- 11 мая, 2025
- 11
Односторонний обмен

Страховой рынок рассчитывает, что НСИС станет инструментом активного взаимодействия с госорганами по обмену информацией. Таким образом НСИС, помимо функции обеспечения качественных данных, сможет выступать эксклюзивным проводником ценной информации для страховщиков. По мнению президента ВСС Евгения Уфимцева, сами госорганы должны быть заинтересованы в подключении страховщиков к своим информационными системам, и вместе с ними искать пути решения этой задачи.
ССТ: Как вы оцениваете роль Национальной страховой информационной системы для страхового рынка?
Евгений Уфимцев: Создание НСИС стало одним из серьезных мероприятий, трансформирующих сам подход к цифровизации страховой отрасли, которая уже уверенно встала на этот путь и теперь очевидно требует глобальных изменений в подходах к большим данным. Ведь самый большой экономический эффект дает именно цифровизация управления данными.
ССТ: Какие преимущества получает рынок от цифровизации?
Е. У.: Цифровизация играет весьма важную роль для развития страхования. Касается она многих направлений работы страховщика. В первую очередь, это цифровизация взаимодействия с клиентом как при заключении договора, так и при урегулировании страхового случая. Далее — автоматизация обмена информацией между страховщиком, агентом и внешними провайдерами услуг, необходимых для урегулирования страховых случаев.
Не стоит забывать, что НСИС для страховщиков — это возможность более активного взаимодействия с госорганами: для заключения договора, урегулирования убытков, развития современных сервисов очень нужна правдивая и быстрая информация. Государственные органы являются подчас единственными источниками информации о факте, обстоятельствах и причинах страхового случая. Поэтому для страховщиков получение этих данных является первостепенной задачей.
ССТ: Для развития каких страховых продуктов наиболее важны данные госорганов?
Е. У.: В первую очередь, для развития добровольного медицинского страхования. Доступ к базам данных поможет минимизировать расходы, сделать удобную логистику по направлению клиентов в лечебное учреждение. С другой стороны, получение информации об их здоровье поможет быстрее урегулировать страховые случаи.
Кроме того, консолидация обработки данных от страховщиков позволяет НСИС уже на этой стадии выявлять риски страхового мошенничества, а также передавать информацию страховщикам для выявления ими недобросовестных практик.
ССТ: Поможет ли НСИС сделать данные для страховщиков более защищенными с точки зрения киберугроз?
Е. У.: Большие данные — это большая ответственность. НСИС, являясь по сути «службой одного окна» в части информационного обмена с внешними по отношению к страховому рынку участниками, позволяет существенно ограничить возможности неправомерных действий в отношении информации о страхователях, особенно их персональных данных (ПДн).
Доступ к базам данных поможет минимизировать расходы
Защита ПДн — одна из важнейших задач, стоящих перед отраслью. Она продиктована спецификой века цифровизации, когда все больший объем данных о человеке хранится в электронном виде на фоне роста числа хакерских атак и рисков несанкционированного доступа к информации.
НСИС — это одна из точек централизованного доступа, в которой будет проверяться, что это именно страховщик, и он имеет право получить такую информацию. Это ответ на постоянное беспокойство госорганов: кто будет контролировать?
ССТ: Когда можно ожидать реализации функционала по доступу страховщиков к базам данных государственных структур?
Е. У.: Мы очень ждем от Банка России соответствующих решений. Говоря прямо, у АО «НСИС» как «дочки» Банка России больше шансов получить доступ к информационным ресурсам госорганов.
Дорожная карта по получению данных от страховщиков сейчас есть, а дорожная карта обратного процесса пока не разработана, эту задачу необходимо решать.
Банк России нас, в принципе, слышит. Мы надеемся, что некое промедление связано еще и с тем, что НСИС полноценно работает только с 1 октября прошлого года. Мы не сможем построить быстрый процесс в урегулировании убытков, если будем вынуждены работать с «бумагой».
Сами госорганы должны быть в этом заинтересованы и вместе с нами искать пути решения. Мы не будем нагружать работой их аппарат — не надо будет писать нам справки. При обмене электронными данными страховщики не будут ничего просить, все задачи будут решаться путем запроса данных из системы. Та же ситуация с судами, с судебными приставами. Все только выиграют от электронного обмена!