- 27 декабря, 2019
- 148
ОСАГО: РАЗВИТИЕ БЕЗ СТРЕССА
Закон об ОСАГО не высечен в граните: касаясь абсолютно каждого в России, нормы этого закона требуют постоянного совершенствования, более гибкой настройки в применении к особенностям нашей страны. Самое главное – чтобы все изменения были направлены на повышение безопасности дорожного движения и не создавали стресс для людей многократным увеличением стоимости полиса ОСАГО, считает депутат Государственной Думы VII созыва, член фракции «Единая Россия», член комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Изотов. Интервью состоялось накануне обсуждения в Парламенте нового законопроекта.
Современные страховые технологии: Недавно в Государственной Думе проходило обсуждение внесенного правительством варианта изменений в закон об ОСАГО. Какие положения законопроекта вызвали наибольшие дискуссии?
Алексей Изотов: Сегодня и законопослушные водители, и те, кто нарушает правила дорожного движения, платят за страховку одинаково. Получается, что 80 % аккуратных водителей оплачивают убытки постоянных нарушителей. Основной посыл Президента состоял в том, чтобы те, кто нарушает правила дорожного движения, платили за ОСАГО намного больше, чем те, которые соблюдают ПДД, то есть должен быть индивидуальный подход к определению тарифа. Первоначально законопроект состоял из четырех частей. Первая предусматривала отмену территориального коэффициента: коэффициенты по территориям разнятся от 0,6 до 2,1, а средний по России составляет 1,3. Второй пункт – отмена коэффициента по мощности двигателя автомобиля. Третий пункт – увеличение с 500 тыс. до 2 млн рублей страховой суммы в случае нанесения вреда жизни и здоровью. Дело в том, что сейчас у нас в России сложилась такая ситуация, что пассажир автобуса имеет большую страховую защиту – он застрахован на 2 млн рублей, а пассажир автомобильного транспорта застрахован максимум на 500 тыс. рублей.
Четвертая часть изменений в связи с отменой всех этих коэффициентов и увеличением выплат по причинению вреда здоровью предполагала расширение базового коридора сначала на 30 %, а потом еще на 40 %. То есть в общей сложности коридор должен быть расширен на 82 %.
ССТ: Раньше коэффициент бонус-малус учитывал стиль вождения водителя, количество случаев его виновности в авариях. Почему он оказался недостаточно эффективным?
А. И.: Я много езжу по России и могу точно сказать, что в Москве, несмотря на большую плотность движения, водители ездят очень аккуратно. Стиль вождения это параметр, определяющий аварийность водителя. Коэффициент бонус-малус не мог влиять на размер тарифа требуемым образом. У нас коридор расширен на плюс-минус 20 % с 9 января 2019 года. Минимальная ставка сейчас составляет 2746 рублей, а максимальная – 4942 рубля, но для каждого субъекта страховая компания устанавливает единый коэффициент по территории. А если устанавливается единый коэффициент, то применение коэффициента бонус-малус не так сильно влияет на общий размер тарифа, на стоимость ОСАГО для нарушителей и дисциплинированных водителей. Они получаются практически одинаковыми.
Когда началась дискуссия вокруг законопроекта в Государственной Думе, мы поняли, что обсуждается достаточно много параметров, и влияние на рост или снижение тарифа каждого из них мы не увидим: не увидим, какой из этих параметров влияет и каким образом. Между тем, понимание этого влияния очень важно.
Возьмем, к примеру, средний коэффициент по территории – 1,3. Базовый коридор и расширяется на 30 %! Это нивелирование отмены территориального коэффициента расширением тарифного коридора. Влияние расширения компенсации по потере здоровья с 500 тыс. до 2 млн рублей может привести к росту тарифа от 15 до 25 %.
В среднем стоимость полиса ОСАГО 5 тыс. рублей. Я считаю, что штраф для тех, кто ездит без полиса, нужно поднять до 5 тыс. рублей. Для этого необходимо вносить изменения в КоАП.
ССТ: Но ведь это правильно – граждане будут получать большую сумму выплат. Кто был против такого изменения?
А. И.: Аргументы против были потому, что с принятием изменений в законе произойдет рост тарифа. Нужно понимать, что с 2014 года доходы нашего населения не очень сильно растут. Соответственно, любой рост тарифа вызывает неприятие его среди людей.
Лично я считаю, что лучше повысить тариф на 15 %, но иметь при наступлении несчастного случая компенсацию в объеме 2 млн рублей. Но на сегодняшний день тот законопроект, который мы предложили к обсуждению, такое увеличение не содержит.
5 декабря предстоят парламентские слушания, где мы будем это обсуждать. Если будут поддержаны предложения по введению этих изменений, то мы их сможем внести во время второго чтения законопроекта. Если общество решит, что нам нужно уравнять в правах разные категории пассажиров – эта корректировка будет рассматриваться. Лично я считаю, что все эти изменения нужно вносить.
От изначально рассматриваемого правительственного законопроекта осталось совсем немного: убрали территориальный коэффициент, убрали коэффициент по мощности, убрали повышение лимита по страхованию здоровья и жизни, убрали расширение коридора базового коэффициента. Тот законопроект, который внесли мы, депутаты, оставляет базовый коэффициент плюс-минус 20 %, который уже был введен в этом году – сейчас только он направлен на индивидуализацию тарифа. Все остальные коэффициенты могут увеличить тариф не более чем в 3 раза от максимальной суммы базового тарифа. Самое главное в законопроекте то, что он направлен на повышение безопасности дорожного движения.