- 16 апреля, 2017
- 169
РЕФОРМА АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ОСАГО — это целое комплексное направление страхования и обслуживания автомобиля, ставшее с 2002 года неотъемлемой частью жизни граждан России. Изменения законодательства в сфере автогражданской ответственности тоже коснутся большинства россиян. Попробуем разобраться, что нам принесет так называемая «ремонтная реформа».
Система ОСАГО сегодня совмещает в себе множество процессов по эксплуатации автомобиля. Она является уже не простым страхованием, а больше удобством для современного человека в сфере урегулирования частных конфликтов, связанных с ДТП. К ОСАГО относятся и вопросы взаимодействия страховых компаний с техническими центрами и независимыми экспертами, и организация восстановительного ремонта, и подбор запчастей и расходных материалов, и многое другое. Какие изменения произойдут в этой системе в связи с последними новациями законодательства, закрепляющими переход к натуральной форме возмещения ущерба?
Начнем с возможности получения компенсации в форме денежной выплаты. Согласно новому закону, таковую можно получить в случае «смерти потерпевшего или получения им инвалидности, полного уничтожения ТС, недостаточной суммы на ремонт согласно страховому возмещению или наличия письменного соглашения страховщика и потерпевшего». Важным моментом является «полное уничтожение», что трактуется законом, как превышение суммы ремонта 475 000 рублей, либо 100 000 рублей при оформлении ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Стоит отметить, что в некоторых сервисных центрах существует практика по искусственному доведению побывавшего в ДТП автомобиля до «тотального» состояния (не подлежащего ремонту). Подобное имеет место при «специальном» разрушительном воздействии на некоторые скрытые силовые элементы (незримые при внешнем осмотре), требующие по технологии ремонта замены детали в сборе. При этом в законе оговорено, что в ния составляется письменное соглашение СК и клиента о денежной выплате. Из этого следует, что в ряде ситуаций клиент вполне может осознанно «обойти» приоритет ремонтных услуг.
Сергей Зубриський
к.т.н., доцент
|
Павел Красавин
к.т.н., доцент
|
Игорь Тупицын
бакалавр техники
и технологии
|
Если обратить внимание на случаи с «автоюристами», то станет понятно, что граждане пользуются их услугами добровольно. И, наученные возможным горьким опытом своих знакомых по тяжелой ситуации с выплатами, могут вполне поддаться психологическому давлению со стороны «автоюристов», также предлагающих вышеназванный сценарий по доведению автомобиля до «тотального состояния».
Еще одним интересным моментом является ситуация с гарантийными автомобилями. В случае, если страховщик не сможет организовать ремонт ТС в официальном сервисе, а клиент не согласен на иное — возможна денежная компенсация. Вспомним «проблемные» по ОСАГО регионы РФ, где не хватает таких сервисов. С учетом письменного соглашения, описанного выше, это облегчает процесс обхода натурального возмещения ущерба.
Важным недочетом нового закона является недостаточная ответственность при правонарушении в новом ОСАГО. Так, неоднократное нарушение страховщиком обязательств по ремонту влечет лишь запрет страховой компании осуществлять возмещение в натуральной форме на срок до одного года. Это также оставляет возможность, но уже для страховых компаний, осуществлять выплаты в денежной форме, а в случае уличения — не нести серьезной ответственности. Напомним, что при денежном расчете страховые выплаты сокращаются на процент износа ТС, что, по мнению экспертов, составляет 20–25 % от суммы компенсации. К оценке стоимости относится и нерешенная проблема по оплате независимой экспертизы страховщиками, что по факту является влиянием на экспертизу. В законе