- 10 мая, 2023
- 153
БАЗОВЫЕ СТАНДАРТЫ
Будучи саморегулируемой организацией, Всероссийский союз страховщиков проводит большую системную работу по контролю соблюдения базовых и внутренних стандартов его членами. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов поделился с нашими читателями статистикой, иллюстрирующей соответствие деятельности страховых компаний принципиальным положениям стандартов.
Современные страховые технологии: Каждая страховая компания, работающая в России, — член СРО Всероссийский союз страховщиков. Какие обязанности на их работу это накладывает?
Сергей Ефремов: ВСС работает в соответствии с положениями № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Под саморегулированием в сфере финансового рынка как раз и понимается самостоятельная инициативная деятельность Союза. Члены ВСС занимаются разработкой стандартов деятельности финансовых организаций, а также контролем за соблюдением этих стандартов.
В соответствии с № 223-ФЗ у нас появились такие понятия, как Базовый стандарт и Внутренние стандарты. Базовый стандарт согласовывается с комитетом по стандартам Центрального банка. Внутренние стандарты утверждаются непосредственно Президиумом ВСС. Все стандарты — и Базовые, и Внутренние — обязаны соблюдать все члены СРО.
В союзе страховщиков есть управление по работе с обращениями потребителей. Туда поступает информация о жалобах на те или иные нарушения со стороны страховщиков. Жалобы могут подавать как юридические, так и физические лица. Также в это управление приходит информация о допущенных страховщиками нарушениях Базовых стандартов, выявленных в ходе проверок Банком России. ВСС выносит случаи нарушений на дисциплинарную комиссию.
ССТ: Каким образом исполняются Базовые стандарты?
С. Е.: ВСС наделен правом контроля за соблюдением требований Базовых стандартов, но этот контроль проводится не формально, а исходя из принципиальных положений стандартов. Помимо прямолинейной проверки перечисленных конкретных требований, проверяющие должны давать комплексную оценку отношения страховщика к клиенту.
Специализированные органы ВСС действуют в интересах членов СРО, а также в интересах всей страховой отрасли, в рамках которой действует ВСС. Их независимость и обособленность обусловливается необходимостью обеспечения правопорядка и защиты интересов всех участников системы саморегулирования в совокупности. И хотя решения принимаются специализированными органами, члены Союза, в отношении которых они приняты, обладают правом на их самостоятельное обжалование. Система контроля обеспечивает объективный анализ деятельности членов ВСС, что позволяет своевременно оказывать им помощь и устранять выявленные недостатки.
ССТ: Какие подходы применяются при проведении проверок членов Союза?
С. Е.: ВСС использует риск-ориентированный подход при составлении графика проверок членов Союза, а также в целях проведения внеплановых проверок и иных контрольных мероприятий, предусмотренных Базовыми и Внутренними стандартами.
В соответствии с этим подходом Контрольным управлением ВСС производится расчет индикаторов риска и распределение по категориям риска и классам опасности, а также формируются риск-профили членов Союза на следующий отчетный год. Одними из индикаторов риска являются коэффициент жалоб на действия члена Союза и коэффициент жалоб, представленных страховщиком в отчетности в ВСС.
Конечно, защита прав потребителей — важнейший фактор оценки деятельности страховой компании. Одна из проблем, которая возникает у наших потребителей, связана с их информированностью при заключении договора страхования. Страховщик не всегда информирует потребителя о терминологии, о понятиях договора, о получении информации на сайтах страховых компаний, в офисах и т. д. Положения Базового стандарта о защите прав потребителя как раз регулируют, в каких объемах и каким образом необходимо предоставлять информацию потребителям.
Из приведенного ниже анализа результатов 2022 года видно, что основное количество жалоб касается именно Базового стандарта о защите прав потребителей.
ССТ: Каковы причины возникновения нарушений в деятельности членов ВСС?
С. Е.: Иногда потребитель считает, что его права нарушены. На самом деле, разобравшись с жалобой, мы видим, что нарушения не было. Но бывают ситуации, когда страховщик на самом деле нарушает стандарт. Здесь нужно учитывать, что страховщик часто действует через посредников. А посредники могут, не разобравшись в стандарте, проявить халатность или превысить свои полномочия и не довести необходимую информацию до сведения клиентов.
Действия страхового агента или брокера — это тоже действия страховой компании, поскольку они работают от имени страховой компании. Если они не соблюдают все процессы и требования, которые заложены в стандарте, возникают нарушения.
Бывают ситуации, когда вступает в силу человеческий фактор. Сотрудники страховщиков — обычные люди, которые могут совершать ошибки. Иногда клиенты бывают слишком требовательны и эмоциональны. А сотрудники компании начинают неправильно реагировать на повышенную эмоциональность клиента. Чтобы контролировать ситуацию, как раз и необходимы проверки.
ССТ: Сколько жалоб поступает в течение года?
С. Е.: Жалоб поступает достаточно много — бывает более сотни обращений за месяц. В прошлом году проведено 12 заседаний Дисциплинарной комиссии ВСС, на которых было рассмотрено 326 дел о нарушении.
ССТ: Как Вы оцениваете ситуацию по количеству выявленных нарушений?
С. Е.: То, что нарушения есть, это нормально — мы все живые люди, живем в реальном мире. Нарушения мы выявляем, анализируем и проводим соответствующую работу. Если разобраться, большинство нарушений являются малозначительными. Но мы считаем, что работа по разъяснению Базовых стандартов для страховых компаний необходима. Для этого мы проводим специальные семинары, размещаем разъяснения на сайте ВСС.