• 31 октября, 2020
  • 164

В ЗАЩИТУ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ

Кузнецов Дмитрий

Вице-президент ВСС

Правительство РФ внесло на обсуждение в Государственную Думу законопроект, который не только вносит отдельные изменения в систему обязательного медицинского страхования, но и фактически разворачивает медицину к сметному принципу финансирования. Что в предложенной реформе не устраивает страховое сообщество и что можно ей противопоставить? На вопросы отвечает Дмитрий Юрьевич Кузнецов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков.

Современные страховые технологии: Сейчас идет активное обсуждение проекта Федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Предполагается, что федеральные медицинские организации будут осуществлять свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования в соответствии с договорами между ними и ФФОМС. Что Вы думаете по этому поводу?

Дмитрий Кузнецов: Законопроект предлагает включить Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в число участников процесса обязательного медицинского страхования и возложить на него полномочия, которые осуществляют в настоящее время страховые медицинские организации. Речь о полномочиях в части организации и оплаты медицинской помощи, которую оказывают застрахованным лицам федеральные медицинские организации — те, что подведомственны федеральному органу исполнительной власти либо те, чьим учредителем выступает Правительство Российской Федерации. Предполагается, что федеральные медицинские организации будут осуществлять свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования по договорам между ними и ФФОМС.

Нужно отметить, что в этой ситуации есть несколько аспектов, и они представляются важными.

Первое. Законопроектом формируется отдельное направление оказания медицинской помощи населению и это официально закрепляется на законодательном уровне. Причем это предлагается сделать не для решения какой-то специальной задачи в экстренном порядке и режиме ручного управления, или для быстрой реализации какой-то ранее не доработанной схемы. Формируется некий сегмент системы здравоохранения, который будет жить по правилам распределительной системы. Разговоры о том, что принципиально ничего не меняется, но при этом «надо закрепить существующую практику», меняя функционал участников системы, на мой взгляд, несколько странно. Главное, понять причину перестройки системы! Принципиально финансирование федеральных лечебных учреждений можно проводить при незначительной корректировке действующей системы без пересмотра параметров финансирования и объема функционала СМО и ФОМС. Есть опыт финансирования медучреждений и осуществления контроля за ними со стороны страховых медицинских организаций в период модернизации здравоохранения.

Второй аспект — опасения, что роль страховой медицинской организации в случае принятия законопроекта будет сильно приуменьшена. И это предлагается на обсуждение Государственной Думе тогда, когда депутаты говорят о необходимости расширять права страховых организаций, расширять обязанности страховых организаций, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Развитие должно идти именно в сторону расширения деятельности страховых компаний, чтобы прекратить непонятные упреки со стороны самых разных критиков. Отход в сторону от проводимого на протяжении многих лет курса ставит крест на страховой медицине, низводя роль СМО до уровня сервисной компании.

Опасения вызывает еще один момент. Несмотря на разговоры, необходимый для предложенных изменений объем финансирования будет сформирован за счет того, что субъекты Российской Федерации недополучат определенное финансирование для своих территориальных программ. Особенности формирования фонда заключаются в том, что сначала средства собираются с территорий и аккумулируются в ФФОМС, потом определенным образом, по определенным критериям перераспределяются обратно регионам. Поскольку законопроектом предложено выделить на финансирование федеральных учреждений практически 120 млрд руб., эти расходы должны будут профинансировать 85 субъектов РФ. Соответственно, каждый субъект потеряет от нескольких сотен миллионов до 4 млрд руб., которые могли бы быть направлены в том числе и на оказание медицинской помощи на их собственных территориях.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

 Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными…
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская…