- 21 мая, 2019
- 164
ОНЛАЙН НЕОБРАТИМ
Цифровизация стала реальностью даже для тех компаний и секторов экономики, которые обычно воспринимались как исключительно консервативные. Игнорировать этот тренд страховщики не могут, несмотря на ограничения в законодательстве, которые не дают в полной мере развиваться онлайн-дистрибуции. Позиция лидеров рынка – не искать дыры и лазейки в законодательстве, а помочь регулятору разобраться, что мешает нормальному цивилизованному развитию страхового рынка в цифровую эпоху, считает генеральный директор УРАЛСИБ Страхование и УРАЛСИБ Жизнь, председатель Комитета по электронной коммерции и цифровым сервисам ВСС Мария Мальковская.
Современные страховые технологии: Развитием онлайн-продаж сейчас занимаются практически все страховщики. Каковы основные тренды в этом направлении?
Мария Мальковская: Трендов много: начиная от увеличения линейки онлайн-продуктов на сайтах страховщиков, заканчивая продажами через чат-боты, но один из ключевых — онлайн-посредничество. Сейчас нет ни одной компании, которая в своей работе обходилась бы без посредников. Рост онлайн-продаж полисов мы наблюдаем от месяца к месяцу. Можно сделать вывод, что место встречи продавца страховых услуг с покупателем переходит в онлайн. Очень важно понимать, готов ли к этим изменениям страховой рынок.
Я являюсь председателем комитета ВСС по развитию электронной коммерции и цифровым сервисам. Своей ключевой задачей мы считаем оказание помощи страховому рынку перейти из точки А, старой модели развития, в точку Б — к цифровой среде, наиболее безболезненно.
ССТ: Кого вы называете страховым посредником в онлайне?
М. М.: Посредников можно разделить на два класса: провайдеров и информационных посредников. Провайдеры дают возможность продавать и покупать услуги. Информационные посредники служат инструментом поиска клиента и его «узнавания». Но все же основной задачей тех и других является облегчение взаимодействия продавца и покупателя страховых услуг.
Онлайн-посредниками можно назвать маркетплейсы и всевозможные агрегаторы, мобильные приложения, банковский канал, портал Госуслуг, который часто используется для идентификации клиента, порталы и сайты наших партнеров, через которые мы продаем страховые продукты.
ССТ: Этот тренд актуален во всем мире?
М. М.: Во всем мире потребление онлайн-услуг самых разных видов растет по экспоненте. По прогнозам, к 2022 году приобретение услуг в интернете достигнет 66 % от всех покупок услуг. Что это значит для страховщиков? Это значит, что поиск страховой услуги перемещается в онлайн, оформление полиса происходит в онлайне, оплата — в онлайне, урегулирование убытка — желательно тоже онлайн.
ССТ: Готов ли к таким изменениям российский рынок?
М. М.: В онлайн-ритейле мы растем несколько медленнее, чем развитые рынки, но, тем не менее, динамика роста онлайн-торговли впечатляет. По некоторым прогнозам, рынок в ближайшие несколько лет онлайн-торговли вырастет вдвое. Для нас, как для страховщиков, это означает, что потенциал у онлайн-рынка огромный и при правильном взаимодействии с клиентом онлайн-страхования позволит всей отрасли существенно вырасти в объемах продаж.
Давайте посмотрим, что происходит за периметром страхового рынка — это индикатор изменений, которые будут происходить и в страховании. Реализуется общая задача по цифровизации экономики, поставленная президентом Российской Федерации. Компании, которые обычно воспринимались как консервативные — РЖД, Почта России и другие — уже запустили свои маркетплейсы. Мегарегулятор также активно строит свой маркетплейс. В 2018 году объем онлайн-продаж в страховании составил 74,6 млн рублей или 5 % от общего объема. По прогнозам ВСС, к 2021 году объем онлайн-продаж страховых продуктов вырастет до 18 %. Продуктовый ряд расширится (сейчас 94 % продаж страховых продуктов приходится на ОСАГО). Страховщикам очень важно не отстать от наблюдаемых тенденций, не стать аутсайдером. Вспомните: когда Apple заявлял о планах роста продаж своих айфонов, Nokia ставила под сомнение их реалистичность — и в результате такого просчета до сих пор не восстановила конкурентных позиций. Драйвер роста — это проникновение на новые рынки сбыта. Агрегаторы и маркетплейсы — 100 % точки контакта с клиентом. Таким образом, «клиентом» страховщика становится онлайн-посредник. Поэтому еще раз подчеркиваю: нельзя игнорировать или недостаточно внимательно относиться к наблюдаемым процессам изменения рынка. Прогресс не остановить, но есть риск остаться за бортом.