- 27 июня, 2021
- 166
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Перед законодателями сегодня стоит задача оформления всего многообразия существующих правоотношений, сложившихся при организации перевозки в такси, в нормативные акты. При этом важно обеспечить главную социальную функцию страхования — защиту пассажира, считает вице-президент ВСС, вице-президент НССО Светлана Гусар.
Современные страховые технологии: Такси повсеместно динамично развивается.
Почему до сих пор на этот вид общественного транспорта не распространяется действие закона об обязательном страховании ответственности перевозчика?
Светлана Гусар: Законопроект, распространяющий ОСГОП на такси, был уже принят в первом чтении. Но была достигнута договоренность о том, что сначала нужно принять основной закон о регулировании деятельности такси и только после этого принимать во втором и в третьем чтении поправки в № 67-ФЗ1.
Необходимо учитывать, что существует норма: как только вид транспорта включается в систему обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами, в этот момент выплаты пассажирам из ОСАГО исключаются — они начинают реализовываться в рамках № 67-ФЗ. Такой порядок связан с тем, что лимит по риску причинения вреда жизни/ здоровью на каждого пассажира по ОСАГО определен в 500 тыс. рублей, тогда как по страхованию ответственности перевозчика минимальный лимит установлен в размере 2 млн рублей. Другой особенностью страхования ответственности перед пассажирами является то, что выплата компенсации осуществляется без установления вины.
Водитель автобуса может быть не виноват в том, что со встречной полосы в него въехало другое транспортное средство или произошло что-то подобное. Вне зависимости от того, установлена вина водителя или нет, все пострадавшие пассажиры будут обеспечены страховыми выплатами. Это немаловажный фактор.
На сегодняшний день основной закон о регулировании деятельности такси не принят, хотя я видела уже порядка шести версий проекта этого нормативного акта.
ССТ: В чем Вы видите сложность включения такси в № 67-ФЗ?
С. Г.: Сейчас чаще всего пассажир заказывает такси и оплачивает перевозку через компанию-агрегатор. Таким образом, с ней как бы заключается договор перевозки.
Возникает неопределенность, чьим именно клиентом является пассажир такси: конкретного водителя, или агрегатора, или собственника автомобиля? Отсюда, соответственно, появляются вопросы: кто является страхователем, как должна быть организована процедура оформления договора страхования, какой должен быть тариф и так далее.
Другими словами, сложностей много.
Именно они должны быть разрешены в рамках закона о регулировании деятельности такси, чтобы законодательно определить основу регулирования этого вида перевозки. Впоследствии, базируясь на этом законе, мы должны будем доработать поправки в № 67-ФЗ.
ССТ: Как сейчас происходит выдача разрешений на работу такси и какие новации предлагают страховщики?
С. Г.: Сегодня разрешение на работу в режиме такси выдается непосредственно субъектом Российской Федерации. При этом общероссийского реестра разрешений на работу такси не существует.
Централизованной базой могли бы пользоваться и страховщики, и пассажиры. Она была бы интересна для статистического учета. Потому что, если не понимать, сколько в России работает такси, невозможно принимать управленческие решения. Общество должно знать, кто те люди, которые работают в такси, какова их аварийность, на каких основаниях у них отзываются разрешения и так далее.
ПРОЕКТ 1 |
Интеграция IT-системы контрольно- надзорной деятельности Ространснадзора с автоматизированной информационной системой НССО позволит упростить процедуру проверки перевозчика. Инспектор Ространснадзора сможет получить ответ на вопросы: есть ли страховка, на какой срок заключен договор, на какой тип перевозки, сведения о страховой компании непосредственно из системы Ространснадзора. |
Страховщики предлагают создать такой централизованный реестр, по которому было бы видно, сколько всего в Российской Федерации машин работает в режиме такси. Мы ни в коей мере не хотим забрать полномочия у субъектов! Мы лишь предлагаем, чтобы после того, как субъект выдаст разрешение, эта информация передавалась в единую базу.
Следующая проблема связана с расчетом премии и организацией порядка оформления договора страхования. Когда мы заключаем договоры страхования с перевозчиком, осуществляющим перевозки автобусами или иным видом общественного транспорта, мы имеем дело, прежде всего, с юридическими лицами. Страхованию подлежит сразу список транспортных средств, то есть используется один договор со списком транспортных средств, каждое из которых имеет индивидуальные регистрационные параметры. По ним можно рассчитать потенциальный объем перевозимых пассажиров. Постановлением Правительства утверждена методика расчета количества перевезенных пассажиров.
Однозначно, если такси будет включено в систему обязательного страхования ответственности перевозчика, потребуется корректировка этого постановления Правительства, которое установит процедуру расчета количества перевозимых пассажиров для такси.
ПРОЕКТ 2 |
В Ространснадзоре существует большой «пилот» по созданию федеральной системы надзора за междугородными перевозками с участием Минтранса, ГИБДД, системы взимания платы «Платон», Центра организации дорожного движения с его камерами. В конце 2020 года была проведена интеграция с информационной системой НССО. В ходе «пилота» в нескольких субъектах Российской Федерации было обработано порядка 850 тыс. запросов за месяц, по этим запросам были переданы все данные, связанные с обеспечением страховой защиты пассажиров. Сейчас Ространснадзор подводит итоги. |
ССТ: Эта процедура будет единая для всех такси или она будет различаться в зависимости от режима работы?
С. Г.: Мы точно понимаем, что порядок расчета страховой премии для разных режимов работы такси будет отличаться. Например, есть большая группа таксистов, которые имеют автомобиль в собственности и работают на нем по своему графику. Другой пример, когда юридическое лицо — таксопарк владеет несколькими транспортными средствами, управляют которыми разные водители, работающие в смену. Пока нет закона о регулировании деятельности такси и нет базового понимания, как его работа будет организована, прописывать какие-то детали по расчетам или оформлению полиса мы пока не можем.
Хотя все последние редакции закона о регулировании деятельности такси уже содержат положения, что перевозчик такси должен иметь договор обязательного страхования ответственности перед пассажирами.
ССТ: Как контролировать все такси с их агрегаторами, да еще в масштабах страны?
С. Г.: В наших предложениях о регулировании деятельности такси мы предусмотрели механизмы, которые, по нашему мнению, дадут такую возможность. Первая позиция — это создание единого реестра.
Второе — система должна позволять отслеживать деятельность таксиста.
Почему мы видим большое количество аварийных событий с такси? Люди в попытке заработать больше денег элементарно перерабатывают. Как только один из агрегаторов видит, что водитель переработал, его блокируют в системе. Однако у водителя сейчас есть возможность просто переподключиться к другому приложению, где будет зафиксировано, что он зашел только что. Поэтому мы говорим о том, что единая платформа должна накапливать информацию, позволяющую учитывать и не допускать переработки, фиксировать количество рейсов.
ПРОЕКТ 3 |
Кроме централизованных проектов на уровне Ространснадзора, на местах существуют определенные инициативы по упрощению процедур проверок. К нам обратился Минтранс Ульяновской области, где также разрабатывают IT-систему. Они пошли не по пути фиксации свершившихся нарушений, а по пути профилактики: выход на линию осуществляется только в том случае, если автобусом пройден техосмотр и имеется действующий договор страхования ответственности перевозчика, включающий проверяемое транспортное средство. Обращаясь к нашей информационной системе, Ространснадзор проверяет наличие действующего договора. Эта же идея может быть использована для контроля деятельности такси. И это самый правильный подход, ведь основная задача — не допустить на линию негодное для перевозки пассажиров транспортное средство. |
ССТ: Кто может быть владельцем этой глобальной базы данных? Страховщики?
С. Г.: Мы считаем, что такая система обязательно должна быть государственной.
Вариантов владельцев теоретически может быть много: и Минтранс, и Ространснадзор. Главное, чтобы вся информация была контролируемой и проверяемой.
Уже сейчас у нас есть несколько пилотных проектов, в рамках которых мы даем возможность государственным службам получать данные из нашей информационной системы и в автоматизированном порядке осуществлять проверку деятельности перевозчика. Все проекты курируются Ространснадзором.
ССТ: Можно ли говорить о том, что развитие страхования такси — это перспективное направление развития страхования? Для страховщиков это будет новый бизнес или социальные обязательства?
С. Г.: Учитывая тот факт, что Банк России очень трепетно относится к контролю за тарификацией и каждый год осуществляет пересмотр тарифов, о какой-то сверхприбыли говорить не стоит. Это именно социальная функция страхования, когда страхование позволяет обычному гражданину, который пользуется общественным транспортом (автобусом или такси), получать определенные гарантии возмещения вреда.
Это очень важно. Мы не должны оставлять потерпевшего больным, искалеченным, один на один со своей бедой. Пострадавший человек не должен сталкиваться с тяжелым судебным урегулированием. Процедура должна быть максимально простой и понятной. Можно сказать, что в какой-то мере это работа над ошибками. Пассажиры всех видов общественного транспорта уже защищены, а вот пассажиры такси пока лишены этой защиты. Миллионы граждан привыкли пользоваться услугами такси, но оно пока не в полной мере обеспечивает защиту их прав.
1Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 № 67-ФЗ.