- 12 декабря, 2022
- 167
НЕ РЕВОЛЮЦИЯ, А ЭВОЛЮЦИЯ
Президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев рассказал читателям нашего журнала о том, как изменится работа страховых союзов в ближайшее время. По его мнению, несмотря на высокий уровень саморегулирования отрасли, всегда есть возможности для дальнейшего эволюционного улучшения.
Современные страховые технологии: Какие задачи стоят перед Вами как перед новым главой Всероссийского союза страховщиков?
Евгений Уфимцев: Моя задача как президента ВСС — не растерять то, что было сделано до меня. Но всегда есть возможности для дальнейшего улучшения работы, именно этим мы и будем заниматься. Здесь важна не революция, а хорошая плановая эволюция.
Я считаю, что на сегодняшний момент в части саморегулирования страховщики достаточно хорошо организованы. У нас есть хорошо отлаженный, возможно, с большой долей бюрократии, порядок работы. Иногда, когда мы отрабатываем какие-то вопросы, необходимые в силу закона или требований регулятора, в Банке России говорят: «Как здорово, вы у нас самые первые — мы на вас отработаем и проверим новые механизмы».
Для меня важной задачей будет сделать один страховой союз на базе трех организаций: ВСС, РСА и НССО. Есть нюансы, которые не позволяют их объединить на законодательном уровне — они связаны с компенсационными выплатами, наличием у РСА «зеленой карты» и т. д. Но де-факто мы с коллегами сможем создать один союз. Это будет особенно удобно для потребителя. Служба одного окна — это новый уровень сервиса.
Кроме того, такой подход будет полезен для страховщиков и поможет оптимизировать работу самого союза.
В течение ближайших трех месяцев мы разработаем общую конструкцию и в течение следующего года реализуем эту идею.
ССТ: Будет ли продолжаться работа над стратегией развития страхового рынка?
Е. У.: В 2022 году мы планировали принять новую стратегию на три года. Из-за необходимости принятия каких-то точечных быстрых решений работа над стратегией была отложена. Сейчас мы понимаем, что ситуация на рынке несколько стабилизировалась. Поэтому мы вместе с GR-комитетом организуем итоговое утверждение новой стратегии.
Несмотря на все сложности, которые возникали в последний период, только 2–3 направления деятельности, связанные с перестрахованием и некоторыми другими моментами, претерпели изменения. Остальные направления, указанные в стратегии развития страхования до 2025 года, остались прежними. Мы сфокусируем свои усилия на тех аспектах работы, которые принесут серьезные, важные улучшения и для потребителя, и для страховщиков. В частности, я убежден, что изменения законодательства, регулирующие продажу «правильных» рисковых продуктов, будут существенным стимулом для развития сегмента страхования жизни.
ССТ: Моторное страхование много лет остается в центре внимания — эта проблематика нашла отражение в стратегии?
Е. У.: Одна из ключевых задач — в течение трех лет выработать новые подходы к моторному страхованию. Важнейшая составляющая — добиться проверки наступления страхового случая с помощью городских камер. Это мы планируем сделать уже в следующем году.
Кроме того, мы хотим обеспечить потребителю возможность приобрести к ОСАГО полис каско или какие-то другие полезные коробочные продукты. Некоторые страховщики уже предлагают такие продукты, но пока это не стало общей практикой для рынка. Сейчас многие автовладельцы не готовы покупать полис каско за 50–60 тыс. руб. даже с большой франшизой. Но как только начинаешь обсуждать с ними коробочные варианты по доступной цене и с адекватным страховым покрытием, понимаешь, что у автовладельцев есть такая потребность. Конечно, нам необходимо избегать навязывания, но добровольная удобная покупка страховых продуктов — это всегда хорошо и выгодно всем: и страховщику, и страхователю.
ССТ: Из-за проблем с доступностью запасных частей автолюбители особенно нуждаются в помощи страховщика. Что будет делаться в этом направлении?
Е. У.: К нам обращается большое количество автовладельцев, которые готовы делать ремонт б/у запчастями. Расширение ОСАГО в этом направлении — одна из перспективных задач. Я не исключаю и других решений, связанных с корректировкой законодательства. Вектор по применению индивидуального тарифа приводит к тому, что для добросовестного автовладельца эти акции будут недорогими.
В скором времени при оформлении полиса ОСАГО появится возможность приобретать годовое расширение действия полиса на Белоруссию как дополнительную опцию. Сейчас идет согласование условий и подхода. Это будет, по сути дела, автоматическое включение «зеленой карты». Этот продукт будет очень востребован, особенно жителями регионов, граничащих с Белоруссией. В свою очередь, граждане Белоруссии могут приобрести полис в своей стране с расширением на Россию. Думаю, этот продукт заработает уже в январе.
ССТ: Нуждается ли отрасль в мерах поддержки?
Е. У.: Ситуация на рынке стабилизировалась. Банк России принимал некоторые меры для поддержки отрасли в марте, действие многих из них заканчивается в конце года. Скорее всего, их продления не будет, так как нет необходимости — трудности уже преодолены.
Но мы видим, что постоянно появляются новые вызовы. Одна из важнейших задач нашего GR-комитета — наладить правильную работу по актуальным задачам, когда на 1–2 месяца должны «включаться» или «выключаться» определенные мероприятия. Это не стратегия — это именно тактические задачи, которые требуется решать оперативно для поддержки страховой отрасли. В основном, они связаны с действием санкций или аналогичными им изменениями. Например, сейчас возникла сложная ситуация со страхованием грузов, которые перевозятся через вновь присоединенные территории. Вопросов появляется очень много самых разных, и решать их нужно быстро.
ССТ: Планируется ли расширение международного сотрудничества в рамках ЕАЭС и с другими дружественными странами? Если да, то в каких областях планируется развивать сотрудничество?
Е. У.: Это возможно, но пока сложно. Я отношу это к тактическим задачам. Ситуация очень быстро меняется. Допустим, мы сегодня о чем-то говорим с международными партнерами, но буквально через неделю после переговоров наши договоренности уже не могут состояться.
В рамках общей стратегии мы обсуждали международное взаимодействие, в том числе перестрахование, на стратегических сессиях с Банком России. Инициатива по созданию какого-то крупного перестраховщика пока не поддержана. Возможно, вопросы перестрахования удобнее будет решить через создание пулов страховщиков.
Например, иранская делегация познакомила нас со своим опытом организации страхового пула по страхованию нефтянки. Может быть, нам потребуется организация нескольких пулов по отраслям промышленности. У нас уже есть успешно реализованный проект создания страхового пула по ОСАГО, в котором 3 млн договоров, и все быстро и четко работает. Думаю, что использование такой системы для части рисков оправдано. В этом направлении мы и будем работать.
ССТ: Планируется ли развитие новых технологий и дальнейшая цифровизация отрасли?
Е. У.: Цифровизация, развитие информационных систем — одно из существенных направлений. Некоторое время назад прошло заседание Комитета Госдумы, который рекомендовал принять во втором чтении законопроект о передаче информационной базы АИС ОСАГО специально созданной дочерней компании Банка России — оператору этой системы. Страховое сообщество долго обсуждало этот проект, и в конце концов он был концептуально поддержан. Мы нашли компромиссную позицию между Банком России и страховщиками: часть функций останется у страховых компаний, часть перейдет в компетенцию Банка России. Модульная система АИС позволяет это сделать.
В течение всего следующего года вместе с регулятором мы будем идти по согласованной дорожной карте. С 1 июля 2023 года в добровольном порядке начинается электронное урегулирование. Мы надеемся, что административный ресурс Банка России поможет его эффективно развивать. Это тоже очень важный блок работы, который непосредственно завязан на информационную систему.
Сейчас у нас есть отдельные комитеты в каждом союзе, часто их функции дублируются. В каждом союзе — свои требования и своя бюрократия. При организации «союза союзов» мы сможем оптимизировать нашу работу и затраты страховщиков.
ССТ: Какие преимущества от передачи АИС регулятору вы видите?
Е. У.: Страховщики смогут качественно использовать свои ресурсы для работы своих модулей. А Банк России со своим административным ресурсом сможет легче обеспечить подключение АИС к данным госорганов.
Страховщики, будучи коммерческими организациями, не могут сейчас использовать информацию из государственных баз данных, так как это связано с длительным бюрократическим процессом. А именно такие подключения дают возможность своевременно получать полноценную информацию для заключения договора страхования и, что особенно важно, для быстрого урегулирования убытка. Например, когда страховщик знает, где, когда и что именно произошло на месте ДТП, это существенно упрощает урегулирование убытков в автостраховании. Для этого и нужен доступ к городским камерам.
Также цифровизация будет связана с оптимизацией корпоративных и административных процессов, что тоже для нас очень важно. У нас в союзах страховщиков много комитетов и рабочих групп. Их работа существенно ускорится при использовании цифровизации. В НССО такая практика уже реализована. В РСА был запущен перестраховочной пул — система, связанная с электронными подписями. Перейти на следующий этап цифровизации, когда голосование и обсуждение решений будут проходить быстрее и эффективнее, — это тоже одна из наших задач.