• 21 мая, 2024
  • 52

«ЦИФРА» ПРОТИВ ЖУЛИКОВ

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

«ЦИФРА» ПРОТИВ ЖУЛИКОВ

Активная работа по противодействию мошенничеству дает хорошие результаты, уверен вице-президент ВСС Сергей Ефремов. По его мнению, сейчас основными помощниками страховщиков в борьбе со страховыми преступлениями могут стать высокие технологии и цифровизация.

ССТ: Каких результатов в борьбе с мо­шенничеством удалось достичь в про­шлом году?

Сергей Ефремов: В 2023 году мы прове­ли большую работу по противодействию мошенничеству в страховании. В более чем 30 регионах прошли межведомственные совещания с правоохранительными органа­ми. Это позволило нам повысить возбужда­емость уголовных дел с 19 % до 28 % от по­данных заявлений — не только по ОСАГО и каско, но и по другим видам страхования. Благодаря активности страхового сообще­ства и деятельности профильных рабочих групп на местах правоохрана вынуждена обращать на нас внимание и принимать меры по предотвращению мошеннических действий.

Мы продолжаем делать упор на работу региональных подразделений страховщи­ков. Такие группы по противодействию страховому мошенничеству созданы сегодня в 68 субъектах Российской Феде­рации. Более эффективна их деятельность в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Волго­граде. Также нужно отметить Красноярск, Владивосток. Хуже обстоят дела в регионах Северного Кавказа, где работа страхов­щиков складывается тяжело: Ингушетия, Чечня, Дагестан.

Остаются проблемы в Новосибирске, Марий Эл, Архангельске и Воронеже — там активизировались аварийные комиссары. В этих регионах мы собираемся проводить межведомственные совещание, чтобы купи­ровать проблемы.

ССТ: В каких видах страхования преоб­ладали мошеннические действия?

С. Е.: 2023 год «отличился» мошенниче­ством по двум видами страховых услуг. В первую очередь, это автострахование — ОСАГО и каско. Второй вид, «полюбив­шийся» мошенникам, это страхование жизни и здоровья. И если в противодей­ствии мошенничеству в автостраховании мы продвинулись достаточно далеко, то со страхованием жизни все сложнее.


Порядка 20–30
межведомственных совещаний
планируется провести в 2024 году


ССТ: Как удается противостоять мошен­ничеству в моторных видах?

С. Е.: Внедрение современных технологий позволяет сделать оформление страхово­го случая комфортным для страхователя, и усложняет жизнь мошенников. Мы видим, что в связи с внедрением цифровых технологий ситуация с мошенничеством в ОСАГО и каско улучшилась.

В 2023 году вступил в силу № 327-ФЗ об удаленном урегулировании. В частно­сти, его положения предусматривают, что осмотр поврежденного транспортного сред­ства может осуществляться страховщиком путем получения от участников ДТП фото- и видеоматериалов в электронной форме. Эти материалы могут использоваться для проведения независимой технической экс­пертизы или оценки.

ССТ: Какие возможности в борьбе с мо­шенничеством дают высокие технологии?

С. Е.: Прежде всего, это возможность проведения различных видов экспертиз, в первую очередь, в автостраховании. Если раньше мы использовали только товаровед­ческие экспертизы, то есть определение сто­имости ущерба при ДТП, то сейчас активно применяется транспортно-трассологиче­ская экспертиза. Она позволяет определить, произошли ли повреждения в результате конкретного страхового события, или нет.

Осмотр автомобиля сегодня уже в боль­шинстве случаев проводится с использова­нием искусственного интеллекта. Даже если повреждения находятся под слоем грязи, ИИ может это выявить. Правильно сделанные фотографии позволяют воссоздавать целост­ность автомобиля в 3D. Если в конкретном месте есть вмятина, то она должна подтя­нуть за собой какие-то другие повреждения. Искусственный интеллект это просчитывает и сигнализирует, если есть нестыковки, то есть подозрения в мошенничестве.

Количество направленных заявлений в правоохрану и суммы ущерба по годам

ССТ: Помогает ли искусственный интел­лект бороться с «подставами» на дорогах?

С. Е.: Как раз в 2023 году, когда стала активно распространяться схема «подстав» на кольцевых перекрестках, мы начали использовать экспертизу обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. До­казать злой умысел всегда было достаточно сложно, даже с применением трассологии. Но автотехническая экспертиза обстоя­тельств ДТП, которая по данным камер определяет расположение транспортных средств и выявляет причинно-следствен­ные связи между действиями участников происшествия, дала отличные результаты.

Также в 2022–2023 годах начала активно внедряться экспертиза технической неис­правности или фальсификации на основа­нии исследования технического состояния деталей автомобиля, их внешнего вида. Это не цифровая экспертиза, но она очень важна для выявления именно тех деталей, которые пострадали в конкретном ДТП.

Соотношение возбужденных УД к отказам в ВУД и непринятых заявлений в правоохранительные органы по всем видам страхования (%), по годам

ССТ: Помогает ли в выявлении мошен­ничества Бюро страховых историй?

С. Е.: БСИ работает с августа 2015 года, и туда заносятся все договоры страхования и сведения об урегулировании убытков. Благодаря этой базе можно выявлять двой­ное страхование и конструктивную гибель. Страховщики очень активно пользуются данными БСИ как для оценки клиента при заключении договора страхования, так и при оценке убытка для выявления мошенничества. Например, если у клиента в течение трех месяцев выплата по трем страховым случаям, это дает возможность поставить «красный флажок» и выявить страховое мошенничество.

ССТ: А по страхованию жизни инфор­мация также заносится в Бюро страховых историй?

С. Е.: Нет, пока по закону в БСИ заносятся только договоры каско и ДСАГО. Сегодня такая задача поставлена и по страхованию жизни, поэтому уже начинается практиче­ский сбор информации.

Как я уже сказал, по страхованию жизни и здоровья у нас есть проблема с мошен­ничеством. Закон защищает персональные данные, и это стимулирует злоупотребле­ния со стороны лиц, которые хотят на этом заработать. Нам предстоит большая работа, в которой очень помогла бы цифровизация. Вся медицинская информация заносится в базу данных ОМС. Если ее можно будет получать страховщику, это позволит делать выводы о том, когда был поставлен диагноз, и к каким последствиям он привел. Для страховщиков очень важно, был ли диагноз установлен до заключения договора страхо­вания или уже в течение его действия.

В страховании жизни и здоровья борь­ба с мошенничеством — это наша задача на 2024 год. Здесь работа идет в направле­нии создания каждой страховой компанией специальных подразделений по проти­водействию страховому мошенничеству и расследованию страховых случаев. Конеч­но, мы хотим, чтобы были внесены изме­нения в закон об организации страхового дела, позволяющие сотрудникам страховой компании, которые занимаются рассле­дованием страховых случаев, проводить определенные действия: сбор информа­ции со свидетелей, получение объяснений самого страхователя, осмотр и фотографи­рование объекта, назначение необходимых экспертных исследований и др.

ССТ: Какие еще информационные систе­мы были бы полезным страховщикам?

С. Е.: Практически все автомобили выпу­ска после 2017 года в обязательном порядке должны быть оборудованы приборами Глонасс. Этот прибор фиксирует все удары в ДТП, также можно получить инфор­мацию о расположении транспортного средства на проезжей части и относительно другого автомобиля, координаты, время и место происшествия. Использование ГЛОНАСС — достаточно серьезное направ­ление развития.

ССТ: Есть ли сейчас у страховщиков воз­можность получать данные с городских камер?

С. Е.: Постановление правительства № 523‑П дает нам право делать запросы в ГИБДД и получать административные и фотоматериалы. МВД России в ответ на наш запрос указало, что их должны пре­доставлять все региональные подразделения. Уже в более чем 30 субъектах РФ у страхов­щиков есть доступ к информации с видео­камер. В некоторых регионах информация предоставляется не только с «Безопасного города», но и с «Потока» и «Паутины», которые были рассчитаны на использование сотрудниками МВД. При наличии таких материалов хорошо видно, где и как произо­шло ДТП, были ли полученные повреждения на автомобиле ранее. Это тоже для нас очень активное направление.

Похожие статьи

«АльфаСтрахование» помогла пресечь деятельность группировки автомошенников в Башкирии

«АльфаСтрахование» помогла правоохранительным органам пресечь преступную деятельность группировки автомошенников, которые за два года – с 2020 по 2022 гг. – нанесли…
ЦИФРОВЫЕ И УДОБНЫЕ

ЦИФРОВЫЕ И УДОБНЫЕ

Некоторые онлайн-сервисы появились как необходимость в разгар пандемии, но стали неотъемлемой частью бизнес- процессов страховщиков. О цифровых трендах в урегулировании убытков…
БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

После изменений в порядке проведения техосмотров, вступивших в силу в 2021 году, продажа поддельных диагностических карт свелась к минимуму. Однако обеспечение…