- 3 декабря, 2019
- 139
СТРАХОВАНИЕ – ЗАЩИТА ОТ КИБЕРУГРОЗ
Европа, где кибератаки с большими последствиями случались чаще, чем в России, считает нормой страхование киберрисков. На севере Европы страховая защита на такие случаи есть даже у компаний, занимающихся велопрокатом. В России страхование киберрисков мало распространено. Какими бывают последствия легкомысленного отношения к безопасности корпоративных информационных ресурсов? Международным опытом AIG делится Екатерина Белоусова, руководитель отдела по урегулированию убытков АО «АИГ».
Современные страховые технологии: У AIG есть опыт участия в урегулировании убытков по киберрискам?
Екатерина Белоусова: У страхователей АО «АИГ» пока не было серьезных инцидентов. Однако наши европейские коллеги накопили опыт в урегулировании ряда страховых случаев, произошедших в результате кибератак. Поэтому я расскажу об опыте AIG на примере трех убытков.
Один из них, крупнейший на сегодняшний день в практике наших коллег, произошел в марте этого года в глобальной компании, работающей в сфере тяжелой промышленности. Компьютерная сеть компании была заражена вирусом-вымогателем. Чтобы предотвратить распространение вируса по всей сети компании, офисы которой находятся в 26 странах мира и в которой работают более 30 тыс. сотрудников, было принято решение отключить на время все системы. Поскольку производство нельзя было останавливать в силу его специфики, все процессы были переведены на ручное управление, что затруднило производство, реализацию и даже бухгалтерский учет и выплату заработной платы сотрудникам. Привлеченные AIG IT-специалисты незамедлительно начали расследование причин произошедшего, оценку степени воздействия и возможности запуска отдельных процессов в обычном режиме, а также поиск путей решения проблемы. Уже в первый день причина была определена и после проверки поэтапно начат запуск тех частей сети, которые не были затронуты вирусом. Подразделения, пострадавшие в большей степени, до сих пор не восстановились в полной мере.
Страховая сумма по полису составляет 75 млн евро, включая риски, связанные с перерывом в производстве. 5 млн евро были потрачены на специалистов и экспертов, которые помогали ликвидировать последствия воздействия вируса. Пока убыток не урегулирован окончательно, поскольку компания до сих пор испытывает последствия инцидента в виде снижения прибыли от падения объемов производства и реализации продукции – ее квартальная выручка сократилась на 15 %. Но оцениваемая сумма убытка уже приближается к предусмотренному полисом лимиту и, вероятно, превысит его.
ССТ: В чем ценность помощи, которую страховщик оказал клиенту?
Е. Б.: Помимо ИТ-специалистов AIG привлекла юристов и PR-компанию. Для минимизации регуляторных и репутационных рисков на сайте компании ежедневно публиковалась информация, чтобы в курсе происходящего были клиенты, поставщики, акционеры и прочие заинтересованные лица. Кроме того, достигнута договоренность, что будет изменен срок ближайшей квартальной отчетности. Наша помощь позволила клиенту сконцентрироваться на восстановлении операционной деятельности и предотвращении инцидентов в сфере физической безопасности. Ведь возможная производственная авария могла привести даже к человеческим жертвам. Наконец, AIG выплатила около 2 млн евро в качестве аванса на первичные необходимые расходы компании.