- 10 марта, 2022
- 147
СИТУАЦИЯ СТАБИЛЬНАЯ
Итоги 2021 года показывают, что в целом по России удается сдерживать основную массу мошенничества, считает вице-президент ВСС Сергей Ефремов. Благодаря активной позиции и совместной работе администрации, правоохранительных органов и страховщиков некоторым регионам даже удается выйти из проблемной «красной» зоны. Однако изобретательность злоумышленников создает новые вызовы для страховой отрасли.
Современные страховые технологии: Как развивалась ситуация с мошенничеством в 2021 году по сравнению с предыдущими тремя годами?
Сергей Ефремов: Общая динамика говорит о том, что активность страховщиков по противодействию страховому мошенничеству достаточно высокая.
Нам удается сдерживать основную массу мошенничества. Опыт, который мы накопили по преодолению страхового мошенничества, дает свои результаты, и ситуация не ухудшается. Страховщики успешно используют различные программные решения и ИТ-технологии для выявления и блокировки действий злоумышленников.
ССТ: А где ситуация требует особого внимания?
С. Е.: Анализ заявлений, направленных в правоохранительные органы, показывает, что из 100 % мошеннических действий 89 % приходится на ОСАГО. Второе место по количеству обращений занимает каско.
Дальше идут жизнь и здоровье, имущество и ответственность, где проблематика, видимо, несколько недооценена нами потому, что основной упор обычно делается на автостраховании.
Мы видим, что роль недобросовестных практик в страховании жизни растет.
Также объем мошенничества нарастает в ДМС и ВЗР. В имуществе уже выявляются сложные способы мошенничества, которые мы сейчас только начинаем фиксировать.
Мы сейчас даже не говорим о латентных случаях, которых много, но они пока не поддаются учету, и их мы можем оценивать только экспертно.
ССТ: Как меняется ситуация с мошенничеством в регионах РФ?
С. Е.: Сегодня наибольшее количество обращений страховщиков в правоохранительные органы приходится на Южный, Центральный и Приволжский федеральные округа. При этом ЦФО занимает первое место по количеству обращений и по сумме ущерба, что достаточно печально, ведь мы всегда исходили из того, что Центральная Россия экономически более благополучна, а мошенничество более характерно для южных регионов. Но по итогам года ситуация изменилась и требует более внимательного отношения.
Наихудшая ситуация по противодействию страховому мошенничеству, по частоте страховых событий и по другим показателям сложилась в Приморском крае. Здесь самый высокий процент аварийности и средняя выплата по сравнению с другими
субъектами: 92 400 руб. против 71 364 руб. в среднем по России. Мы знаем массу особенностей этого региона, где более 80 % транспортных средств праворульные, к тому же самый старый автопарк. А по ОСАГО выплата идет по принципу «новое за старое», что, конечно, провоцирует бытовые злоупотребления — за счет получения страховых выплат люди обновляют свои автомобили.
Другая проблема состоит в том, что при расчете стоимости ремонта используется каталожная стоимость новых запчастей.
Но в этом регионе купить новые запчасти практически невозможно. Реальный ремонт осуществляется бэушными запчастями, которые снимаются с других поврежденных автомобилей. Цены на них в десятки раз ниже, чем на новые запчасти, и это дает возможность неправомерного заработка.
В итоге сегодня страховщикам работать в Приморском крае невыгодно — уровень выплат с учетом расходов на ведение дела составляет в этом регионе 159 %!
ССТ: Удается ли находить общий язык с правоохранительными органами в проблемных регионах?
С. Е.: Особая ситуация сложилась у нас по Новосибирской области. Тут мы испытываем проблемы в связи с тем, что МВД не предоставляет по просьбе страховщиков административные материалы в случае возникновения страховых событий. Также нам не предоставляется информация с фотои видеокамер, которая позволяла бы более качественно разбирать страховые события.
Но работа страховщиков в этом регионе продолжается. Я думаю, что, в конечном итоге, благодаря работе межведомственной рабочей группы мы эту ситуацию урегулируем и сможем совместно противостоять мошенническим действиям.
Второй проблемный регион — это Северный Кавказ. У нас есть прямые обращения в Генеральную прокуратуру с целью провести там межведомственные совещания, направленные на выработку совместных решений по снижению убыточности, связанной со страховым мошенничеством.
ССТ: А есть регионы с позитивной динамикой?
С. Е.: Благодаря активной позиции и совместной работе администрации, правоохранительных органов и страховщиков из проблемной «красной» зоны вышел Краснодарский край. Огромное спасибо местной администрации, которая оказывала самое полное содействие в нашей работе по повышению финансовой грамотности населения, направленной на разъяснение противоправного характера деятельности определенной категории посредников, которые вводят граждан в заблуждение.
Также у нас существенно улучшается позиция по Волгоградской области. Практически за один квартал она опустилась в рейтинге проблемных регионов с 9-го на 17-е место.
Это очень похвально — активная работа местной рабочей группы позволила сделать рывок по выходу из «красной» зоны.
ССТ: Появляются ли в мошенничестве новые тренды?
С. Е.: С октября по декабрь к нам стала поступать информация, что многим клиентам крупных страховых компаний приходят sms, оповещающие об окончании договора ОСАГО. Еще со времен вступления в силу закона об ОСАГО традиционно сложилось так, что массовое перезаключение договоров происходит в конце года, поэтому автовладелец не удивляется, получив такое сообщение. Конечно, всегда можно позвонить в свою страховую компанию и спросить, было ли направлено такое предложение. Но тот, кто думает, что это достоверная информация, становится жертвой мошенников.
Ничего не подозревающий клиент заполняет свои данные и перечисляет деньги на фишинговый ресурс, а в ответ получает поддельный полис или просто ничего.
Такое мошенничество прокатилось по всем крупным страховым компаниям — мы выявили сотни подобных случаев. Рассылку sms делают роботы, информация берется из базы ГИБДД и дополняется через открытый сайт РСА.
ССТ: Как мошенники получают доступ к базе ГИБДД?
С. Е.: К сожалению, база ГИБДД продолжает продаваться, найти и купить ее можно через поисковик Яндекса или в Даркнет.
Сейчас уже можно найти актуальные базы данных.
Факты мошенничества были выявлены потому, что граждане стали звонить в страховые компании, так как у многих не совпадали определенные данные в этих sms.
Например, у кого-то была указана неправильная дата окончания договора. Или приходило сообщение, что договор заканчивается, а он, может быть, только начался. Это уберегло кого-то от покупки фальшивых полисов. Получается, что какие-то данные о страхователях и об авто все же не были доступны мошенникам.
Другие граждане не получали полисы в ответ на оплату, поэтому стали звонить в страховую компанию, и тут уже выяснялось, что здесь приложили руку мошенники. Но кому-то пришел фальшивый полис, и они до сих пор не подозревают, что попались на удочку преступников. Поэтому мы до сих пор не знаем, какой объем фальшивых полисов удалось распространить.
ССТ: Что было сделано для предотвращения мошенничества?
С. Е.: Многие страховщики разместили на своих сайтах информацию, что просят обратить внимание на правильность написания адреса компании и других данных, указанных в сообщениях, которые получают их клиенты. РСА, в свою очередь, провел работу и программными средствами максимально затруднил использование роботов при обращении к открытой базе данных союза автостраховщиков.
ПРИМЕР РАСКРЫТИЯ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ. МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
Сотрудники ГУУР МВД России совместно с ГУ МВД России по Воронежской области пресекли деятельность межрегиональной преступной группы, участники которой с использованием информационно-коммуникационных технологий совершали хищение денежных средств граждан. С целью конспирации своей противоправной деятельности посредством IP-телефонии они осуществляли звонки гражданам Российской Федерации, находясь за её пределами (Королевство Таиланд, Турция и др. страны). В результате реализации оперативных материалов на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Новосибирской областей задержано 18 участников указанной группы.
При проведении обысков в местах их временного проживания и регистрации обнаружены и изъяты документы учета и электронные носители информации, в которых фиксировались анкетные данные потерпевших и количество денежных средств, переведенных на счета преступников, псевдонимы операторов, которые звонили потерпевшим, мобильные телефоны, SIM-карты, оргтехника, банковские пластиковые карты, значительная сумма денежных средств, литература по психологии, инструкции по общению с потенциальными потерпевшими.
Проведенными следственными действиями и оперативными материалами подтверждается причастность группы к совершению более 50 фактов IT-хищений.