• 11 декабря, 2022
  • 186

СЛОЖНАЯ ЗАЩИТА

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

СЛОЖНАЯ ЗАЩИТА

Страховое мошенничество корпоративных клиентов не менее часто встречается, но гораздо хуже изучено страховщиками, чем противоправные действия страхователей-физических лиц. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов анализирует особенности мошенничества в сегменте страхования юридических лиц и задачи, стоящие перед страховым сообществом при выстраивании эффективной защиты бизнеса от злоумышленников.

Современные страховые технологии: Часто ли мошенничества совершают юрлица?

Сергей Ефремов: В экономические кризи­сы число мошеннических действий со сторо­ны страхователей — юридических лиц часто выходит на первое место по сравнению с мошенничеством физических лиц. У пред­приятий возникает идея поправить свое финансовое положение за счет страхования, особенно, если у него сложились хорошие взаимоотношения со страховой компанией.

Если есть доверие со стороны страхов­щика, трудно преодолеть соблазн сфальси­фицировать страховой случай. Это может быть и приписка ущерба к настоящему страховому событию, и сознательная, хоро­шо подготовленная фальсификация.

ССТ: Повлияли ли на уровень мошенни­чества в корпоративном сегменте панде­мия или СВО?

С. Е.: Мы видели всплеск мошенни­чества в 1998, 2010, 2014 и вот сейчас, в 2021–2022 годах. Эта статистика связана именно с тем, что у предприятий возника­ют экономические трудности.

Масштаб всплеска сильно зависит от порт­феля конкретной страховой компании. Если страховщик специализируется на страхова­нии автотранспорта и лизинговых компа­ний, то там мы увидим рост количества сфальсифицированных ДТП. Если компания специализируется на страховании грузов, резкий рост мошенничества мы увидим именно в этом сегменте. Главную угрозу представляют крупные суммы заявленных больших убытков: один такой убыток может перекрыть 100 мелких мошенничеств.

ССТ: В каких сегментах страхования корпоративное мошенничество встреча­ется наиболее часто?

С. Е.: Как и в ситуации с физическими ли­цами, на первое место выходит автострахо­вание, часто — с применением лизинговых схем, а также страхование грузов и товар­но-материальных ценностей.

Второе место по числу мошенничеств занимает страхование товарно-материаль­ных ценностей. Достаточно часто компании пытаются решить свои проблемы с ликвид­ностью путем фальсификации страховых случаев с товарными запасами на складах. Третье место среди корпоратив­ного мошенничества занимают грузоперевозки. Хорошо, что на этом рынке работают страховые компании, специализирующиеся на страховании грузов, которые четко понимают, как бороться с мо­шенничеством.

Четвертая составляющая корпо­ративного мошенничества — агро­страхование. Его отличительной особенностью являются достаточно крупные страховые суммы. Кроме того, в агростраховании сейчас происходит активный рост рынка. Увеличение количества клиентов, которые впервые сталкиваются со страхованием и являются новы­ми клиентами для страховщика, усложняет ситуацию с мошенниче­ством. Оно растет пропорциональ­но росту рынка.

Страховое мошенничество в сфере корпоративного страхования — когда по договору страхования страхователем выступает юридическое лицо.

Страховое мошенничество в сфере корпоративного страхования — когда по договору страхования страхователем выступает юридическое лицо.

Особенно подвержены страхо­вому мошенничеству договоры страхования с господдержкой. Причем примерно в 30 % случаев мошеннические убытки заявляются по сговору с сотрудниками самой страховой компании.

В сегменте малого и среднего бизнеса вероятность мошенниче­ства гораздо выше. Хотя бывает, что мошенническими действиями занимаются и крупные компании, например, при страховании спец­техники.

Образуется новое юрлицо, которое берет в лизинг ав­томобиль — обычно самые дорогие марки. Лизинговая компания является страхователем, а держателем объек­та — лизингополучатель. Лизингополучатель организу­ет мошеннический угон транспортного средства. Чаще всего машину с документами вывозят в Казахстан, Тад­жикистан или в Киргизстан, где перепродают. Лизинго­датель получает выплату по страховке, лизингополуча­тель зарабатывает деньги на продаже машин. И только обманутая страховая компания остается в убытке.

Страховщики перед заключением договора страхова­ния осматривают и описывают состояние склада. Но невозможно каждую минуту отслеживать, какой товар и в каком количестве там находится. В какой-то момент товар вывозят, складские документы подделывают, а на складе организуется пожар либо фальсификация кражи. Например, заявляется, что товар сгорел или его затопило при тушении. В ходе расследования выясня­ется, что заявленного имущества на складе просто не было. Пожарно-технические экспертизы и исследова­ние движения документов позволяют достаточно точно это определить.

Мошенники заказывают перевозку груза. Затем его забирают и фальсифицируют либо кражу, либо унич­тожение товара. А в страховую компанию заявляется убыток.

Зачастую большую тяжелую спецтехнику необходимо перевести с объекта на объект. Но из-за каких-то особо сложных условий, например, на севере, забрать эту технику с объекта невозможно. Тогда ее просто бросают и фальсифицируют страховое событие.

СООТНОШЕНИЕ СЛУЧАЕВ МОШЕННИЧЕСТВА, %
 
ССТ: Есть ли какая-то специфи­ка в зависимости от региона?

С. Е.: Конечно. Там, где больше зарегистрированных юридиче­ских лиц, там и больше проблем. Выделяются три федеральных округа, в которых наиболее часто возникают подозрения в мошен­ничестве: Центральный, Южный и Приволжский. По данным за III квартал, Приволжский уже обогнал Южный и вплотную приблизился к Центральному.

ССТ: Какие превентивные меры могут принимать страховщики?

С. Е.: При заключении договора с юри­дическими лицами страховщики проводят определенную проверку. Они внимательно изучают финансовое положение компании, оценивают проблемы с ликвидностью, кредитами и т. д. Особенно важна такая проверка, если юрлицо впервые приходит к страховой компании.

В целом формы страхового мошенниче­ства среди физических лиц или группи­ровок, которые работают под «физиков», более успешно изучены страховщиками, и методы защиты могут применяться более эффективно. В корпоративном страхова­нии, когда действительно сложно понять, имело ли место страховое событие на самом деле, выстраивать защиту гораздо сложнее. Для проведения экспертиз и применения необходимых методов доказательств нам нужно серьезно работать с правоохрани­тельными органами.

ССТ: Что страховщики могут предпри­нимать самостоятельно?

С. Е.: В первую очередь, компании, которые занимаются страхованием юридических лиц, должны иметь специализированные подраз­деления по проверке контрагентов и про­тиводействию страховому мошенничеству. Одного андеррайтинга здесь недостаточно: кроме технических рисков нужно оценивать риск возможного мошенничества.

Впрочем, не всегда склонность к мошенни­честву можно выявить на этапе заключения договора. Бывает и так, что предприятие из­начально не предполагало каких-то противо­правных действий, но затем его финансовое положение изменилось, и возник соблазн его поправить за счет страхования.

При заявленном убытке страховщику необходимо тщательно и всесторонне исследовать обстоятельства возникновения ущерба. Здесь важно плотное взаимодей­ствие с подразделениями правоохраны, которые занимаются оперативным рассле­дованием мошенничества, чтобы довести дело до суда и отказать в выплате.

ССТ: Что предпринимает ВСС для помо­щи страховщикам в борьбе с мошенниче­ством?

С. Е.: Комитет ВСС по противодействию страхового мошенничества должен разра­ботать методологию, то есть стандартные подходы и способы проведения расследова­ния по конкретным событиям.

Страховщику важно иметь перечень позиций расследования, основанный на коллективном опыте. Тогда при наступлении страхового события ему достаточно будет последовательно выполнить те или иные действия: проверить, выяснить и т. д. Методика расследования очень важна, она поможет страховщикам ничего не упустить. Когда выполнены четкие и понятные действия, более ясно вырисовывается картина — мошенничество это или нет, и надо ли подавать заявление в правоохра­нительные органы.

Также перед комитетом стоит задача по разработке методики взаимодействия с правоохранительными органами в об­ласти противодействия мошенничеству в корпоративном сегменте. Предполагается, что эти методики будут разделены по видам страхования, и в первую очередь будут проработаны имущественное страхование и страхование ответственности.

Похожие статьи

Сбер и МВД России будут разрабатывать и совершенствовать технологии…

Мошенники всё чаще применяют технологию DeepFake для обмана граждан. Чтобы эффективнее противостоять злоумышленникам, необходимо наладить более тесное взаимодействие банков и правоохранителей.

СК «Абсолют Страхование» – участник конференции по противодействию коррупции,…

Страховая компания «Абсолют Страхование» приняла участие в конференции «Противодействие коррупции, мошенничеству и хищениям, AntiFraud, розыск активов и должников в бизнесе, работа…
ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…