• 21 мая, 2024
  • 63

СЕРВИС ДЛЯ СТРАХОВЩИКОВ

Галушин Николай

Генеральный директор АО «НСИС»

СЕРВИС ДЛЯ СТРАХОВЩИКОВ

АИС страхования запущена. Точнее, 1 апреля 2024 года состоялся запуск первого этапа функционирования информационной системы страхования. В объеме функций и задач, которые установлены федеральным законом, на основании которого АИС страхования и создается, деятельность оператора начнется только 1 октября 2024 года. Что же будет сделано?

Для потребителя никаких радикальных изменений не будет — гражданин не дол­жен заметить или почувствовать разницы при заключении договоров страхования от того, что появилась единая информаци­онная система по договорам страхования. Гражданин должен получить дополнитель­ные преимущества в виде гарантированной доступности услуги по заключению дого­воров ОСАГО: он сможет увидеть перечень своих договоров на портале Госуслуг и всю свою историю страхования, включая расчет КБМ, список действующих и закончивших действие договоров страхования, историю страховых случаев. Все будет сведено в од­ном месте с возможностью пользоваться удобной навигацией и отбора информации по различным параметрам.

ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ СТРАХОВЩИКОВ

Для страховщиков изменения более суще­ственные. Уже идет процесс сбора инфор­мации по заключаемым договорам по че­тырем видам страхования непосредственно в АИС. С 1 октября 2024 года по обяза­тельным видам страхования заключение договора станет возможным после провер­ки данных из проекта договора, загружа­емого в систему со стороны страховщика. Проверка данных по страхователю будет возможна как опция и для добровольных видов страхования.

АИС страхования собирает более широ­кий набор полей данных и в более систем­ном виде. Например, информацию по части полей в произвольном виде невозможно будет просто загрузить в информацион­ную систему, потому что впоследствии воспользоваться такой информацией будет невозможно. Например, до за­пуска АИС Страхования информация в АИС Жилье по адресам страхования подавалась в свободной форме. Из-за этого не удавалось предоставить властям Орен­бургской области информацию по застрахо­ванным на территории региона домохозяй­ствам населенных пунктов, пострадавшим от паводка. А страховщикам пришлось самим дополнительно выгружать из своих информационных систем данные по застра­хованным объектам. Получается двойная работа: сначала некачественная передача информации в АИС Жилье, а потом допол­нительные издержки по отправке информа­ции по запросу различных ведомств.

Удобство потребителя, комфорт­ный клиентский путь, расширяющий набор функций и сервисов, которыми гражданин сможет воспользоваться на одной площадке — все это будет способствовать достижению страте­гических целей развития страхового рынка в России, изменению отношения к отрасли со стороны государства.

Подобного в скором времени не будет. Из АИС Страхования с применением филь­тра по территории страхования в режиме реального времени можно будет поднять информацию по всем объектам страхования, которые попадают в зону чрезвычайных си­туаций. С такой информацией будет проще и оперативнее работать, а страховщикам вообще не придется напрягаться на своей стороне. Все информационное взаимодей­ствие с Банком России, Минфином России и региональными органами исполнитель­ной власти по их запросам будет построе­но на стороне АО «НСИС» как оператора АИС Страхования. В итоге выиграют все: и те, кому не придется отвечать на до­полнительные запросы, и те, кому нужна объективная и своевременная информация о пострадавших и застрахованных объектах.

За счет формирования общей базы дан­ных по наиболее массовым договорам стра­хования удастся бороться со страховым мошенничеством, потому что система будет присваивать скоринговый балл гражданам в зависимости от их страхового портфе­ля, истории убытков, наличию факторов, свидетельствующих о возможных призна­ках страхового мошенничества. Система позволит страховщикам увидеть ситуации, когда происходящие страховые события и группы вовлеченных в них лиц свиде­тельствуют о возможном наличии сговора или признаков недобросовестных действий в отношении страховых компаний — по­вторяемость событий, схожие обстоятель­ства, набор вовлеченных лиц и транспорт­ных средств и многие другие параметры; двойное страхование и другие признаки, которые будут в момент заключения дого­вора давать страховщикам индикатор более пристального внимания к партнеру, его объекту страхования и др.

СЕРВИСЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ ДОСТУПНЫ НА САЙТЕ АО «НСИС»

ПОТЕНЦИАЛ СТРАХОВОГО РЫНКА

Благодаря функционированию АИС, стра­ховой рынок должен стать чище, прозрач­нее, а услуги — доступнее.

Доступность страховой услуги — это и ее стоимость, и возможность ее купить, и осоз­нанность самой покупки, которая, например, при наступлении страхового случая не будет приводить к спорам, конфликтам и разоча­рованиям. Граждане являются в конечном итоге драйвером любого страхового рынка и в мире, и в России. Чем больше страхо­вателей сможет сознательно купить стра­ховую услугу, которая отвечает их чаяниям не только по принципу самой низкой цены, но и по разумному объему страхового по­крытия, тем с большей уверенностью можно говорить о росте уровня проникновения в тех сегментах, где у рынка есть значитель­ный и пока нераскрытый потенциал роста.

В частности, страхование каско транс­портных средств имеет возможность выра­сти с нынешних 10 % до 30–50 %, особенно на фоне роста стоимости автомобилей, который превращает машины из средства перемещения почти в предмет роскоши.

Страхование жилья имеет потенциал роста с нынешних 3–5%, не считая ипотеч­ного страхования, до 20–30 %. Это снизит нагрузку на бюджеты всех уровней для оказания помощи пострадавшим от ЧС гражданам, которые получат не помощь от государства, а законную выплату в со­ответствии с условиями действующего договора страхования жилья.

Далее — страхование медицинских расхо­дов. Сейчас индивидуальный ДМС — это роскошь, поэтому речь идет, скорее, о пря­мом прикреплении, когда человек платит не­кую абонентскую плату в лечебное учрежде­ние, вообще минуя присутствие страховой компании. А доступность и массовость услуги по индивидуальному ДМС должны сделать революцию в сегменте дополнитель­ного медицинского обеспечения, что, в свою очередь, снизит нагрузку на федеральную, гарантированную систему ОМС.

Страхование от несчастных случаев сейчас работает либо в случае наличия корпора­тивных программ страхования работников от несчастных случаев, либо в качестве условия получения потребительского или иного кредита в банке, а может трансфор­мироваться в полноценную защиту челове­ком своей жизни и здоровья.

Кратный рост сборов в указанных сег­ментах страхования, ориентированных на гражданина, позволит кардинально уве­личить масштабы страхового рынка страны и, как следствие — вес страхования в ВВП страны. Рост создаст условия для привле­чения новых потенциальных инвесторов, которые готовы вкладывать капиталы в создание страховых компаний, создание рабочих мест, дальнейший рост страховой культуры населения страны.

ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОШЕННИЧЕСТВУ

МИССИЯ — РАЗВИТИЕ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ

На фоне создания сервисов для граждан, которые будут развернуты на сайте АО «НСИС», видится логичным создание стра­хового агрегатора для обеспечения удобства пользователей информационной системы. Он даст возможность контролировать сроки действия своих договоров страхования, получать предупреждения о предстоящем окончании действия полиса, получать статус урегулирования страхового события. Кроме того, модуль позволит гражданину в любое время дня получить предложение от стра­ховых компаний по продлению договора страхования, выбрать приемлемые пара­метры страхования, заключить договоры страхования, произвести оплату страховой премии. И все это — не вставая с любимого дивана или из-за письменного стола.

Удобство потребителя, комфортный кли­ентский путь, расширяющий набор функций и сервисов, которыми гражданин сможет воспользоваться на одной площадке — все это будет способствовать достижению стратегических целей развития страхового рынка в России, изменению отношения к от­расли со стороны государства.

Это важная миссия, которую АО «НСИС» готов достойно вынести на плечах команды профессионалов и единомышленников, собранных сейчас в компании. Консуль­тации и поддержка со стороны страховой отрасли очень важны. Важен ориентир на достижение больших стратегических целей развития рынка страховых услуг. Мы надеемся, что, находясь в постоянном диа­логе со страховщиками, мы осуществим эту задачу в обозримой перспективе.

Похожие статьи

НСИС планирует купить полис страхования киберрисков на 2025 год

Национальная страховая информационная система (НСИС, 100%-ная дочерняя компания ЦБ) рассматривает для себя покупку полиса страхования киберрисков на 2025 год, рассказал глава…

Глава НСИС назвал предстоящие шаги по борьбе с мошенничеством…

Гендиректор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, 100%ная дочерняя компания Банка России) Николай Галушин назвал среди возможностей по борьбе с мошенничеством…

«Росгосстрах Жизнь» награждена за лидерство в сегменте долгосрочных сбережений…

СК «Росгосстрах Жизнь» получила диплом «Лидера в сегменте долгосрочных сбережений и защиты жизни и здоровья» на X форуме Лидеров страхового рынка.