• 1 декабря, 2023
  • 119

Финансовый уполномоченный рассказал о недобросовестных практиках МФО

Финансовый уполномоченный

Досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями

Микрофинансовые организации предусматривают в договорах займа формулировки, которые фактически лишают заемщика бесплатного способа погашения задолженности. Об этом рассказал финансовый уполномоченный Денис Новак, выступая на XХII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование и новые экономические приоритеты: на пути трансформации».

«Потребитель подписывает договор займа дистанционно, но в месте жительства – населенном пункте, например – отсутствует офис финансовой организации. При этом в договор займа включены условия, согласно которым бесплатное погашение займа возможно только путем внесения наличных в офисе кредитора. Поэтому, чтобы свои обязанности исполнить, он пользуется другими способами погашения займа, за это взимается комиссия», – пояснил он.

Финансовый уполномоченный, рассматривая подобные обращения, руководствуется тем, что при условии осведомленности о месте жительства потребителя, финансовая организация нарушила закон «О потребительском кредите (займе)» (пункт 8 части 9 статьи 5), фактически не предоставив потребителю возможности бесплатного исполнения договора займа. В таком случае в пользу потребителя подлежит взысканию та комиссия, которую он заплатил.

Новак также рассказал о других выявленных недобросовестных практиках микрофинансовых организаций. Так, финансовые организации иногда по запросу финансового уполномоченного не предоставляют документы, хотя такая обязанность установлена законом о финансовом уполномоченном. «Финансовые организации обязаны такие документы предоставлять в короткий срок для того, чтобы обращение было рассмотрено по существу», – добавил финансовый уполномоченный.

Он также напомнил о практике взимания несоразмерной комиссии за подключение к программе коллективного страхования, когда размер самой страховой премии кратно меньше стоимости услуги по подключению. Такая практика характерна как для МФО, так и для банков.

Зачастую МФО навязывают дополнительные услуги – при подаче заявки на получение займа на сайте в личном кабинете потребителю предлагается купить дополнительную услугу, а при отказе от нее сумма займа существенно уменьшается. «Нередко такие услуги имеют крайне сомнительную ценность, некоторые из них довольно странные – консультация астролога, доступ к информационной базе купонов и тому подобное», – отметил Новак.

Кроме того, нередко встречаются случаи, когда заявление о предоставлении займа не содержит сведений о предлагаемой дополнительной услуге и не обеспечивает возможности выбора потребителя согласиться на её приобретение или отказаться от неё, при этом вся документация по займу и дополнительной услуге предоставляется для подписания одним пакетом и подписывается одной электронно-цифровой подписью.

Финансовый уполномоченный также рассказал, что в Службу финансового уполномоченного за 10 месяцев 2023 года поступило 1 551 обращение в отношении МФО, что составляет 1,3% от общего числа обращений потребителей в отношении финансовых организаций.

Похожие статьи

Нововведения в законодательстве, которые должен учесть потребитель финансовых услуг…

АНО «СОДФУ» сообщает, что с 30 марта 2025 г. в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 No…

Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин выступил на круглом столе…

В Службу финансового уполномоченного нередко поступают обращения, когда жертвами злоупотреблений со стороны финансовых организаций становятся пожилые граждане, являющиеся наиболее уязвимой категорией…

18 марта состоялось заседание Совета Службы финансового уполномоченного

18 марта 2025 года состоялось заседание Совета Службы финансового уполномоченного под председательством Статс-секретаря — заместителя Председателя Банка России Алексея Гузнова.