКОВ В СУДОСТРОЕНИИ

Совков Дмитрий

Начальник отдела транспортной экспертизы ИЦ АО РНПК

ОЦЕНКА РИСКОВ В СУДОСТРОЕНИИ

В первом десятилетии XXI века судостроительная промышленность пережила бум, который продолжался и после начала мирового финансового кризиса.
Изменения в мировой экономике сыграли свою роль не только в определении количества и типа судов, но и региональном распределении мощностей мировой судостроительной индустрии. Если в первой половине ХХ века большая часть мирового торгового тоннажа была построена в Европе и США, то центр мирового судостроения начал смещаться в Японию в 1960-х годах, перейдя в Корею в следующем десятилетии, и, наконец, в Китай, который стал ведущим судостроителем в мире.

Дмитрий Совков
Начальник отдела транспортной экспертизы ИЦ АО РНПК

Значительно возрос тоннаж, сложности и страховая стоимость судов.

На ранних этапах этого бума, в 2002–2004 годах, страховой рынок пострадал от череды внушительных убытков на общую сумму около 740 млн долл. США, в то время как общий глобальный сбор премии по этой линии бизнеса оценивался на сумму около 140 млн долл. США. Масштабные изменения в судостроительной индустрии и значительные суммы убытков потребовали организации системной и качественной работы по оценке рисков.

В 2003 году Объединенный комитет страховщиков каско судов (Joint Hull Committee) рекомендовал обновить подход к оценке рисков, результатом чего стало создание формы JH 143, сюрвейерского отчета по рискам верфи. Этот инструмент обеспечивает структурированный, общепринятый подход к оценке рисков судостроения и позволяет андеррайтеру получить весь спектр информации о верфи, на которой он планирует застраховать какой-либо проект. В настоящее время сюрвей по форме JH 143 широко применяется при страховании и перестраховании рисков судостроения не только в Лондоне, но и на других страховых рынках.

Основным риском в судостроительной индустрии является пожарный риск, поэтому его оценка является основной задачей сюрвейера. Также важной задачей при оценке рисков верфи и/или проекта являются обзор и оценка фактического осуществления управления безопасностью, обеспечением качества и системы контроля качества, анализ производственных процессов и процедур верфи.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ

Судостроительные предприятия расположены на берегах морей, рек и других водоемов в непосредственной близости от уреза воды. Поэтому значительную часть рисков представляют собой риски затопления территории, воздействия штормовых волн и ураганных ветров.

Затопление территории может произойти в результате наводнений, вызванных подъемом воды в реках по различным причинам.

Такими причинами могут быть комплексные взаимодействия метеорологических и гидрологических процессов при прохождении циклонов с преобладанием западных ветров (река Нева), заторы и зажоры льда, повышения уровня воды в результате таяния снегов.

На побережьях морей и океанов существует риск затопления значительных территорий и разрушения береговой инфраструктуры в результате воздействия цунами.

Воздействие ураганных ветров, штормовых волн и низких температур может являться причиной повреждения оборудования верфи и судов, находящихся у достроечной набережной. Удары молний могут стать причиной возгораний, поэтому необходим анализа состояния систем молниезащиты верфи.

Расположение судостроительных предприятий в зонах повышенной сейсмической активности влечет за собой дополнительные риски, связанные с воздействием землетрясений на суда в постройке, находящиеся на твердом основании, и оборудование предприятия. Подземные толчки могут вызвать потерю устойчивости заказов на стапелях, разрушение производственных зданий и складов, падение подъемных кранов.

Дополнительными источниками рисков являются расположенные в непосредственной близости от судостроительных предприятий хранилища нефтепродуктов, атомные и тепловые электростанции, производства, в технологическом цикле которых используются горючие жидкости, газы или другие опасные вещества.

В процессе сюрвея производится оценка риска возникновения техногенных аварий, пожаров, выбросов опасных веществ в непосредственной близости от территории предприятия.

Основным источником экологических рисков на судостроительных предприятиях является разлив нефтепродуктов.

Источником загрязнения окружающей среды вредными веществами, в первую очередь тяжелыми металлами, являются гальванические производства, входящие в состав ряда судостроительных предприятий. Также негативное воздействие на окружающую среду оказывает карбид кальция, применяемый для получения ацетилена.

В процессе производства на верфях образуется большое количество мусора, характеризующегося высоким содержанием отходов пластика, технических масел, резины, эпоксидных смол и лакокрасочных материалов.

Загрязнение окружающей среды возможно в результате как техногенных аварий, так и воздействия экстремальных природных явлений, поэтому необходим комплексный анализ географических и экологические рисков.

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ВЕРФИ

Оценивается общее состояние объектов на территории судостроительного предприятия — производственных и складских зданий, дорожной сети, коммуникаций. Производится осмотр доков, стапелей, причалов и других гидротехнических сооружений.

Оценивается физический износ объектов предприятия. Производится сбор информации о текущем ремонте, планируемых мерах по реконструкции существующих и возведении новых объектов.

Также сюрвейер анализирует уровень пожарного риска на инфраструктурных объектах верфи.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОЦЕДУРЫ

Для оценки рисков, связанных с производственными процессами и процедурами, сюрвейер изучает особенности производственно-технической базы предприятия и технологию постройки заказов.

Особое внимание уделяется технологическим процессам, связанным с повышенным пожарным риском, а также риском повреждения оборудования судов в постройке. Изучаются схемы и технические характеристики систем электроснабжения, водоснабжения, отопления, водоотведения критически важных для функционирования верфи. Производится анализ принятой на предприятии системы хранения и учета материальных ресурсов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Основным критерием, характеризующим эффективность управления качеством на предприятии, является наличие действующей Системы менеджмента качества (СМК). СМК определяет концепцию управления качеством и объединяет в себе организационную структуру, структуру документации и информационную структуру, а также процессы, влияющие на качество.

Важным фактором, влияющим на оценку рисков, является наличие в СМК предприятия процедур по внедрению и документированию процесса управления рисками.

Должны быть выделены главные наиболее значимые риски или группы рисков, определены, какие из них нужно снижать до приемлемого уровня в рамках достижения основной задачи повышения качества производимой продукции.

Сюрвейер анализирует структуру и техническую оснащенность подразделений предприятия, осуществляющих технический контроль, проверяет наличие действующих сертификатов в сфере контроля качества продукции.

ЧИСТОТА И ПОРЯДОК НА ПРЕДПРИЯТИИ

Важным критерием, характеризующим уровень культуры безопасности на предприятиях судостроительной индустрии, является чистота и порядок на территории предприятия и на строящихся заказах.

В процессе постройки судов образуется большое количество горючего мусора, поэтому необходима четкая организация вывоза и утилизации отходов производства. Наличие большого количества мусора на территории, загромождение проходов между зданиями и эвакуационных выходов, блокирование доступа к первичным средствам пожаротушения являются факторами повышенного риска.

Залогом обеспечения противопожарного режима является эффективная политика руководства предприятия в отношении курения на территории и заказах в постройке.

Необходимо получить представление о правилах и инструкциях в отношении курения и административных мерах, применяемых к нарушителям руководством верфи. В процессе сюрвея уделяется особое внимание фактам курения вне специально отведенных мест на территории верфи и на борту строящихся заказов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СУБПОДРЯДЧИКАМИ

Современное судостроение характеризуется значительной вовлеченностью субподрядчиков. Зачастую 50–70 % работ на строящемся судне выполняется персоналом субподрядных организаций, которые не подчиняются напрямую руководству верфи. Регулярно отмечаются низкий уровень культуры безопасности, факты несоблюдения инструкций предприятия, небрежное отношение к противопожарному и спасательному оборудованию. Отсутствие надлежащего контроля со стороны администрации за деятельностью работников субподрядных организаций является фактором повышенного риска.

В процессе сюрвея изучается типовой договор с субподрядчиком, порядок проведения инструктажей по технике безопасности, делаются выводы об эффективности контроля за соблюдением правил проведения опасных работ со стороны администрации верфи.

СИСТЕМА ДОПУСКА К ОПАСНЫМ РАБОТАМ

Судостроение является одной из наиболее опасных отраслей промышленности. Большой объем огневых работ, использование легковоспламеняющихся жидкостей и газов, работы на высоте, за бортом и в замкнутых пространствах. Особую опасность представляют образующиеся в процессе работ взрывоопасная пыль и пары легковоспламеняющихся жидкостей.

Способом предотвращения аварийных ситуаций и снижения рисков является внедрение системы допуска к опасным работам. Основным документом тут является «Наряд-допуск», в котором указывается, какие виды работ, в каком месте, в какое время и какими ответственными исполнителями должны быть проведены.

Также в документе должна содержаться информация о требованиях к безопасности, пройденных сотрудниками инструктажах, применяемых защитных средствах, оборудовании рабочего места.

Лица, которые выдают наряды-допуски, определяют необходимость проведения работ и возможность их безопасного выполнения. Именно они отвечают за правильность и полноту указываемых в наряде-допуске мероприятий по безопасности, поэтому должны назначаться приказами по организации и в обязательном порядке пройти проверку знаний по охране труда.

В процессе сюрвея изучается система допуска к опасным работам, внедренная на предприятии. Сюрвейер проводит опрос исполнителей опасных работ, проверяет наличие «Нарядов-допусков» и соответствие фактических условий проведения работ требованиям безопасности.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕРФИ ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРАМИ

На каждом судостроительном предприятии имеются различные органы управления, а также совокупность сил и средств, предназначенных для организации предупреждения и тушения пожаров, проведения спасательных работ. В них могут входить объектовые ПСЧ, добровольные противопожарные формирования, штатные пожарные инспекторы предприятия, различные подрядные организации.

В процессе оценки рисков анализируется штатная укомплектованность противопожарных формирований верфи, регулярность проведения учений, наличие и состояние технических средств и планов борьбы с пожарами. Также изучаются варианты взаимодействия с ближайшими подразделениями Федеральной противопожарной службы (ресурсы, расчетное время прибытия по вызову, оперативные планы тушения пожаров и т. д.).

ОБОРУДОВАНИЕ ВЕРФИ

В рамках оценки рисков судостроения проводится анализ оснащенности предприятия необходимым технологическим оборудованием, степени его физического износа и перспектив модернизации. Особое внимание уделяется проверкам грузоподъемного и судоподъемного оборудования,

изучаются действующие предписания Ростехнадзора и порядок их выполнения.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРЫ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГАЗОВ

Особенностями судостроительной индустрии являются широкое использование промышленных газов, а также значительный объем работ в замкнутых помещениях, где возможно скопление взрывоопасных и ядовитых паров. Поэтому эффективный мониторинг атмосферы на объектах верфи и строящихся судах является важнейшим фактором снижения рисков.

Все объекты на территории верфи, связанные с оборотом технических газов, являются объектами повышенной опасности.

В процессе сюрвея изучается система поставки на предприятие и подачи промышленных газов в цеха и на заказы, состояние газовых станций, организация транспортировки и хранения баллонов с техническими газами, состояние трубопроводов и газоразборных постов.

СПУСК СУДНА НА ВОДУ И ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

На судостроительных верфях применяются разные способы спуска заказов на воду (передаточные доки, наливные док-камеры, наклонные стапели, слипы и т. д.). Сюрвейер изучает действующие на верфи процедуры спуска на воду и возможные риски.

В процессе ходовых испытаний возможны навигационные и технические аварии и, как следствие, серьезные повреждения (гибель) заказа. Необходимо оценить риски, характерные для акватории проведения ходовых испытаний, а также меры, применяемые для обеспечения безопасности при возможных отказах оборудования.

ОХРАНА ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Эффективная организация системы управления охраной труда снижает производственные риски и решает задачи по минимизации количества несчастных случаев на производстве. В рамках общей оценки рисков производится анализ фактических условий труда на предприятии, работы администрации по обеспечению безопасности и статистики несчастных случаев на производстве

ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ

Сюрвейер анализирует эффективность охранных мероприятий, а также меры по обеспечению контроля доступа на территорию предприятия и строящиеся суда. Изучается тип и оснащение ограждения периметра, наличие охранной сигнализации и видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом, а также организация охранной службы.

Перед началом осмотра сюрвейер встречается с представителями руководства и специалистами верфи для сбора информации в каждой из вышеуказанных областей. Затем проводится тщательное физическое обследование объекта и анализ предоставленной руководством предприятия документации.

По результатам сюрвея каждой из областей присваивается буквенная оценка (A, B, C, D, E). Затем оценки суммируются и определяется общая оценка, характеризующая состояние объекта и уровень рисков.

Буквенная оценка позволяет андеррайтеру получить представление о существующем уровне риска и определить конкретные действия, необходимые для его снижения.

При наличии выявленных нарушений, сюрвейер составляет список рекомендаций, которые необходимо выполнить для снижения рисков до приемлемого уровня, и назначает срок их исполнения.

Для контроля выполнения рекомендаций может назначаться повторный сюрвей, также рассматриваются документальные подтверждения и фотоотчеты. Сюрвей по форме JH 143, является не только инструментом андеррайтера для оценки рисков судостроения, но и помогает руководству судостроительных предприятий выявить «уязвимые места» в сфере управления производственными процессами и обеспечения приемлемого уровня промышленной безопасности. От результатов сюрвея напрямую зависят условия страхования судов в постройке и объектов на территории верфей. Регулярные сюрвейерские осмотры верфей, выставление рекомендаций и контроль за их исполнением являются мощным фактором, стимулирующим судостроителей к работе по управлению рисками и внедрению культуры безопасности на производстве.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

Большинство россиян видят в страховщике эффективного помощника в области защиты здоровья, который может не только осуществить денежную выплату, но и, что…
ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Из всех участников финансового рынка на страховщиков приходится самый большой объем дел, рассматриваемых финансовым уполномоченным. Однако, судя по тому, как уменьшается…
17 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КОМПАНИИ «МАКС-М»

17 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КОМПАНИИ «МАКС-М»

Возраст, достигнутый компанией, убедительно свидетельствует о ее надежности, силе и стабильности.