• 1 декабря, 2023
  • 63

Финансовый уполномоченный рассказал о недобросовестных практиках МФО

Финансовый уполномоченный

Досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями

Микрофинансовые организации предусматривают в договорах займа формулировки, которые фактически лишают заемщика бесплатного способа погашения задолженности. Об этом рассказал финансовый уполномоченный Денис Новак, выступая на XХII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование и новые экономические приоритеты: на пути трансформации».

«Потребитель подписывает договор займа дистанционно, но в месте жительства – населенном пункте, например – отсутствует офис финансовой организации. При этом в договор займа включены условия, согласно которым бесплатное погашение займа возможно только путем внесения наличных в офисе кредитора. Поэтому, чтобы свои обязанности исполнить, он пользуется другими способами погашения займа, за это взимается комиссия», – пояснил он.

Финансовый уполномоченный, рассматривая подобные обращения, руководствуется тем, что при условии осведомленности о месте жительства потребителя, финансовая организация нарушила закон «О потребительском кредите (займе)» (пункт 8 части 9 статьи 5), фактически не предоставив потребителю возможности бесплатного исполнения договора займа. В таком случае в пользу потребителя подлежит взысканию та комиссия, которую он заплатил.

Новак также рассказал о других выявленных недобросовестных практиках микрофинансовых организаций. Так, финансовые организации иногда по запросу финансового уполномоченного не предоставляют документы, хотя такая обязанность установлена законом о финансовом уполномоченном. «Финансовые организации обязаны такие документы предоставлять в короткий срок для того, чтобы обращение было рассмотрено по существу», – добавил финансовый уполномоченный.

Он также напомнил о практике взимания несоразмерной комиссии за подключение к программе коллективного страхования, когда размер самой страховой премии кратно меньше стоимости услуги по подключению. Такая практика характерна как для МФО, так и для банков.

Зачастую МФО навязывают дополнительные услуги – при подаче заявки на получение займа на сайте в личном кабинете потребителю предлагается купить дополнительную услугу, а при отказе от нее сумма займа существенно уменьшается. «Нередко такие услуги имеют крайне сомнительную ценность, некоторые из них довольно странные – консультация астролога, доступ к информационной базе купонов и тому подобное», – отметил Новак.

Кроме того, нередко встречаются случаи, когда заявление о предоставлении займа не содержит сведений о предлагаемой дополнительной услуге и не обеспечивает возможности выбора потребителя согласиться на её приобретение или отказаться от неё, при этом вся документация по займу и дополнительной услуге предоставляется для подписания одним пакетом и подписывается одной электронно-цифровой подписью.

Финансовый уполномоченный также рассказал, что в Службу финансового уполномоченного за 10 месяцев 2023 года поступило 1 551 обращение в отношении МФО, что составляет 1,3% от общего числа обращений потребителей в отношении финансовых организаций.

Похожие статьи

Финансовый уполномоченный взыскал страховое возмещение в связи со списанием…

Финансовая организация отказала в выплате по страховому случаю при списании денежных средств с карты клиентки банка в результате мошеннических действий.

Финансовый уполномоченный сообщила о неприемлемых практиках по договорам ИСЖ

Число обращений к финансовому уполномоченному по договорам страхования жизни и страхования от несчастных случаев и болезней занимает второе место в общем…

Финансовый уполномоченный выявил недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО…

Страховые компании используют недобросовестные практики с использование упрощенных договоров каско, с помощью которых впоследствии снижают свои риски возникновения ответственности за нарушение…