• 10 марта, 2022
  • 154

СИТУАЦИЯ СТАБИЛЬНАЯ

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

СИТУАЦИЯ СТАБИЛЬНАЯ

Итоги 2021 года показывают, что в целом по России удается сдерживать основную массу мошенничества, считает вице-президент ВСС Сергей Ефремов. Благодаря активной позиции и совместной работе администрации, правоохранительных органов и страховщиков некоторым регионам даже удается выйти из проблемной «красной» зоны. Однако изобретательность злоумышленников создает новые вызовы для страховой отрасли.

Современные страховые технологии: Как развивалась ситуация с мошенничеством в 2021 году по сравнению с предыдущими тремя годами?

Сергей Ефремов
Фото: Вице-президент ВСС

Сергей Ефремов: Общая динамика говорит о том, что активность страховщиков по противодействию страховому мошенничеству достаточно высокая.

Нам удается сдерживать основную массу мошенничества. Опыт, который мы накопили по преодолению страхового мошенничества, дает свои результаты, и ситуация не ухудшается. Страховщики успешно используют различные программные решения и ИТ-технологии для выявления и блокировки действий злоумышленников.

ССТ: А где ситуация требует особого внимания?

С. Е.: Анализ заявлений, направленных в правоохранительные органы, показывает, что из 100 % мошеннических действий 89 % приходится на ОСАГО. Второе место по количеству обращений занимает каско.

Дальше идут жизнь и здоровье, имущество и ответственность, где проблематика, видимо, несколько недооценена нами потому, что основной упор обычно делается на автостраховании.

Мы видим, что роль недобросовестных практик в страховании жизни растет.

Также объем мошенничества нарастает в ДМС и ВЗР. В имуществе уже выявляются сложные способы мошенничества, которые мы сейчас только начинаем фиксировать.

Мы сейчас даже не говорим о латентных случаях, которых много, но они пока не поддаются учету, и их мы можем оценивать только экспертно.

ССТ: Как меняется ситуация с мошенничеством в регионах РФ?

Фото: Вице-президент ВСС

С. Е.: Сегодня наибольшее количество обращений страховщиков в правоохранительные органы приходится на Южный, Центральный и Приволжский федеральные округа. При этом ЦФО занимает первое место по количеству обращений и по сумме ущерба, что достаточно печально, ведь мы всегда исходили из того, что Центральная Россия экономически более благополучна, а мошенничество более характерно для южных регионов. Но по итогам года ситуация изменилась и требует более внимательного отношения.

Наихудшая ситуация по противодействию страховому мошенничеству, по частоте страховых событий и по другим показателям сложилась в Приморском крае. Здесь самый высокий процент аварийности и средняя выплата по сравнению с другими

субъектами: 92 400 руб. против 71 364 руб. в среднем по России. Мы знаем массу особенностей этого региона, где более 80 % транспортных средств праворульные, к тому же самый старый автопарк. А по ОСАГО выплата идет по принципу «новое за старое», что, конечно, провоцирует бытовые злоупотребления — за счет получения страховых выплат люди обновляют свои автомобили.

Другая проблема состоит в том, что при расчете стоимости ремонта используется каталожная стоимость новых запчастей.

Но в этом регионе купить новые запчасти практически невозможно. Реальный ремонт осуществляется бэушными запчастями, которые снимаются с других поврежденных автомобилей. Цены на них в десятки раз ниже, чем на новые запчасти, и это дает возможность неправомерного заработка.

В итоге сегодня страховщикам работать в Приморском крае невыгодно — уровень выплат с учетом расходов на ведение дела составляет в этом регионе 159 %!

ССТ: Удается ли находить общий язык с правоохранительными органами в проблемных регионах?

Фото:

С. Е.: Особая ситуация сложилась у нас по Новосибирской области. Тут мы испытываем проблемы в связи с тем, что МВД не предоставляет по просьбе страховщиков административные материалы в случае возникновения страховых событий. Также нам не предоставляется информация с фотои видеокамер, которая позволяла бы более качественно разбирать страховые события.

Но работа страховщиков в этом регионе продолжается. Я думаю, что, в конечном итоге, благодаря работе межведомственной рабочей группы мы эту ситуацию урегулируем и сможем совместно противостоять мошенническим действиям.

Второй проблемный регион — это Северный Кавказ. У нас есть прямые обращения в Генеральную прокуратуру с целью провести там межведомственные совещания, направленные на выработку совместных решений по снижению убыточности, связанной со страховым мошенничеством.

Фото:

ССТ: А есть регионы с позитивной динамикой?

С. Е.: Благодаря активной позиции и совместной работе администрации, правоохранительных органов и страховщиков из проблемной «красной» зоны вышел Краснодарский край. Огромное спасибо местной администрации, которая оказывала самое полное содействие в нашей работе по повышению финансовой грамотности населения, направленной на разъяснение противоправного характера деятельности определенной категории посредников, которые вводят граждан в заблуждение.

Также у нас существенно улучшается позиция по Волгоградской области. Практически за один квартал она опустилась в рейтинге проблемных регионов с 9-го на 17-е место.

Это очень похвально — активная работа местной рабочей группы позволила сделать рывок по выходу из «красной» зоны.

Фото:

ССТ: Появляются ли в мошенничестве новые тренды?

Фото:

С. Е.: С октября по декабрь к нам стала поступать информация, что многим клиентам крупных страховых компаний приходят sms, оповещающие об окончании договора ОСАГО. Еще со времен вступления в силу закона об ОСАГО традиционно сложилось так, что массовое перезаключение договоров происходит в конце года, поэтому автовладелец не удивляется, получив такое сообщение. Конечно, всегда можно позвонить в свою страховую компанию и спросить, было ли направлено такое предложение. Но тот, кто думает, что это достоверная информация, становится жертвой мошенников.

Ничего не подозревающий клиент заполняет свои данные и перечисляет деньги на фишинговый ресурс, а в ответ получает поддельный полис или просто ничего.

Такое мошенничество прокатилось по всем крупным страховым компаниям — мы выявили сотни подобных случаев. Рассылку sms делают роботы, информация берется из базы ГИБДД и дополняется через открытый сайт РСА.

ССТ: Как мошенники получают доступ к базе ГИБДД?

С. Е.: К сожалению, база ГИБДД продолжает продаваться, найти и купить ее можно через поисковик Яндекса или в Даркнет.

Сейчас уже можно найти актуальные базы данных.

Факты мошенничества были выявлены потому, что граждане стали звонить в страховые компании, так как у многих не совпадали определенные данные в этих sms.

Например, у кого-то была указана неправильная дата окончания договора. Или приходило сообщение, что договор заканчивается, а он, может быть, только начался. Это уберегло кого-то от покупки фальшивых полисов. Получается, что какие-то данные о страхователях и об авто все же не были доступны мошенникам.

Другие граждане не получали полисы в ответ на оплату, поэтому стали звонить в страховую компанию, и тут уже выяснялось, что здесь приложили руку мошенники. Но кому-то пришел фальшивый полис, и они до сих пор не подозревают, что попались на удочку преступников. Поэтому мы до сих пор не знаем, какой объем фальшивых полисов удалось распространить.

ССТ: Что было сделано для предотвращения мошенничества?

С. Е.: Многие страховщики разместили на своих сайтах информацию, что просят обратить внимание на правильность написания адреса компании и других данных, указанных в сообщениях, которые получают их клиенты. РСА, в свою очередь, провел работу и программными средствами максимально затруднил использование роботов при обращении к открытой базе данных союза автостраховщиков.


 

ПРИМЕР РАСКРЫТИЯ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ. МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

Фото:

Сотрудники ГУУР МВД России совместно с ГУ МВД России по Воронежской области пресекли деятельность межрегиональной преступной группы, участники которой с использованием информационно-коммуникационных технологий совершали хищение денежных средств граждан. С целью конспирации своей противоправной деятельности посредством IP-телефонии они осуществляли звонки гражданам Российской Федерации, находясь за её пределами (Королевство Таиланд, Турция и др. страны). В результате реализации оперативных материалов на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Новосибирской областей задержано 18 участников указанной группы.

При проведении обысков в местах их временного проживания и регистрации обнаружены и изъяты документы учета и электронные носители информации, в которых фиксировались анкетные данные потерпевших и количество денежных средств, переведенных на счета преступников, псевдонимы операторов, которые звонили потерпевшим, мобильные телефоны, SIM-карты, оргтехника, банковские пластиковые карты, значительная сумма денежных средств, литература по психологии, инструкции по общению с потенциальными потерпевшими.

Проведенными следственными действиями и оперативными материалами подтверждается причастность группы к совершению более 50 фактов IT-хищений.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…
ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

За годы работы Службы финансового уполномоченного проявились определенные нюансы, которые необходимо учитывать для исключения спорных ситуаций между страховщиками, потребителями страховых услуг…
НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

Нацеленность на достижение общего результата позволяют оперативно находить системные решения проблем с мошенничеством. О том, почему деятельность подразделений безопасности всех страховых…