• 21 мая, 2024
  • 69

СЕРВИС ДЛЯ СТРАХОВЩИКОВ

Галушин Николай

Генеральный директор АО «НСИС»

СЕРВИС ДЛЯ СТРАХОВЩИКОВ

АИС страхования запущена. Точнее, 1 апреля 2024 года состоялся запуск первого этапа функционирования информационной системы страхования. В объеме функций и задач, которые установлены федеральным законом, на основании которого АИС страхования и создается, деятельность оператора начнется только 1 октября 2024 года. Что же будет сделано?

Для потребителя никаких радикальных изменений не будет — гражданин не дол­жен заметить или почувствовать разницы при заключении договоров страхования от того, что появилась единая информаци­онная система по договорам страхования. Гражданин должен получить дополнитель­ные преимущества в виде гарантированной доступности услуги по заключению дого­воров ОСАГО: он сможет увидеть перечень своих договоров на портале Госуслуг и всю свою историю страхования, включая расчет КБМ, список действующих и закончивших действие договоров страхования, историю страховых случаев. Все будет сведено в од­ном месте с возможностью пользоваться удобной навигацией и отбора информации по различным параметрам.

ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ СТРАХОВЩИКОВ

Для страховщиков изменения более суще­ственные. Уже идет процесс сбора инфор­мации по заключаемым договорам по че­тырем видам страхования непосредственно в АИС. С 1 октября 2024 года по обяза­тельным видам страхования заключение договора станет возможным после провер­ки данных из проекта договора, загружа­емого в систему со стороны страховщика. Проверка данных по страхователю будет возможна как опция и для добровольных видов страхования.

АИС страхования собирает более широ­кий набор полей данных и в более систем­ном виде. Например, информацию по части полей в произвольном виде невозможно будет просто загрузить в информацион­ную систему, потому что впоследствии воспользоваться такой информацией будет невозможно. Например, до за­пуска АИС Страхования информация в АИС Жилье по адресам страхования подавалась в свободной форме. Из-за этого не удавалось предоставить властям Орен­бургской области информацию по застрахо­ванным на территории региона домохозяй­ствам населенных пунктов, пострадавшим от паводка. А страховщикам пришлось самим дополнительно выгружать из своих информационных систем данные по застра­хованным объектам. Получается двойная работа: сначала некачественная передача информации в АИС Жилье, а потом допол­нительные издержки по отправке информа­ции по запросу различных ведомств.

Удобство потребителя, комфорт­ный клиентский путь, расширяющий набор функций и сервисов, которыми гражданин сможет воспользоваться на одной площадке — все это будет способствовать достижению страте­гических целей развития страхового рынка в России, изменению отношения к отрасли со стороны государства.

Подобного в скором времени не будет. Из АИС Страхования с применением филь­тра по территории страхования в режиме реального времени можно будет поднять информацию по всем объектам страхования, которые попадают в зону чрезвычайных си­туаций. С такой информацией будет проще и оперативнее работать, а страховщикам вообще не придется напрягаться на своей стороне. Все информационное взаимодей­ствие с Банком России, Минфином России и региональными органами исполнитель­ной власти по их запросам будет построе­но на стороне АО «НСИС» как оператора АИС Страхования. В итоге выиграют все: и те, кому не придется отвечать на до­полнительные запросы, и те, кому нужна объективная и своевременная информация о пострадавших и застрахованных объектах.

За счет формирования общей базы дан­ных по наиболее массовым договорам стра­хования удастся бороться со страховым мошенничеством, потому что система будет присваивать скоринговый балл гражданам в зависимости от их страхового портфе­ля, истории убытков, наличию факторов, свидетельствующих о возможных призна­ках страхового мошенничества. Система позволит страховщикам увидеть ситуации, когда происходящие страховые события и группы вовлеченных в них лиц свиде­тельствуют о возможном наличии сговора или признаков недобросовестных действий в отношении страховых компаний — по­вторяемость событий, схожие обстоятель­ства, набор вовлеченных лиц и транспорт­ных средств и многие другие параметры; двойное страхование и другие признаки, которые будут в момент заключения дого­вора давать страховщикам индикатор более пристального внимания к партнеру, его объекту страхования и др.

СЕРВИСЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ ДОСТУПНЫ НА САЙТЕ АО «НСИС»

ПОТЕНЦИАЛ СТРАХОВОГО РЫНКА

Благодаря функционированию АИС, стра­ховой рынок должен стать чище, прозрач­нее, а услуги — доступнее.

Доступность страховой услуги — это и ее стоимость, и возможность ее купить, и осоз­нанность самой покупки, которая, например, при наступлении страхового случая не будет приводить к спорам, конфликтам и разоча­рованиям. Граждане являются в конечном итоге драйвером любого страхового рынка и в мире, и в России. Чем больше страхо­вателей сможет сознательно купить стра­ховую услугу, которая отвечает их чаяниям не только по принципу самой низкой цены, но и по разумному объему страхового по­крытия, тем с большей уверенностью можно говорить о росте уровня проникновения в тех сегментах, где у рынка есть значитель­ный и пока нераскрытый потенциал роста.

В частности, страхование каско транс­портных средств имеет возможность выра­сти с нынешних 10 % до 30–50 %, особенно на фоне роста стоимости автомобилей, который превращает машины из средства перемещения почти в предмет роскоши.

Страхование жилья имеет потенциал роста с нынешних 3–5%, не считая ипотеч­ного страхования, до 20–30 %. Это снизит нагрузку на бюджеты всех уровней для оказания помощи пострадавшим от ЧС гражданам, которые получат не помощь от государства, а законную выплату в со­ответствии с условиями действующего договора страхования жилья.

Далее — страхование медицинских расхо­дов. Сейчас индивидуальный ДМС — это роскошь, поэтому речь идет, скорее, о пря­мом прикреплении, когда человек платит не­кую абонентскую плату в лечебное учрежде­ние, вообще минуя присутствие страховой компании. А доступность и массовость услуги по индивидуальному ДМС должны сделать революцию в сегменте дополнитель­ного медицинского обеспечения, что, в свою очередь, снизит нагрузку на федеральную, гарантированную систему ОМС.

Страхование от несчастных случаев сейчас работает либо в случае наличия корпора­тивных программ страхования работников от несчастных случаев, либо в качестве условия получения потребительского или иного кредита в банке, а может трансфор­мироваться в полноценную защиту челове­ком своей жизни и здоровья.

Кратный рост сборов в указанных сег­ментах страхования, ориентированных на гражданина, позволит кардинально уве­личить масштабы страхового рынка страны и, как следствие — вес страхования в ВВП страны. Рост создаст условия для привле­чения новых потенциальных инвесторов, которые готовы вкладывать капиталы в создание страховых компаний, создание рабочих мест, дальнейший рост страховой культуры населения страны.

ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОШЕННИЧЕСТВУ

МИССИЯ — РАЗВИТИЕ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ

На фоне создания сервисов для граждан, которые будут развернуты на сайте АО «НСИС», видится логичным создание стра­хового агрегатора для обеспечения удобства пользователей информационной системы. Он даст возможность контролировать сроки действия своих договоров страхования, получать предупреждения о предстоящем окончании действия полиса, получать статус урегулирования страхового события. Кроме того, модуль позволит гражданину в любое время дня получить предложение от стра­ховых компаний по продлению договора страхования, выбрать приемлемые пара­метры страхования, заключить договоры страхования, произвести оплату страховой премии. И все это — не вставая с любимого дивана или из-за письменного стола.

Удобство потребителя, комфортный кли­ентский путь, расширяющий набор функций и сервисов, которыми гражданин сможет воспользоваться на одной площадке — все это будет способствовать достижению стратегических целей развития страхового рынка в России, изменению отношения к от­расли со стороны государства.

Это важная миссия, которую АО «НСИС» готов достойно вынести на плечах команды профессионалов и единомышленников, собранных сейчас в компании. Консуль­тации и поддержка со стороны страховой отрасли очень важны. Важен ориентир на достижение больших стратегических целей развития рынка страховых услуг. Мы надеемся, что, находясь в постоянном диа­логе со страховщиками, мы осуществим эту задачу в обозримой перспективе.

Похожие статьи

Объявлены имена лауреатов XIX Премии «Финансовая элита России 2024»

Объявлены имена лауреатов XIX Премии «Финансовая элита России 2024»

18 декабря 2024 года в Москве состоялась девятнадцатая церемония вручения наград премии «Финансовая элита России» — одной из старейших ежегодных премий…

Три региона изучают возможности потоковой проверки ОСАГО на дорогах…

Глава АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, оператор АИС страхования) Николай Галушин анонсировал потоковую проверку ОСАГО на дорогах в трех регионах…
ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…