- 29 мая, 2025
- 36
На страже безопасности врача и пациента

Многие виды медпомощи становятся более качественными и доступными. В этом есть огромная заслуга страховой компании и конкретного эксперта, проводящего экспертизу качества медицинской помощи, полагает директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шелякин.
ССТ: Как вы оцениваете текущий уровень качества медицинского обслуживания в регионе?
Валерий Шелякин: Вопрос крайне непростой: смотря, с чем сравнивать.
С одной стороны, все последние годы в регионе мы сталкиваемся с определенным дисбалансом ресурсов и обязательств. Нас вынуждают тщательнее считать ресурсы долги, накопленные в пору ковида1, высокий уровень заболеваемости в «дорогих» профилях, в первую очередь — онкологии, заработная плата медицинского персонала, которая растет опережающими темпами — средняя заработная плата врачей в Свердловской области по итогам 2024 года превысила 130 тыс. руб.
Вместе с тем растет доступность дорогостоящего лечения при онкологии, сердечно-сосудистых заболеваниях, увеличиваются расходы системы ОМС на лечение с применением генно-инженерных препаратов, траты ОМС на высокотехнологичную помощь выросли за 5 лет почти на 70 %. Все это, с одной стороны, объективно увеличивает продолжительность и повышает качество жизни пациентов с серьезными патологиями, а с другой — требует значительного контроля обоснованности и эффективности потраченных средств со стороны специалистов ТФОМС и работающих в регионе страховых компаний.
ССТ: Кстати, насколько полезна экспертная деятельность страховщиков для повышения качества медицинской помощи в регионе?
В. Ш.: Думаю, что экспертиза качества — это один из самых важных и самых значимых инструментов, которые есть сегодня у системы ОМС для защиты интересов пациентов и повышения качества и безопасности медицинских услуг. Вопреки расхожему мнению, что задача эксперта — наказать больницу и снять с нее как можно больше денег в качестве рекламаций, реальная цель любых экспертных мероприятий — выявить типичные, повторяющиеся нарушения в работе больницы и помочь их устранить.
В экспертной работе в последние годы произошло много положительных сдвигов: все меньше штрафов применяется по «формальным» признакам, растет квалификация врачей-экспертов, значительную часть массовых, но «проходных» проверок заменили внеплановые целевые и тематические экспертизы, направленные на выявление и устранение нарушений при лечении заболеваний, наиболее влияющих на инвалидизацию и смертность. Но вместе с тем остаются проблемы как практического, так и этического характера.
-
Проверка любого отдельно взятого этапа лечения, пусть даже клинически безупречного, не дает гарантий, что вся помощь, оказанная пациенту ранее, и после была качественной.
-
Практикующий специалист и врач- эксперт Фонда ОМС или страховой компании часто оказываются близкими коллегами, особенно если речь идет об узких профилях заболеваний и специализированных клиниках, что усложняет честную и непредвзятую экспертизу.
-
Экспертные мероприятия иногда становятся предметом конфликта между страховым и медицинским сообществом.
Для решения этих и иных задач Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области, авторитетными врачами-клиницистами, представителями научного сообщества 8 лет назад были впервые разработаны «Рекомендации по экспертизе качества медицинской помощи, в том числе с применением мультидисциплинарного подхода…» по отдельным профилям заболеваний — неврологии (ОНМК), кардиологии (ОКС), онкологии и медицинской реабилитации. Все это время они редактировались, дополнялись, пересматривались. В 2024 году перечень документов дополнили рекомендации по стоматологии, а в 2025 — по стабильной ишемической болезни сердца.
Экспертиза качества — это один из самых важных и самых значимых инструментов, которые есть сегодня у системы ОМС
Конечно, болезни полости рта не влияют на смертность, но очень сказываются на качестве жизни. А ежегодно растущая финансовая емкость этого профиля вкупе с почти не растущей доступностью потребовала от нас управленческих решений, направленных на контроль качества стоматологической помощи.
Каждый блок методических рекомендаций представляет из себя свод чек-листов. Это перечень действий — консультаций, исследований, манипуляций и т.п., которые должны быть проведены на каждом этапе лечения: от поликлиники или скорой помощи до госпитализации и последующего восстановления на реабилитационном этапе. Заполнение экспертом чек-листа призвано объективизировать оценку качества медицинской помощи за счет фиксации факта исполнения и своевременности проведения ключевых лечебных и диагностических мероприятий, а также обеспечить единообразие подхода к квалификации выявленного нарушения.
Здесь важно подчеркнуть, что «Рекомендации…» нужны не только для контроля со стороны эксперта, они также помогают врачу. С одной стороны, он может быть уверен в том, что используемая им схема одобрена ведущими профильными специалистами региона и соответствует всем порядкам, стандартам и клиническим рекомендациям, а с другой, может не беспокоиться за будущие рекламации, т.е. финансовую и юридическую безопасность своей медицинской организации.
Кроме того, результаты экспертизы, проведенной в соответствии с опубликованными рекомендациями, благодаря отдельной оценке каждого этапа лечения пациента, позволяют органам управления здравоохранением региона обнаруживать «болевые точки» и принимать управленческие решения для повышения качества и безопасности медицинской помощи. Так, в Свердловской области по итогам первых мультидисциплинарных экспертиз пересмотрен порядок маршрутизации пациентов с инсультами, расширена сеть первичных сосудистых отделений, а также приняты решения по переоснащению имеющихся ПСО.
Актуальность и значимость внедрения рекомендаций подтверждается результатами экспертизы. Спустя всего год после внедрения первых чек-листов для оценки помощи, оказанной пациентам с ОНМК, число значимых, то есть приведших к ухудшению состояния здоровья, инвалидизации или смерти, дефектов качества медицинской помощи сократилось с 15 % до 8 %.
ССТ: Если подытожить, каковы главные итоги внедрения Рекомендаций по экспертизе качества медицинской помощи с применением мультидисциплинарного подхода?
В. Ш.: Все основные требования имеющихся клинических рекомендаций и порядков оказания помощи объединены в один документ. Это, как я уже уточнял ранее, обеспечивает понятные и прозрачные «правила игры» и для клиницистов, и для экспертов фондов и страховых медицинских организаций. Иными словами, «Рекомендации…» — хороший инструмент и внутреннего, ведомственного, и внешнего контроля.
Кроме того, мультидисциплинарный подход, то есть участие на разных этапах экспертизы врачей-экспертов разной специализации, позволяет обеспечить максимально эффективную оценку проведенного лечения.
ССТ: Понятно, что мультидисциплинарной экспертизой вся деятельность в регионе не ограничивается. О каком количестве экспертиз сегодня идет речь и есть ли целевые программы контроля?
В. Ш.: Объем обязательной медико-экономической экспертизы (МЭЭ) и экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП) в системе ОМС год от года становится все больше.
В Свердловской области в 2024 году 8 % всех случаев лечения в круглосуточном стационаре и 11 % — в дневном подверглись МЭЭ. На этап ЭКМП попали 6 % госпитализаций в круглосуточном и 4 % случаев в дневном стационаре. Это 536 тысяч фактически проведенных экспертиз! Из них треть — сверх законодательно утвержденного норматива. Часть из них рекомендованы федеральным фондом, часть — региональная инициатива, направленная на контроль качества помощи по самым значимым для нас направлениям.
Заполнение экспертом чек-листа призвано объективизировать оценку качества медицинской помощи за счет фиксации факта исполнения и своевременности проведения ключевых лечебных и диагностических мероприятий.
Например, в прошлом году в ТФОМС Свердловской области издал 8 распоряжений о проверках в части онкологии. Эксперты оценивали соблюдение дозо-интервальных требований при назначении химиотерапии, проверяли обязательное проведение консилиума перед оперативным лечением и молекулярно-генетических исследований перед назначением дорогостоящей таргетной терапии и многое другое.
Я убежден в том, что, несмотря на некоторые финансовые и организационные сложности, многие виды помощи становятся более качественными и доступными, что подтверждают, например, отдельные демографические показатели и статистика жалоб от застрахованных. В этом есть огромная заслуга страховой компании, конкретного эксперта, и это огромный вклад в безопасность и пациента и врача!
- Эпидемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020-2022 годах.