• 21 мая, 2019
  • 156

ОНЛАЙН НЕОБРАТИМ

Мальковская Мария

Генеральный директор УРАЛСИБ Страхование и УРАЛСИБ Жизнь, председатель Комитета по электронной коммерции и цифровым сервисам ВСС

Цифровизация стала реальностью даже для тех компаний и секторов экономики, которые обычно воспринимались как исключительно консервативные. Игнорировать этот тренд страховщики не могут, несмотря на ограничения в законодательстве, которые не дают в полной мере развиваться онлайн-дистрибуции. Позиция лидеров рынка – не искать дыры и лазейки в законодательстве, а помочь регулятору разобраться, что мешает нормальному цивилизованному развитию страхового рынка в цифровую эпоху, считает генеральный директор УРАЛСИБ Страхование и УРАЛСИБ Жизнь, председатель Комитета по электронной коммерции и цифровым сервисам ВСС Мария Мальковская.

Современные страховые технологии: Развитием онлайн-продаж сейчас занимаются практически все страховщики. Каковы основные тренды в этом направлении?

Мария Мальковская: Трендов много: начиная от увеличения линейки онлайн-продуктов на сайтах страховщиков, заканчивая продажами через чат-боты, но один из ключевых — онлайн-посредничество. Сейчас нет ни одной компании, которая в своей работе обходилась бы без посредников. Рост онлайн-продаж полисов мы наблюдаем от месяца к месяцу. Можно сделать вывод, что место встречи продавца страховых услуг с покупателем переходит в онлайн. Очень важно понимать, готов ли к этим изменениям страховой рынок.

Я являюсь председателем комитета ВСС по развитию электронной коммерции и цифровым сервисам. Своей ключевой задачей мы считаем оказание помощи страховому рынку перейти из точки А, старой модели развития, в точку Б — к цифровой среде, наиболее безболезненно.

ССТ: Кого вы называете страховым посредником в онлайне?

М. М.: Посредников можно разделить на два класса: провайдеров и информационных посредников. Провайдеры дают возможность продавать и покупать услуги. Информационные посредники служат инструментом поиска клиента и его «узнавания». Но все же основной задачей тех и других является облегчение взаимодействия продавца и покупателя страховых услуг.

Онлайн-посредниками можно назвать маркетплейсы и всевозможные агрегаторы, мобильные приложения, банковский канал, портал Госуслуг, который часто используется для идентификации клиента, порталы и сайты наших партнеров, через которые мы продаем страховые продукты.

ССТ: Этот тренд актуален во всем мире?

М. М.: Во всем мире потребление онлайн-услуг самых разных видов растет по экспоненте. По прогнозам, к 2022 году приобретение услуг в интернете достигнет 66 % от всех покупок услуг. Что это значит для страховщиков? Это значит, что поиск страховой услуги перемещается в онлайн, оформление полиса происходит в онлайне, оплата — в онлайне, урегулирование убытка — желательно тоже онлайн.

ССТ: Готов ли к таким изменениям российский рынок?

М. М.: В онлайн-ритейле мы растем несколько медленнее, чем развитые рынки, но, тем не менее, динамика роста онлайн-торговли впечатляет. По некоторым прогнозам, рынок в ближайшие несколько лет онлайн-торговли вырастет вдвое. Для нас, как для страховщиков, это означает, что потенциал у онлайн-рынка огромный и при правильном взаимодействии с клиентом онлайн-страхования позволит всей отрасли существенно вырасти в объемах продаж.

Давайте посмотрим, что происходит за периметром страхового рынка — это индикатор изменений, которые будут происходить и в страховании. Реализуется общая задача по цифровизации экономики, поставленная президентом Российской Федерации. Компании, которые обычно воспринимались как консервативные — РЖД, Почта России и другие — уже запустили свои маркетплейсы. Мегарегулятор также активно строит свой маркетплейс. В 2018 году объем онлайн-продаж в страховании составил 74,6 млн рублей или 5 % от общего объема. По прогнозам ВСС, к 2021 году объем онлайн-продаж страховых продуктов вырастет до 18 %. Продуктовый ряд расширится (сейчас 94 % продаж страховых продуктов приходится на ОСАГО). Страховщикам очень важно не отстать от наблюдаемых тенденций, не стать аутсайдером. Вспомните: когда Apple заявлял о планах роста продаж своих айфонов, Nokia ставила под сомнение их реалистичность — и в результате такого просчета до сих пор не восстановила конкурентных позиций. Драйвер роста — это проникновение на новые рынки сбыта. Агрегаторы и маркетплейсы — 100 % точки контакта с клиентом. Таким образом, «клиентом» страховщика становится онлайн-посредник. Поэтому еще раз подчеркиваю: нельзя игнорировать или недостаточно внимательно относиться к наблюдаемым процессам изменения рынка. Прогресс не остановить, но есть риск остаться за бортом.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ИННОВАЦИИ МЕНЯЮТ ЖИЗНЬ

Чтобы удержать лидирующие позиции на рынке, сегодня компаниям недостаточно решать традиционные для своего бизнеса задачи. Необходимо работать на опережение. Один из…

ОТ БЕСКОНТАКТНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ К ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ

Применение искусственного интеллекта в страховании поможет снизить влияние человеческого фактора, сэкономить силы и средства компаний и их клиентов. Это вопрос ближайшего…

ВРЕМЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Мы продолжаем рассказывать о том, какие новые технологические решения и онлайн-проекты внедрили страховые компании, оказавшиеся в условиях ограничений в связи с…