- 8 сентября, 2022
- 163
ФИНОМБУДСМЕН – БАРЬЕР ДЛЯ МОШЕННИКОВ
Федеральный закон № 123-ФЗ от 04.06.2018 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» вышел в условиях резкого роста мошенничества в автостраховании, отказа страховщиков от приема на страхование сомнительного с точки зрения убыточности клиентского сегмента.
Поэтому у представителей служб безопасности страховых компаний были серьезные опасения, что мошенники воспользуются новой структурой для получения дополнительных доходов, но они не оправдались.
Эта тема даже была вынесена на одну из профильных конференций, ежегодно проводимых по инициативе ВСС и РСА. Но мошенники не смогли втянуть СОДФУ в свои схемы, не смогли за все это время придумать, как обойти механизм объективного рассмотрения жалоб. Поэтому они вынуждены, после вынесенных решений в пользу страховой компании, идти в суды, где существует уже давно налаженная технология привлечения «своих» судебных экспертов, подачи исковых заявлений в «свои» районные суды. Почему так произошло? Думаю, ответ простой — процедура рассмотрения жалоб СОДФУ исключает прямой контакт потерпевшего и с представителями данной структуры, и с представителями привлекаемых финансовым уполномоченным независимых экспертиз. При этом оплата услуг независимой экспертизы гарантированно производится и не зависит от результатов подготовленного заключения в части размера стоимости восстановительного ремонта и в части трасологических исследований. Я неоднократно общался с руководителями экспертных организаций, привлекаемых судами для проведения экспертиз, которые отмечают, что в пограничных ситуациях они выносят заключения в пользу физического лица, иначе рискуют никогда не взыскать деньги за свою работу.
Причина в том, что, вынося решение в пользу страховой компании, стоимость работы судебного эксперта должен оплатить истец, т. е. потерпевший, который всегда уклоняется от оплаты. Еще раз подчеркиваю, что в технологии работы финансового уполномоченного этот нюанс отсутствует. Поэтому и статистика вынесенных решений финуполномоченными за прошедшие пять лет по АО «МАКС» исключительно положительная — до 80 % случаев решение в нашу пользу.
Не сработало и другое ожидание страхового сообщества от внедрения института финансового уполномоченного. Мы предполагали, что при последующем обращении мошенников с судебным иском, суды будут ориентироваться на ранее вынесенное решение финуполномоченного. Реальная практика всех нас разочаровала. При рассмотрении дела финансовым уполномоченным привлекался независимый эксперт, и решение принималось на основе его заключения, однако суды назначают судебную экспертизу. Основание — независимый эксперт, привлекаемый финуполномоченным, не дает подписку об уголовной ответственности, а значит, объективность его заключения сомнительна.
Промежуточный этап в виде финансового уполномоченного создал дополнительные сложности для мошенников.
Наивно думать, что судебный эксперт боится уголовной ответственности. Могу с уверенностью сказать, что за всю новейшую историю России возбужденные уголовные дела по признакам ст. 307 УК РФ (подготовка заведомо ложных заключений независимого эксперта) напрочь отсутствуют. Я сам участвовал в судебных заседаниях по крупным искам, где суду предоставлялись доказательства подложности подписи эксперта. Судья же при этом, формально указывая на подписку эксперта, принимал к рассмотрению явно «левое» заключение. Поэтому мошенники идут давно протоптанной дорожкой через обращения в суды, умышленно затягивая такие обращения, чтобы получить максимально возможные неустойки. Напомню, что по ОСАГО неустойка составляет сумму, рассчитанную исходя из 1 % от суммы неуплаты в день. Такое затягивание приводит как минимум к удвоению расходов страховщика.
Тем не менее, промежуточный этап в виде финансового уполномоченного создал дополнительные сложности для мошенников. В ряде регионов суды весьма внимательно подходят к рассмотрению исков, по которым ранее было вынесено решение в пользу страховщика. Более того, идут навстречу ходатайствам представителя страховой компании о вызове в суд эксперта независимой экспертизы, привлекаемой финансовым уполномоченным, и на основе его показаний принимают решение без назначения судебной экспертизы. Основным способом снижения количества обращений мошенников с жалобами в СОДФУ является качественная работа подразделений урегулирования и служб страховых расследований по документированию факта отсутствия либо фальсификации события, или обстоятельств его наступления. Надо не ограничиваться проведение только трасологического исследования, необходимо поднимать историю транспортного средства, страховую историю заявителя по всем доступным каналам (Аудатэкс, ГИБДД, соцсети, общение с предыдущими собственниками), и подкреплять экспертизу другими доказательствами.
Именно в этих случаях пригодилась бы полноценная база БСИ, которая в части ОСАГО так и не реализована.
Необходимо строго следить за отсутствием ошибок при урегулировании заявленного события, т. е своевременный вызов на осмотр, актирование с привлечением свидетелей факта отсутствия ТС на осмотре, обязательный повторный вызов на осмотр, проверка темы не превышения 50 км нахождения СТОА от места ДТП, или места проживания потерпевшего при выдаче направления на ремонт, обязательное отслеживание факта постановки ТС в ремонт и быстрое реагирование на факт невыполнения ремонта, весьма предметно рассматривать тему так называемых скрытых повреждений с обязательным участием на дополнительных осмотрах, и организовывать дефектовку в условиях станции. Именно эти факторы используют мошенники для последующего максимального взыскания денег со страховой компании при обращении к финуполномоченному и с исками в суд.