• 30 октября, 2023
  • 96

ПРАВО РУЛЯ

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

Артамонов Алексей

Вице-президент «Альфа Страхование»

ПРАВО РУЛЯ

На дорогах Приморского края преобладают праворульные автомобили, причем, далеко не новые. Этот фактор негативно влияет не только на аварийность, но и, как следствие, на доступность ОСАГО в этом регионе. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов ответил на вопросы журнала о том, какими мерами можно снизить остроту проблемы по страхованию автогражданской ответственности.

ССТ: Проблема ОСАГО в Приморском крае много лет остается достаточно острой. Что мешает быстро ее решить?

Сергей Ефремов: В Приморском крае свыше 80 % легковых автомобилей — это автомобили с правым рулем, предназна­ченные для левостороннего движения. А так как у нас в России установлено пра­востороннее движение, то при движении праворульных автомобилей по правому ряду левая фара светит в глаза водителю на встречной полосе. Они чаще попадают в аварии.

>80 % легковых автомобилей в Приморском крае — автомобили с правым рулем

К тому же все автомобили, которые при­ходят к нам из Японии, достаточно старые. Если средний возраст автомобиля в целом по стране составляет 10–12 лет, то по При­морскому краю — 20 лет.

Мы надеялись, что с началом СВО количе­ство бывших в употреблении автомобилей, ввозимых из Японии, уменьшится. Этого не произошло: количество таких автомоби­лей увеличилось, а цены на них не выросли.

Средняя частота страховых событий по ОСАГО, %

ССТ: Как своеобразие приморского автопарка влияет на ОСАГО?

С. Е.: В соответствии с единой методикой, используемой в ОСАГО при расчете вели­чины убытка, ремонт транспортных средств должен осуществляться новыми запчастя­ми. Понятно, что никаких новых авто­запчастей к праворульным автомобилям в Приморском крае нет. Автовладелец полу­чает выплату как за новые автозапчасти, ре­монтирует машину б/у деталями, а разницу в цене просто кладет себе в карман.

Здесь нет никакого мошенничества, но водителю на автомобиле с правым рулем получается выгодно попадать в аварии. Можно просто, например, поцарапать бам­пер: бывший в употреблении бампер будет стоить около 10–15 тыс. руб., а страховая компания выплатит за новый 50 тыс. руб. Владелец транспортного средства скажет: «Спасибо всем!»

ССТ: В такси тоже работают праворуль­ные машины?

С. Е.: На Дальнем Востоке нет таксомо­торных парков. Основная масса таксистов оформлена индивидуальными предприни­мателями, и практически все автомобили праворульные. Так как сегодня средняя стоимость полиса ОСАГО для такси состав­ляет от 20 до 40 тыс. руб. в год, то водители заявляют такси как автомобиль для лично­го пользования. Потом при ДТП это выяв­ляется, и страховщик отказывает в выплате. И вот здесь уже начинается мошенничество и недобросовестная практика.

В Приморском крае работает агрега­тор такси ООО «Максим-Владивосток», который фактически содействует тому, чтобы таксисты не покупали полис ОСАГО. Водитель заключает договор, машина раз­рисована как такси, и потребитель уверен, что он вызвал такси. Однако при разбира­тельстве со страховой компанией владелец машины говорит, что он всего лишь возил рекламу такси. Выявив такие злоупотребле­ния, мы обратили на это внимание адми­нистрации региона. МВД уже проводит проверки.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ АВТОМОБИЛЯ

ССТ: Поддерживают ли региональные власти усилия страхового сообщества по обеспечению доступности полисов ОСАГО и борьбе с мошенничеством в регионе?

С. Е.: Буквально 30 августа этого года в Приморском крае было очередное межве­домственное совещание. Оно проводится ежеквартально под эгидой администрации Приморского края. На совещании было конкретно указано на необходимость обеспечения доступности полисов ОСАГО в Приморском крае.

Уровень мошенничества в автострахова­нии здесь достаточно высок. Наши встречи с руководством региональной прокуратуры и с МВД уже дали определенный положи­тельный результат. В Приморье достаточно высокая возбуждаемость уголовных дел, наверное, самая высокая по России — более 50 % от поданных страховщиками заявлений. Однако большое количество возбуждаемых дел потом прекращается или приостанавливается. Достаточно сложно доказать мошенничество с использованием транспортного средства, потому что нужно проводить большое количество различных экспертиз.

МВД обвиняет страховщиков Приморско­го края в том, что они очень долго собира­ют информацию о выявленных признаках страхового мошенничества — практически, 3–6 месяцев после наступления страхового случая. Но страховщикам, чтобы выявить случаи с подозрением на страховое мо­шенничество, также нужно провести ряд технических экспертиз. Очень часто и сами мошенники не спешат предоставлять авто­мобиль на смотр.

ССТ: Есть ли в Приморском крае доступ к городским камерам? Возможно, это помогло бы оперативно собирать доказа­тельства в случае страхового мошенниче­ства.

С. Е.: В Приморском крае практически всем страховщикам в 2023 году предостав­лен доступ к городским видеокамерам. Администрация региона все требования страховщиков по предоставлению дан­ных с камер выполнила, за это ей большое спасибо. Но нужно отметить, что сам Приморский край не очень хорошо осна­щен такими камерами. Основные проблемы у нас возникают во Владивостоке.

ССТ: Сколько людей в Приморском крае ездит без полиса ОСАГО?

С. Е.: По нашим экспертным оценкам, эта доля составляет не менее 30 %.

ССТ: Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, как пострадавшие могут взы­скать с него компенсацию?

С. Е.: Первый вариант — через суд. Но это долго, и в суды обращаются не все постра­давшие. Второй — по старинке разбираться с виновником лично. Но в любом случае, обычно те, кто ездит без полиса ОСАГО, денежных средств не имеют. Допустим, суд присуждает по 20 % от зарплаты виновника взыскивать в пользу пострадавших, а зар­плата эта может быть минимальной.

Со страховщика пострадавший, даже если у него самого есть полис ОСАГО, в этом случае ничего не получает, ведь ОСАГО — это страхование ответственности виновной стороны. Единственная возможность для потерпевшего сделать ремонт машины за счет страховой — это оформление полиса каско. Сейчас страховщики разра­батывают специальные программы — так называемое мини-каско, чтобы закрывать такие ситуации.

Мини-каско имеет страховые суммы в пределах лимита по ОСАГО. Но граждане неактивно покупают полисы каско, потому что не понимают, что ОСАГО — это не за­щита автомобиля, это защита ответствен­ности водителя в случае, если он является виновником.

ССТ: А для тех, кто хочет купить полис ОСАГО, — он доступен?

С. Е.: Особенность Приморского края со­стоит как раз в том, что здесь нельзя обви­нить водителей, нельзя обвинить админи­страцию в том, что страховщики не делают доступным полис ОСАГО.

Администрация стремится к тому, чтобы на дорогах все было законно, чтобы проблем у граждан не возникало. Граждане говорят: «А где ж я куплю полис?» При заключении договора ОСАГО в электронном виде всегда появляются какие-то технические препоны.

В Приморье достаточно высокая возбуждаемость уголовных дел, наверное, самая высокая по России – более 50 % от поданных страховщиками заявлений. Однако большое количество возбуждаемых дел потом прекращается или приостанавливается.

ССТ: Но ведь создан перестраховочный пул по ОСАГО. Он изменил ситуацию к лучшему?

С. Е.: В этом пуле перестраховочная комиссия составляет 23 % — это величина расходов на ведение дела. Она одинакова практически для всех регионов. Чтобы повысить доступность полисов ОСАГО и заинтересовать страховщиков страховать транспортные средства, для Приморского края с июля введено комиссионное воз­награждение в размере 35 %. Таким обра­зом, страховщики смогут получать доход, позволяющий компенсировать расходы, связанные с урегулированием убытков. Это начало давать положительные результаты. Количество продаж полисов ОСАГО стало увеличиваться, растет количество догово­ров, передаваемых в перестраховочный пул. Мы надеемся, что до конца года сможем улучшить ситуацию.

ССТ: Что еще предпринимают страхов­щики?

С. Е.: Мы договорились с Центральным банком о внесении изменений в Единую методику при расчете стоимости запасных частей для праворульных автомобилей. Сейчас считаются данные по стоимости за­пасных частей по Москве и Московской об­ласти, а затем применяются региональные коэффициенты. Однако для праворульных автомобилей будет лучше сразу считать стоимость запчастей, исходя из их регио­нальной стоимости. Это позволит сделать цену запасных частей более справедливой.

Мы продолжаем вести переговоры с Банком России, Минфином и Госдумой по рассмотрению возможности исполь­зования б/у запасных частей для ремонта. Безусловно, речь только о тех запасных частях, которые не влияют на безопасность транспортного средства.

Мини-каско имеет страховые суммы в пределах лимита по ОСАГО. Но граждане неактивно покупают полисы каско, потому что не понимают, что ОСАГО —это не защита автомобиля, это защита ответственности водителя в случае, если он является виновником.


Алексей Артамонов

Алексей Артамонов
Вице-президент
«Альфа Страхование»

Страховая компания по обязательным видам страхования, таким как ОСАГО, подчиняется тари­фам, устанавливаемым ре­гулятором. По статистике Банка России убыточность в Приморье такая, что она не покрывается тарифом: разрыв между сборами и вы­платами у нашей компании практически в два раза. При 200 % убыточности без уче­та расходов на ведение дела страховые компании бизнес вести не могут.

Страховщик может эффективно работать только тогда, когда тариф экономически обоснован. Наше страховое законода­тельство требует, чтобы мы применяли экономиче­ски обоснованный тариф. Но существующие сейчас тарифы для Приморья экономически не обоснова­ны. Страховщики оказались заложниками создавшейся ситуации.

Специфика Дальнего Востока состоит в том, что там эксплуатируется очень много «праворульных» автомобилей. Большинство из них не закупались диле­рами, то есть запчастей на них в России официально не продается — их можно купить только в Японии.

Понятно, что стоимость таких новых автозапча­стей в России очень высо­кая. По единой методике расчетов мы можем счи­тать компенсацию только по стоимости новых запчастей. Получаются баснословные деньги, и по­являются целые категории людей, которые получение компенсаций по ОСАГО ставят на поток. Для кого-то это становится очень хорошим бизнесом. Та­ким образом, экономические «ножницы» провоцируют развитие мошенничества.

Мы проводим достаточно большое количество меро­приятий, направленных на борьбу с мошенниче­ством. Ситуация улуч­шается, но недостаточно быстро.

Недавно был опубликован проект нормативного акта Банка России, направлен­ный на внесение в методику расчета изменений, кото­рые позволили бы учесть дисбаланс по стоимости запчастей. Это поможет страховщикам снизить расходную часть.

Что касается доходной части, то в Приморье нужно поднимать тари­фы радикальным образом. Мы все понимаем, что ОСАГО — это социальный вид страхования, а недо­ступность ОСАГО — это социальная проблема. Но ни­кто не отменял тезис про экономически обоснованный тариф.

Когда человек покупает дешевую старую японскую машину, он осознанно эко­номит на машине и безо­пасности. Наверное, будет справедливым, если за свою ответственность владе­лец такого транспортного средства будет платить больше. Страховщики обсуждают введение допол­нительного коэффициента за правый руль, потому что автомобиль с правым рулем, используемый на дорогах с правосторонним движени­ем, является источником повышенной опасности, что подтверждается наши­ми актуарными данными.

Мы обсуждаем возмож­ность использовать для ремонта бывшие в употре­блении запчасти. Безуслов­но, это касается только тех запчастей, которые не влияют на безопасность автомобиля. Мы не гово­рим про замену, например, тормозных систем, а пред­лагаем ремонтировать б/у запчастями, например, кузовные элементы. Это тоже приведет к тому, что стимул наживаться за счет страховщиков будет пропадать.

Необходимо продолжать борьбу со страховым мо­шенничеством. Правоохра­нительные органы должны дать четкий сигнал, что безнаказанными такие преступления не оста­нутся. Мы продолжаем взаимодействие с правоох­ранительными органами в Приморском крае и других субъектах, где эта пробле­ма ощущается наиболее остро.

Но многое из того, о чем я сказал, находится вне контроля региональных властей и страховщиков. В частности, тарифы устанавливаются на фе­деральном, а не региональ­ном уровне. Из-за того, что решение многих про­блем находится в Москве, а не в Приморье, решить проблемы быстро, даже объединившись с региональ­ными властями, у нас пока не получается.

Похожие статьи

РСА поддерживает расширение ОСАГО на Белоруссию

Комитет Госдумы по финансовому рынку рассмотрел законопроект о создании единой системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках Союзного…
Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Статистика РСА за 2023-2024 годы подтверждает, что ситуация с запчастями и стоимостью ремонта после ДТП далека от стабилизации. Вопреки этому стоимость…
БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

После изменений в порядке проведения техосмотров, вступивших в силу в 2021 году, продажа поддельных диагностических карт свелась к минимуму. Однако обеспечение…