• 1 июля, 2022
  • 172

Финансовый уполномоченный рассказала о подходах к разрешению споров по ОСАГО в связи с невозможностью осуществить ремонт поврежденного транспортного средства

Финансовый уполномоченный

Досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями

«Речь идет о тех ситуациях, при которых потребитель в феврале, марте и даже в апреле 2022 года получил от страховой организации направление на ремонт, но спустя время от СТОА получено сообщение о невозможности в установленный законом срок произвести ремонт. Но потребитель не соглашается на увеличение срока, которое допускается законодательством по соглашению сторон», – пояснила Максимова.

Финансовый уполномоченный разъяснила правовые позиции, которых придерживается финансовый уполномоченный при рассмотрении подобных обращений.

Так, если у страховщика заключен договор на организацию ремонта со станцией технического обслуживания (СТОА), которая соответствует установленным требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик должен направить его транспортное средство на эту станцию.

Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры, не соответствует установленным требованиям к организации ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать направление на ремонт на одну из таких станций. При отсутствии такого согласия возмещение вреда осуществляется в форме страховой выплаты.

«Таким образом, несоответствие станции любому из указанных в законе об ОСАГО критериев является достаточным правовым основанием для смены формы страхового возмещения по договору ОСАГО с натуральной на денежную», – отметила Максимова.

В этой связи если страховщик представит финансовому уполномоченному доказательства невозможности выдачи им направления на ремонт в течение установленного законом об ОСАГО срока по причине отказа всех СТОА, с которыми страховщик заключил договоры и которые соответствуют критериям доступности для потерпевшего, а также сохранности гарантий от производителя, взыскиваемое страховое возмещение должно рассчитываться как стоимость восстановительного ремонта с учетом износа узлов, деталей и запасных частей.

«При этом в качестве доказательств невозможности проведения ремонта страховщики вправе представить письма СТОА об отказе последних от проведения ремонта. Однако такой отказ должен быть выражен в отношении конкретного транспортного средства потерпевшего с указанием марки, модели, и иных признаков, позволяющих идентифицировать его», – пояснила Максимова. Отказ СТОА от ремонта по причинам, связанным со сложившейся рыночной ситуацией, но без привязки такого отказа к конкретному транспортному средству потерпевшего, не может расцениваться как доказательство несоответствия СТОА требованиям об организации ремонта, установленным законом об ОСАГО, добавила финансовый уполномоченный.

«Аналогичным образом, по нашему мнению, должны оцениваться и информационные письма представительств автопроизводителей о перебоях или ограничениях в поставках запасных частей, поскольку они не свидетельствуют о фактическом отсутствии у СТОА запасных частей, необходимых для ремонта конкретного транспортного средства», – подчеркнула Максимова.

Похожие статьи

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Из всех участников финансового рынка на страховщиков приходится самый большой объем дел, рассматриваемых финансовым уполномоченным. Однако, судя по тому, как уменьшается…
ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

За годы работы Службы финансового уполномоченного проявились определенные нюансы, которые необходимо учитывать для исключения спорных ситуаций между страховщиками, потребителями страховых услуг…

Служба финансового уполномоченного запустит рекламную кампанию на сервисе 2ГИС

В рамках подписанного договора между АНО "Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» (АНО «СОДФУ») и Автономной некоммерческой организацией «Институт развития интернета» (АНО…