- 11 декабря, 2022
- 156
БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ СТРАХОВАНИЕ
События вокруг России в последние несколько месяцев заставляют пересмотреть отношение к страхованию рисков терроризма как страховщиков, так и страхователей. Заместитель генерального директора АО «Марш — страховые брокеры» (бренд REMIND) Андрей Шейн рассказал в своем интервью о том, как сейчас осуществляется страхование и перестрахование крупных инфраструктурных объектов.
Современные страховые технологии: Когда произошли взрывы на трубопроводах Северного потока, возник закономерный вопрос: крупные международные инфраструктурные объекты застрахованы?
Андрей Шейн: В любой стране собственники или операторы подобных объектов их страхуют. Не скажу, что везде есть обязательное страхование, но серьезно относящиеся к риск-менеджменту компании (в том числе и собственники, и операторы трубопроводов в России) предпочитают страховать свое имущество.
ССТ: Каким образом организовано страхование объектов, которые находятся на территории нескольких государств?
А. Ш.: Обычно каждый оператор страхует участок, находящийся на территории своей страны, то есть «от границы до границы». Полис выдает страховая компания, зарегистрированная в этой стране или, с учетом действующего в ЕС принципа freedom of service, один страховщик может выдать полис сразу на несколько стран.
ССТ: А что происходит с той частью трубопровода, который идет по нейтральной территории, например, по морскому дну?
А. Ш.: Участки трубопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2» проходят через территориальные воды или исключительные экономические территории нескольких европейских стран. Насколько я знаю, эти участки были застрахованы в крупных международных страховых компаниях.
ССТ: Законодательство и нормативные требования в разных странах разные. Договариваются ли о каких-то единых подходах к страхованию всей трубы или достаточно того, что каждый участок застрахован по требованиям той страны, по которой проходит?
А. Ш.: Как правило, собственник таких объектов старается унифицировать страховое покрытие на всем протяжении исходя из своих взглядов на риск. Безусловно, в каждой ситуации нужно делать поправки на требования законодательства конкретной страны. Если на ее территории, например, есть требования к повышенным лимитам по ряду рисков или обязательное страхование, то это нужно учитывать. Сейчас особую важность представляет ответственность по нанесению ущерба экологии.
В России в качестве обязательного страхования будет присутствовать страхование ответственности владельцев опасных объектов, но лимиты по нему относительно невысоки.
Отойдя от темы с трубопроводом, скажу, что в нашей стране, к сожалению, далеко не все собственники покупают добровольное страхование. Для многих расходы на страхование — это как дополнительная и непонятная нагрузка, но, в отличие от налогов, не обязательная. И все же мы наблюдаем рост спроса на страхование как инструмент защиты и имущества компании, и ее ответственности в интересах акционеров, сотрудников, государства, окружающей среды.
ССТ: Как изменилось отношение к страхованию экологических рисков после событий с «Норильским никелем»?
А. Ш.: Мы видели всплески интереса после каждого обновления новостей о размере потенциального штрафа, который должен был заплатить «Норникель». Но тут тонкий момент: штрафы не страхуются, а на расходы на устранение аварии и ее последствий пришлась во много раз меньшая сумма. Поэтому какого-то повышенного спроса на экологическое страхование не возникло.
Но тренд, на мой взгляд, задан. Крупные компании заинтересованы в соблюдении принципов ESG (наша компания, кстати, единственный в стране страховой брокер, получивший ESG-рейтинг), так что ожидаю рост экологического страхования, пусть пока данная тема и отошла с первого плана.
ССТ: Возвращаясь к теме инфраструктурных объектов, можно ли страховать риски терроризма?
А. Ш.: Да, рынок дает такую возможность. А вот пользоваться ей или нет — зависит от взглядов, оценок, риск-аппетитов собственника имущества. Или от требований кредиторов, финансирующих строительство крупных инфраструктурных проектов.
Конечно, условия страхования зависят от территории. Раньше риски терроризма в России и Европе считались минимальными, страховать их было совсем недорого. Не было прецедентов террористических актов в отношении инфраструктурных объектов, а тревожили больше места массового скопления людей — аэропорты, стадионы, сетевые гостиницы. Страховать протяженные инфраструктурные объекты от риска терроризма казалось излишним. Казалось, они не интересны для таких атак.
В нашей стране, к сожалению, далеко не все собственники покупают добровольное страхование. Для многих расходы на страхование — это как дополнительная и непонятная нагрузка, но, в отличие от налогов, не обязательная.
ССТ: Сейчас взгляд на такие ситуации изменился?
А. Ш.: К нам приходят запросы от клиентов о страховании на случай террористических актов, особенно в тех зонах России, где сейчас неспокойно. Некоторые клиенты просят покрытие военных рисков. Но военные действия считаются стандартным исключением при страховании имущества, и страховщики отказывают в таком покрытии.
Здесь опять-таки важно смотреть документы: чтобы страховая компания оплатила убыток по риску «терроризм», уголовное дело по факту события должно быть возбуждено именно по этой статье, а, например, не за умышленное причинение вреда имуществу.
Недавно был случай, когда мы предложили клиенту застраховать риск «терроризм», но он отказался. А после, мягко скажем, неприятных событий вблизи его объекта уже страховые компании понимают, насколько увеличился риск, и не стремятся предложить такую защиту.
ССТ: Каким образом выбирается страховая компания для страхования крупных инфраструктурных объектов?
А. Ш.: Безусловно, такие объекты страхуют крупные страховые компании, а клиенты стараются привлекать себе в помощь страховых брокеров. Прежде всего потому, что крупные игроки рынка — и брокеры, и страховщики — обладают необходимой экспертизой по оценке риска, условиям страхования, урегулированию убытков.
Крупные договоры содержат множество нюансов и оговорок.
Тренд, на мой взгляд, задан. Крупные компании заинтересованы в соблюдении принципов ESG, так что ожидаю рост экологического страхования, пусть пока данная тема и отошла с первого плана.
Раньше в каждом договоре обычно был один страховщик-лидер, а за ним строилось международное перестрахование. Сейчас такое перестрахование практически невозможно, все сосредоточилось на внутрироссийской емкости. Поэтому теперь прорабатываем разные варианты. Возможно страхование и у одного страховщика, но мы рекомендуем сострахование, чтобы диверсифицировать риск, иметь больше возможностей для выбора страхового покрытия и передавать в АО РНПК превышение риска над возможностями этих состраховщиков.
Каждый раз находим новые решения. В очень интересное время живем.