• 17 сентября, 2024
  • 30

НЕУМОЛИМАЯ ТРИАДА

Фатьянов Игорь

Генеральный директор ГК «Зетта Страхование»

НЕУМОЛИМАЯ ТРИАДА

Страховое мошенничество следует за основными трендами страхового рынка и чутко реагирует на любые изменения в экономике. Генеральный директор ГК «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов представил динамику основных показателей, характеризующих меняющийся ландшафт злоупотреблений в страховании, и рассказал о мерах борьбы с ними.

ССТ: Если сравнить 2023 и 2024 год, в каком направлении сегодня развивается страховое мошенничество?

Игорь Фатьянов: Тренды, которые мы на­блюдаем, остаются стабильными. Кварталь­ная динамика практически не меняется. Идут небольшие изменения в страховании жизни и здоровья, связанные с ипотекой. В страховании имущества видим сезонный всплеск в «коробочных» продуктах. Они просты в оформлении, для удобства клиен­тов страхование осуществляется без осмо­тра. Мошенники пользуются этим и заявля­ют убыток, который произошел до покупки полиса. Мы также видим определенные корректировки в ОСАГО и каско: на фоне сокращения числа хищений автомобилей отмечается значимая динамика, связанная с появлением новых схем мошенничества.

ССТ: А что это за схемы?

И. Ф.: Прежде всего, ввоз аукционных машин с тотальными повреждениями из стран дальнего зарубежья, в том числе недружественных. Этот тренд набирает обороты. Большинство страховщиков поставили ограничения по таким ав­томобилям. За рубежом их покупают по заниженной стоимости и, как правило, в максимальной комплектации. А в России страхуют как новые.

Происхождение такой машины сложно отследить. Тем не менее, некоторые методы в нашей работе позволяют это сделать.

ССТ: Какую динамику можно выделить по мошенничеству в ОСАГО?

И. Ф.: В ОСАГО мы видим существенное сокращение объемов организованного мо­шенничества. Тем не менее, сохраняется тя­желая ситуация по автоподставам на слож­ных и круговых перекрестках. Недавно очередная банда таких автоподставщиков была арестована в Москве. Организован­ные преступные группировки занимаются этим бизнесом довольно агрессивно.

Практика не нова и имеет свои междуна­родные корни. Здесь есть свои проблемы по преодолению мошенничества даже не­смотря на то, что на записях с камер видно, как работает эта механика. Современная система видеонаблюдения позволяет уста­новить умысел таких действий.

ССТ: Вы сказали, что есть новые тренды в мошенничестве по жизни и здоровью?

И. Ф.: В этом виде страхования мы видим на рынке резкий всплеск убыточности, связанный с первичной диагностикой онко­логических заболеваний, причем, в отноше­нии установления именно второй группы инвалидности, не первой и не третьей. Мошенничество построено на ранее извест­ном застрахованному лицу диагнозе. Кроме того, человек может одновременно страхо­ваться в нескольких компаниях, не связан­ных с заключением договора страхования ипотеки или страхованием от несчастного случая. По суммам выплат этот тренд пока не перекрывает объема в ОСАГО, но есть серьезная динамика.

ССТ: Как помогает бороться с мошенни­чеством МВД?

И. Ф.: Напомню, что страховщики суще­ственную часть мошеннических случаев выявляют самостоятельно и минимизи­руют потери, не позволяя им сказываться на тарифах для добросовестных страхо­вателей. Но определенная часть ущерба все же доходит до МВД. Это ситуации, где особенно необходимы профилактические меры, а также когда речь идет о профессио­нальном мошенничестве.

Наше активное сотрудничество с право­охранительными органами продолжается. Мы видим, что средняя емкость обработки поданных заявлений в квартал составляет примерно 1 тысячу. Эта цифра держится достаточно стабильно. ВСС и страховщики фокусируются на повышении эффективно­сти взаимодействия с правоохранительны­ми органами. Мы разрабатываем реко­мендации, как наладить эту работу с той и другой стороны.

ДИНАМИКА: I КВАРТАЛ 2023 И I КВАРТАЛ 2024, %

Сейчас страховое сообщество вместе с правоохранительными органами наце­лено на борьбу со сложными групповыми случаями, и здесь еще есть потенциал по­вышения качества и интенсивности работы с обеих сторон. Мы видим, в том числе на примерах из международной практики, какую часть этой задачи могут взять на себя страховые компании.

ССТ: Какая динамика наблюдается в ча­сти сумм ущерба?

И. Ф.: По средней сумме заявленного убытка мы видим достаточно сложную динамику в страховании жизни и здоровья. Эта кривая опять пошла вверх с учетом тех факторов, о которых я говорил.

ЗАЯВЛЕННЫЙ УЩЕРБ В МВД, млрд руб

Средний убыток по мошенничеству в ОСАГО остается в диапазоне около 300 тыс. рублей. Это очень удобная сумма для мошенников, так как 400 тысяч вызы­вают дополнительное внимание, а заявлять убыток ниже 200 тыс. рублей уже экономи­чески нецелесообразно.

По каско видим четкий тренд повышения суммы заявляемого ущерба, что связано с динамикой страховой суммы по авто­мобилям. Кроме того, влияние оказывает выбор мошенниками марок и моделей машин.

ССТ: Как мошенничество распределяет­ся по регионам РФ?

И. Ф.: Объемы мошенничества по реги­онам сильно различаются. Мы видим, что Москва остается лидером по количеству заявлений — это пропорционально объему рынка.

На втором месте находится Краснодар. Сейчас работа в крае пошла более эффек­тивно. Мы видим, что такого большого числа мошенничества, как раньше, уже нет.

Лидер по проценту возбужденных уголов­ных дел в ОСАГО — Москва. Критически мал этот показатель в Казани — 7 % и Баш­кортостане — 4 %.

По уровню мошенничества в ОСАГО повышенного внимания по-прежнему требуют Приморский край, Новосибирск и Санкт-Петербург. Это достаточно слож­ные города. Воронеж и Карачаево-Черке­сия — лидеры по количеству заявлений в личном страховании. Но в личном страховании их традиционно немного: большая часть вопросов решается без рас­следования, которое может быть долгим и сложным.

ССТ: Какие меры готовы предложить на страховом рынке в рамках борьбы со страховым мошенничеством?

И. Ф.: Отмечу основные направления. Прежде всего, это координация общих действий страховщиков, поддержка ре­гиональных рабочих групп, трансгранич­ное взаимодействие. Например, недавно мы проводили выездное совещание на по­лях Чебоксарского экономического форума. Также организуем работу по взаимодей­ствию с Центральным банком и перестра­ховочными компаниями.

Актуальной остается наша «триада» — расследование, выявление случаев мошен­ничества и предотвращение противоправ­ных действий. В области профилактики преступлений мы надеемся на помощь СМИ. Публикации успешных случа­ев расследований, создание понятного информационного фона вокруг страхового мошенничества помогают снижать его уровень.

Мы также активизировали работу с Бан­ком России в части методологии, развития и совершенствования основных направле­ний противодействия страховому мошен­ничеству у страховщиков, формирования базовых требований к системам по проти­водействию страховому мошенничеству. Надеемся, что в этом году будет запущен рейтинг качества организации таких си­стем для того, чтобы иметь возможность объективно формировать лучшие практи­ки. Полагаем, что это поможет улучшить ситуацию.

Очень важно, чтобы в Законе «Об орга­низации страхового дела» было закрепле­но понятие «службы расследований» как функции страховой компании по про­тиводействию страховому мошенниче­ству. Необходимо также ввести понятие «страховой расследователь», то есть штатный сотрудник страховой организа­ции, который непосредственно занима­ется этой деятельностью. У него должны быть дополнительно зафиксированные на законодательном уровне полномочия для опроса очевидцев, наведения справок, получения ответов на запросы, сбора об­разцов для сравнительного исследования, исследования предметов и документов, осмотра места происшествия, в том числе с привлечением экспертных организаций, и назначения необходимых экспертных исследований.

Главное, о чем мы сейчас говорим в этом направлении, — придание соответствующе­го статуса сбору и исследованию необходи­мых материалов страховыми расследовате­лями, для того чтобы такие доказательства могли лечь в основу уголовного дела, а дознаватели и следователи не занимались повторным сбором документов.

Похожие статьи

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…
ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

За годы работы Службы финансового уполномоченного проявились определенные нюансы, которые необходимо учитывать для исключения спорных ситуаций между страховщиками, потребителями страховых услуг…
НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

Нацеленность на достижение общего результата позволяют оперативно находить системные решения проблем с мошенничеством. О том, почему деятельность подразделений безопасности всех страховых…