• 16 марта, 2020
  • 168

СТРАХОВОЙ ДЕТЕКТИВ

Ананьев Виктор

Директор Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития»

Шестаков Валерий

Эксперт Комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции

Рост страхового мошенничества и его неуклонное распространение в разных сегментах страхового рынка свидетельствует о том, что борьба правоохранительных органов с этими преступлениями не даёт существенных результатов. Для изменения ситуации необходима действенная помощь страховых компаний в сборе и предоставлении необходимых материалов в тесном взаимодействии с органами предварительного расследования и оперативными подразделениями. Директор Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Виктор Ананьев и эксперт Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Валерий Шестаков поделились своими соображениями о том, какие реформы необходимы для комплексного повышения качества взаимодействия страховщиков и правоохранительных органов.

Современные страховые технологии: Как можно изменить ситуацию с мошенничеством в сфере страхования?

Валерий Шестаков: В основном сейчас выявлением случаев страхового мошенничества занимаются специализированные подразделения внутри страховых компаний. Эти подразделения укомплектованы работниками, как правило, с юридическим образованием и опытом работы в правоохранительных органах. Задача их состоит в том, чтобы сократить объём материального ущерба страховых компаний от действий мошенников, и с этой целью ускорить процесс отделения правомерных обращений по страховым случаям от случаев мошенничества. Кроме того, для страховой компании очень важно возвратить денежные средства, которые были необоснованно выплачены мошенникам.

ССТ: Сотрудники страховщиков могут самостоятельно вести расследования?

Виктор Ананьев: Нет, сотрудники страховой компании не являются ни органами предварительного расследования, ни органами дознания, ни следователями, поэтому они не вправе возбуждать уголовное дело или проводить следственные действия.

ССТ: А частные детективы имеют полномочия вести расследования?

В. Ш.: Частные детективы также не являются органами дознания и следствия, но в соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» они наделены правом сбора сведений, в отличие от сотрудников страховой компании, которые с точки зрения закона являются обычными гражданами. Единственное, что может делать представитель страховой компании присутствовать при осмотре дознавателем места происшествия или выступить в качестве свидетеля.

Но для возбуждения любого дела, в котором страховая компания может выступать в качестве истца или свидетеля, нужны основания. В соответствии с гражданским законодательством предоставление доказательств и обоснование иска лежит на стороне, которая подает иск, поэтому одна из задач специального подразделения страховой компании — собрать такие данные. Однако их статус законодательно не закреплён, и они действуют как обычные граждане. Детектив, в отличие от сотрудников страховой компании, собирает и обобщает собранные сведения на законном основании. Поэтому есть необходимость объединить усилия сотрудников страховой компании и детективов.

ССТ: Какие поправки вы предложили в законопроект, касающиеся детективной деятельности?

В. А.: Так как согласно законодательству органом дознания может быть только государственный орган, а страховые компании — коммерческие организации, Всероссийский союз страховщиков — некоммерческая саморегулируемая организация, то они не могут быть органом дознания. Поэтому для усиления борьбы с мошенничеством на первом этапе необходимо более активно привлекать детективов. Вследствие этого мы изначально расширили перечень детективных услуг.

ССТ: Но ведь начальники зимовок и капитаны судов дальнего плавания могут проводить следственные действия в подчиненных им коллективах. Почему на этих же основаниях нельзя дать право проведения следственных мероприятий страховщикам?

В. Ш.: Тут нужно учитывать, что и капитан корабля, и руководитель зимовки получают эти права в ситуациях, когда у них нет физической возможности для доступа к государственным структурам. А у страховых компаний, офисы которых находятся в городах, подобный доступ к правоохранительным органам есть. Поэтому аналогия здесь неуместна.

В. А.: Представитель страховой организации, действительно, может написать заявление в правоохранительные органы о том или ином происшествии с просьбой расследовать его и принять соответствующие меры. Но в действительности сложилась парадоксальная ситуация: правоохранительные органы есть, а действенных результатов борьбы с мошенничеством нет! Как говорится, «не работают механизмы» бюрократического аппарата.

Происходит это в силу разных обстоятельств. Ведь у каждого ведомства есть свои приоритетные задачи, ограничения по штату и уровню квалификации сотрудников. Кроме того, страховые споры и расследование случаев мошенничества требуют от сотрудников правоохранительных органов особой подготовки.

Механизм бюрократии в правоохранительных органах выстроен таким образом, что эффективность его деятельности в интересах страхового бизнеса равна практически нулю. Например, основная масса мошенников работает в сегменте «ущерб до 500 тыс. руб.». За такие «мелкие» дела правоохранительные органы не очень любят браться. В результате очень мало дел о мошенничестве доходит до суда. Речь не идёт о недобросовестности сотрудников правоохранительных органов, а лишь, подчёркиваю, о наличии объективных причин, которые препятствуют эффективно противодействовать мошенничеству в сфере страхования.

В. Ш.: С формальной точки зрения процедура рассмотрения заявления о преступлении соблюдается. Вот вы обратились с заявлением: «Нас грабят мошенники!».

В течение трех, в исключительных случаях — 10 дней, дознаватель, следователь обязаны проверить заявление на наличие оснований для возбуждения уголовного дела. Если уголовное дело возбуждается, то у дознавателя, следователя есть еще два месяца для его расследования. Если данных о признаках преступления, указанных в заявлении, недостаточно, то следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чём уведомляет заявителя.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…
ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

За годы работы Службы финансового уполномоченного проявились определенные нюансы, которые необходимо учитывать для исключения спорных ситуаций между страховщиками, потребителями страховых услуг…
НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

Нацеленность на достижение общего результата позволяют оперативно находить системные решения проблем с мошенничеством. О том, почему деятельность подразделений безопасности всех страховых…