- 17 марта, 2020
- 221
ИЗ ТОЧКИ А — В ТОЧКУ Б
Страховщики вместе с транспортным сообществом выступили с инициативой, легализующей практику страхования ответственности автоперевозчиков — последние 15 лет заключение таких договоров в явном виде было невозможным. О данной совместной работе рассказала вице-президент Всероссийского союза страховщиков Светлана Гусар.
Современные страховые технологии: Почему сегодня стал актуальным вопрос о страховании гражданской ответственности автоперевозчиков?
Светлана Гусар: Страхование гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов распространено в международной практике. В России такие договоры страховщики заключали еще до того, как в 1995 году появилась ст. 932 ГК РФ, которая содержит ограничение: «страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом». Таких законов для автоперевозчиков и экспедиторов нет. Но при этом есть ст. 931 ГК РФ «Страхование гражданской ответственности за причинение вреда», которая не содержит какого-то ограничения.
В результате для перевозчика страховать свою ответственность по доставке груза стало невозможно, так как это и есть договорные обязательства. Именно поэтому рабочая группа при ВСС подготовила законопроект с необходимыми изменениями в нормативную базу.
ССТ: Но ведь рынок как-то выходит из положения и страхует перевозки?
С. Г.: Действительно, страховщики нашли выход и стали предлагать страхование на условиях общей гражданской ответственности. Но очень широкие толкования этих норм затрудняли урегулирование убытков — страдали как страховщики, так и страхователи. При этом произошло некое искусственное трансформирование договорной ответственности в деликтную.
Такая ситуация неизбежно приводила к судебным спорам. И, к сожалению, сложилась неоднозначная судебная практика договоры страхования стали признаваться недействительными как по искам страховщиков, так и по искам транспортных компаний (чтобы вернуть страховую премию по безубыточным договорам страхования).
ССТ: Кто инициировал изменения в закон?
С. Г.: Проблема была впервые озвучена транспортным сообществом в 2017 году на круглом столе, куда были приглашены и представители ВСС. Дело в том, что в транспортной отрасли отсутствует единое понимание легитимности страхования ответственности автоперевозчика и экспедитора. А они готовы заключать договоры страхования, но хотят быть уверены, что эти договоры легитимны.
Мы взяли пожелание бизнеса в проработку, сформировали рабочую группу из страховщиков и представителей транспортной отрасли, подготовили предложения по изменению законодательства, которые впоследствии были учтены при реализации законопроекта.