• 17 марта, 2020
  • 212

ИЗ ТОЧКИ А — В ТОЧКУ Б

Гусар Светлана

Вице-президент ВСС и НССО

Страховщики вместе с транспортным сообществом выступили с инициативой, легализующей практику страхования ответственности автоперевозчиков — последние 15 лет заключение таких договоров в явном виде было невозможным. О данной совместной работе рассказала вице-президент Всероссийского союза страховщиков Светлана Гусар.

Современные страховые технологии: Почему сегодня стал актуальным вопрос о страховании гражданской ответственности автоперевозчиков?

Светлана Гусар: Страхование гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов распространено в международной практике. В России такие договоры страховщики заключали еще до того, как в 1995 году появилась ст. 932 ГК РФ, которая содержит ограничение: «страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом». Таких законов для автоперевозчиков и экспедиторов нет. Но при этом есть ст. 931 ГК РФ «Страхование гражданской ответственности за причинение вреда», которая не содержит какого-то ограничения.

В результате для перевозчика страховать свою ответственность по доставке груза стало невозможно, так как это и есть договорные обязательства. Именно поэтому рабочая группа при ВСС подготовила законопроект с необходимыми изменениями в нормативную базу.

ССТ: Но ведь рынок как-то выходит из положения и страхует перевозки?

С. Г.: Действительно, страховщики нашли выход и стали предлагать страхование на условиях общей гражданской ответственности. Но очень широкие толкования этих норм затрудняли урегулирование убытков — страдали как страховщики, так и страхователи. При этом произошло некое искусственное трансформирование договорной ответственности в деликтную.

Такая ситуация неизбежно приводила к судебным спорам. И, к сожалению, сложилась неоднозначная судебная практика договоры страхования стали признаваться недействительными как по искам страховщиков, так и по искам транспортных компаний (чтобы вернуть страховую премию по безубыточным договорам страхования).

ССТ: Кто инициировал изменения в закон?

С. Г.: Проблема была впервые озвучена транспортным сообществом в 2017 году на круглом столе, куда были приглашены и представители ВСС. Дело в том, что в транспортной отрасли отсутствует единое понимание легитимности страхования ответственности автоперевозчика и экспедитора. А они готовы заключать договоры страхования, но хотят быть уверены, что эти договоры легитимны.

Мы взяли пожелание бизнеса в проработку, сформировали рабочую группу из страховщиков и представителей транспортной отрасли, подготовили предложения по изменению законодательства, которые впоследствии были учтены при реализации законопроекта.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЯЖЕТ НА СОБСТВЕННИКА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЯЖЕТ НА СОБСТВЕННИКА

Всероссийский союз страховщиков подготовил концепцию, которая предлагает на законодательном уровне обеспечить максимальную защиту потерпевших при пожарах людей путем усиления ответственности собственников…
ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ — ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ — ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Для стратегии развития финансовых рынков приоритетной является интеграция широкого круга дружественных стран. В перечне задач, требующих оперативной проработки, — создание механизмов…
СТРАХОВАНИЕ ОПО: БЛИЖЕ К ПОТРЕБНОСТЯМ

СТРАХОВАНИЕ ОПО: БЛИЖЕ К ПОТРЕБНОСТЯМ

Лимитов страховых (компенсационных) выплат при авариях на опасных объектах (ОО) недостаточно для того, чтобы в полной мере компенсировать причиненный вред. Вице-президент…