• 3 декабря, 2019
  • 190

НУЖЕН ЛИ «ЖИЗНИ» ЕЩЕ БОЛЕЕ ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ?

Козинов Александр

Директор по правовым вопросам «Росгосстрах Жизнь»

Повышенное внимание к страхованию жизни, с одной стороны, объясняется стремлением обеспечить защиту «обычным» клиентам страховых компаний. С другой стороны, постоянные новации в регулировании вызывают вопросы в страховом сообществе. Нужно ли постоянное изменение «правил игры» или есть альтернативы, рассуждает Александр Козинов, директор по правовым вопросам «Росгосстрах Жизнь».

Современные страховые технологии: В последнее время активно обсуждается вопрос о квалификации инвесторов, приобретающих полисы страхования жизни. Что это, новое «закручивание гаек» или последовательное выстраивание регулятором модели взаимодействия между клиентом и страховой компанией при продаже сложных финансовых продуктов?

Александр Козинов: Ваш вопрос не такой простой, как кажется. Я бы разбил его на два: последовательность действий Регулятора и нормативное закрепление его шагов. Регулятор, в общем-то, довольно последователен в своих действиях по защите интересов потребителей финансовых услуг. В 2018 году была обнародована концепция по защите прав клиентов по инвестиционному страхованию жизни. Дальнейшие активности – вполне в рамках данной концепции: Стандарты СРО и известное Указание Банка России № 5055-У об информировании клиентов по страхованию жизни, разработка банковскими ассоциациями стандартов продаж финансовых продуктов, требования к скриптам продаж финансовых продуктов, проработка вопроса квалификации инвесторов.

Главная идея неоднократно озвучивалась Сергеем Швецовым: потребитель должен понимать, что покупает. Причина понятна взрывной рост инвестиционного страхования жизни в течение последних лет и, как следствие, рост жалоб потребителей, которые не получили того, на что рассчитывали (мисселинг при продаже).

Но весь вопрос в необходимости столь многоуровневого и всестороннего регулирования процесса заключения договора страхования жизни.

На IV Международной конференции по защите прав потребителей финансовых услуг, которую организовывал «Сбербанк», аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин выразил, скажем аккуратно, сомнение в обоснованности такой чрезмерной активности Банка России в сфере финансовых услуг населению. Близко к тексту он сказал, что он не представляет себе «Макдональдс», где сотрудник после слов «свободная касса» начинает рассказывать, как вредно покупать фастфуд. В утрированной форме было высказано, на мой взгляд, вполне обоснованное сомнение в необходимости такой активности Регулятора.

Могу сказать как юрист, что постоянное изменение нормативной базы, как правило, не добавляет стабильности и понятности любому процессу. Иногда нужно остановиться и оценить результаты уже сделанного. Понять, что из реализованного работает, а что излишне или нерезультативно.

В последнее время руководители Регулятора говорят о снижении количества жалоб на мисселинг в инвестиционном страховании жизни. Возможно, есть смысл подождать дальнейшего развития ситуации, прежде чем «закручивать гайки» дальше. Одновременно необходимо отметить несовершенство, скажем так, исходного правового регулирования. Я имею в виду, в первую очередь, классификацию видов страхования жизни, которая очевидно не соответствует сегодняшнему уровню развития страхования жизни.

Главная идея неоднократно озвучивалась Сергеем Швецовым: потребитель должен понимать, что покупает. Причина понятна: взрывной рост инвестиционного страхования жизни в течение последних лет и, как следствие, рост жалоб потребителей.

Мы уже столкнулись с этим на практике. Упомянутое выше Указание Банка России № 5055-У, опираясь на формулировку вида страхования, приведенную в Законе № 4015-1, распространило свое действие и на инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), и на накопительное страхование жизни (НСЖ). И это при том, что неоднократно заявлялось, что такой цели не было. К полисам НСЖ претензий у Регулятора нет.

Аналогичная проблема видна и в вопросе о квалификации инвесторов. В частности, Сергей Швецов неоднократно заявлял об отсутствии необходимости регулирования накопительного страхования жизни. Но, как и в случае с Указанием № 5055-У, указание в законопроекте на вид страхования в соответствии с Законом 4015-1 де-факто распространяет его положения и на полисы НСЖ.

Оценку последствий такого регулирования можно увидеть, например, у Игоря Юргенса. Если такое законодательное требование будет реализовано, то полисы страхования жизни смогут приобретать не более 1 % взрослого населения РФ.

Если резюмировать, то использование существующего инструментария не всегда дает тот эффект в правовом регулировании, который закладывается авторами.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Каско нужна осознанность

Каско нужна осознанность

По формальным показателям рынок каско растет быстрыми темпами, однако не всегда этот расчет обеспечен потребительскими ценностями. Заместитель генерального директора ООО «СК…
Сегмент каско: баланс интересов клиента и страховщика

Сегмент каско: баланс интересов клиента и страховщика

Добровольное страхование средств наземного транспорта или каско традиционно является одним из ключевых видов страхования в России. Об основных параметрах рынка и…
Преимущество каско — не только общий объем выплат

Преимущество каско — не только общий объем выплат

Для более активного развития рынка каско необходимо не только предложить хорошее сочетание цены и наполнения продуктов автострахования, но и сформировать у…