• 10 мая, 2023
  • 153

БАЗОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

БАЗОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Будучи саморегулируемой организацией, Всероссийский союз страховщиков проводит большую системную работу по контролю соблюдения базовых и внутренних стандартов его членами. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов поделился с нашими читателями статистикой, иллюстрирующей соответствие деятельности страховых компаний принципиальным положениям стандартов.

Современные страховые технологии: Каждая страховая компания, работающая в России, — член СРО Всероссийский союз страховщиков. Какие обязанности на их работу это накладывает?

Сергей Ефремов: ВСС работает в соответ­ствии с положениями № 223-ФЗ «О саморе­гулируемых организациях в сфере финан­сового рынка». Под саморегулированием в сфере финансового рынка как раз и по­нимается самостоятельная инициативная деятельность Союза. Члены ВСС занима­ются разработкой стандартов деятельности финансовых организаций, а также контро­лем за соблюдением этих стандартов.

В соответствии с № 223-ФЗ у нас появи­лись такие понятия, как Базовый стандарт и Внутренние стандарты. Базовый стандарт согласовывается с комитетом по стан­дартам Центрального банка. Внутренние стандарты утверждаются непосредственно Президиумом ВСС. Все стандарты — и Ба­зовые, и Внутренние — обязаны соблюдать все члены СРО.

C 2019 ГОДА СОЮЗЫ СТРАХОВЩИКОВ ПРИМЕНЯЮТ УТВЕРЖДЕННЫЕ БАНКОМ РОССИИ БАЗОВЫЕ СТАНДАРТЫ

В союзе страховщиков есть управление по работе с обращениями потребителей. Туда поступает информация о жалобах на те или иные нарушения со стороны страховщиков. Жалобы могут подавать как юридические, так и физические лица. Также в это управление приходит информация о допущенных страховщиками нарушениях Базовых стандартов, выявленных в ходе проверок Банком России. ВСС выносит случаи нарушений на дисциплинарную комиссию.

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ВСС СОЗДАНЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНЫ

ССТ: Каким образом исполняются Базо­вые стандарты?

С. Е.: ВСС наделен правом контроля за соблюдением требований Базовых стандартов, но этот контроль проводится не формально, а исходя из принципиаль­ных положений стандартов. Помимо прямолинейной проверки перечисленных конкретных требований, проверяющие должны давать комплекс­ную оценку отношения страховщика к клиенту.

Специализированные органы ВСС дей­ствуют в интересах членов СРО, а также в интересах всей страховой отрасли, в рам­ках которой действует ВСС. Их независи­мость и обособленность обусловливается необходимостью обеспечения правопоряд­ка и защиты интересов всех участников системы саморегулирования в совокупно­сти. И хотя решения принимаются специ­ализированными органами, члены Сою­за, в отношении которых они приняты, обладают правом на их самостоятельное обжалование. Система контроля обеспе­чивает объективный анализ деятельности членов ВСС, что позволяет своевременно оказывать им помощь и устранять выяв­ленные недостатки.

МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ ПО РЕШЕНИЮ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМИССИИ ВСС. 2022

ССТ: Какие подходы применяются при проведении проверок членов Союза?

С. Е.: ВСС использует риск-ориентиро­ванный подход при составлении графика проверок членов Союза, а также в целях проведения внеплановых проверок и иных контрольных мероприятий, предусмотрен­ных Базовыми и Внутренними стандартами.

В соответствии с этим подходом Кон­трольным управлением ВСС производится расчет индикаторов риска и распределение по категориям риска и классам опасно­сти, а также формируются риск-профили членов Союза на следующий отчетный год. Одними из индикаторов риска являются коэффициент жалоб на действия члена Со­юза и коэффициент жалоб, представленных страховщиком в отчетности в ВСС.

Конечно, защита прав потребителей — важнейший фактор оценки деятельности страховой компании. Одна из проблем, которая возникает у наших потребителей, связана с их информированностью при заключении договора страхования. Стра­ховщик не всегда информирует потребите­ля о терминологии, о понятиях договора, о получении информации на сайтах страхо­вых компаний, в офисах и т. д. Положения Базового стандарта о защите прав потреби­теля как раз регулируют, в каких объемах и каким образом необходимо предостав­лять информацию потребителям.

ДЕЛА О НАРУШЕНИЯХ В 2022 ГОДУ

Из приведенного ниже анализа результа­тов 2022 года видно, что основное коли­чество жалоб касается именно Базового стандарта о защите прав потребителей.

ССТ: Каковы причины возникновения нарушений в деятельности членов ВСС?

С. Е.: Иногда потребитель считает, что его права нарушены. На самом деле, разобрав­шись с жалобой, мы видим, что нарушения не было. Но бывают ситуации, когда стра­ховщик на самом деле нарушает стандарт. Здесь нужно учитывать, что страховщик ча­сто действует через посредников. А посред­ники могут, не разобравшись в стандарте, проявить халатность или превысить свои полномочия и не довести необходимую информацию до сведения клиентов.

Действия страхового агента или броке­ра — это тоже действия страховой ком­пании, поскольку они работают от имени страховой компании. Если они не соблюда­ют все процессы и требования, которые за­ложены в стандарте, возникают нарушения.

Бывают ситуации, когда вступает в силу человеческий фактор. Сотрудники стра­ховщиков — обычные люди, которые могут совершать ошибки. Иногда клиенты бывают слишком требовательны и эмоциональны. А сотрудники компании начинают непра­вильно реагировать на повышенную эмоци­ональность клиента. Чтобы контролировать ситуацию, как раз и необходимы проверки.

ПОЛОЖЕНИЯ БАЗОВЫХ СТАНДАРТОВ, ПО КОТОРЫМ ЧАЩЕ ВСЕГО ВЫЯВЛЯЮТСЯ НАРУШЕНИЯ

ССТ: Сколько жалоб поступает в тече­ние года?

С. Е.: Жалоб поступает достаточно много — бывает более сотни обраще­ний за месяц. В прошлом году проведено 12 заседаний Дисциплинарной комиссии ВСС, на которых было рассмотрено 326 дел о нарушении.

ССТ: Как Вы оцениваете ситуацию по количеству выявленных нарушений?

С. Е.: То, что нарушения есть, это нор­мально — мы все живые люди, живем в реальном мире. Нарушения мы выявляем, анализируем и проводим соответствующую работу. Если разобраться, большинство нарушений являются малозначительными. Но мы считаем, что работа по разъяснению Базовых стандартов для страховых компа­ний необходима. Для этого мы проводим специальные семинары, размещаем разъяс­нения на сайте ВСС.

Похожие статьи

Президент ВСС Евгений Уфимцев принял участие во встрече с Министром экономического развития РФ Максимом Решетниковым

Президент ВСС Евгений Уфимцев принял участие во встрече с…

17 декабря Президент ВСС Евгений Уфимцев принял участие во  встрече с Министром экономического развития Российской Федерации Максимом Решетниковым в Торгово-промышленной палате РФ.
ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…