• 20 февраля, 2025

Рост расходов россиян с ноября по январь оказался самым низким за четыре года для этого периода

6,3 трлн рублей — столько россияне потратили в январе 2025 года на продукты, непродовольственные товары, кафе и рестораны, коммунальные и другие услуги. По данным СберИндекса, это на 13,2% больше, чем в январе 2024 года, а с учётом инфляции — на 2,6% больше.

Однако по сравнению с декабрём 2024 года в первый месяц этого года расходы населения выросли на 0,2% (год назад — на 1,7%), этот рост оказался существенно ниже января 2024 года: тогда траты выросли на 1,7%. В итоге за три месяца (ноябрь — январь) рост потребительских расходов оказался самым низким за четыре года для этого периода. Это косвенно подтверждает, что меры Банка России приводят к снижению потребительской активности россиян.

По данным СберИндекса, траты на продукты сдержали общий рост потребрасходов (-0,4% к декабрю с учётом инфляции и сезонности). Траты возросли за счёт покупок непродовольственных товаров (+0,4%), оплаты услуг (+0,2%) и общепита (+3,1%).

Исследование также показало, что россияне увеличили траты на маркетплейсах: в январе 2025 года на онлайн-площадках они потратили на 38% больше, чем в первый месяц прошлого года. Расходы людей в январе выросли как за счёт роста количества покупок (+15,8%), так и в связи с повышением суммы среднего чека (+19,2%).

Дарья Цыплакова, управляющий директор, руководитель лаборатории «СберИндекс»:

«В январе потребительские расходы населения вернулись к небольшому росту (0,2% с учётом инфляции и сезонности). Но это не компенсировало снижение реальных трат в конце прошлого года. В итоге с октября-ноября 2024 года расходы россиян снизились на 0,5%. К началу этого года мы пока не наблюдаем устойчивого тренда снижения реальных расходов населения, но прослеживаем другую тенденцию: люди сокращают реальные расходы (с учётом инфляции) на покупку продуктов и при этом наращивают траты в столовых, кафе и ресторанах».

Лаборатория СберИндекс — инициатива Сбербанка по обработке и анализу больших данных. На основе информации, получаемой из платёжных систем и общедоступных источников, эксперты банка предоставляют количественные характеристики социально-экономических процессов, происходящих в стране на макро- и микроэкономическом уровнях. При анализе используются только агрегированные обезличенные данные. Персональная информация и любая информация, составляющая коммерческую тайну, не раскрываются.

Похожие статьи

Сбер запустил маркетплейс для эффективного продвижения бизнеса

Практически любые маркетинговые задачи теперь удобно решать на маркетплейсе СберТаргета от Сбер Бизнес Софт.

СберИнвестиции: число состоятельных инвесторов с ИИС-3 за год удвоилось

Клиенты СберИнвестиций открыли уже около 500 тыс. индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа. Нетто-притоки инвесторов за 9 месяцев 2025 года в 4…

Владислав Крейнин: Искусственный интеллект переизобретает способы создания контента

Будущее креативных индустрий тесно связано с искусственным интеллектом. Возникает философский вопрос о том, насколько создаваемый генеративными системами контент действительно интересен людям…